Худший американский танк Второй Мировой войны

Стивен Залога
Авторская версия одноименной статьи из «Military Ordnance», опубликованная в журнале «Полигон» №2 / 2001 г.

Какой из американских танков времен Второй Мировой войны был самым плохим? Если ограничиться только теми танками, что серийно выпускались и применялись в боях, то, скорее всего, таковым можно назвать легкий танк T-16. Вряд ли большинство читателей сможет уверенно даже распознать эту машину. Ее служба в американской армии была столь коротка и даже позорна, что она обычно едва упоминается в большинстве официальных историй развития танков США в годы Второй Мировой войны.

 

В отличие от почти всех прочих танков армии США того времени, легкий танк Т-16 был разработан фирмой «Мармон-Херрингтон» (Marmon Herrington) не на основе требований армии США. Он был создан в частном порядке и предназначался для коммерческого экспорта. Фирма «Мармон-Херрингтон» была наиболее известна в то время своими коммерческими грузовиками и в 1930-х гг. начала проектировать легкие танки для экспорта, в том числе и CTVL, предназначенный первоначально для Мексики. Немного позднее один CTL-3 был приобретен корпусом морской пехоты США для проведения испытаний. Это не был танк в полном смысле этого слова и напоминал, скорее увеличенную танкетку. Улучшенная модель CTL-3M также был построен для морской пехоты США и помог сформировать базу для более позднего Т-16.

Общие виды легкого танка Т-16:

 

В 1940 г. армия Королевской Голландской Вест-Индии (KNIL: Koninklijk Nederlans Indisch Leger) начала программу обширной модернизации своего вооружения. KNIL относилась к голландским вооруженным силам, призванным защитить нефтяные богатства голландской Вест-Индии (которая входит сегодня в состав Индонезии), KNIL была отделена от армии Голландии и чаще всего заказывала себе вооружение самостоятельно. Когда война на Тихом океане стала неизбежной, KNIL решила реорганизовать свои четыре механизированные бригады и позднее увеличить их количество до шести. Эти новые боевые единицы требовали значительного количества новых транспортных средств, в том числе грузовиков, тягачей и танков. Голландия не была способна выпустить такое количество техники самостоятельно, тем более что из-за войны, уже окутавшей Европу, не было никакой возможности доставить ее оттуда. Единственным источником такой поставки могли быть только Соединенные Штаты, но их танковые заводы были тоже заняты спешным оснащением американской армии и первыми договорами поставок по ленд-лизу. Так что KNIL была вынуждена обратиться к тем фирмам, которые не были связаны договорами о поставке боевой техники армии США. «Мармон-Херрингтон» подходила для этого идеально, так как могла обеспечить выпуск всего спектра транспортных средств и необходимого оборудования на коммерческой основе.

В 1940 KNFL заказала 600 танков, в том числе легкие двухместные CTLS-4TAC, CTLS-4TAY, трехместные CTMS-1TBI и средние четырехместные MTLS-1GM. Было решено сформировать в каждой бригаде два танковых батальона с общим количеством 90 танков. По азиатским меркам это были огромные военные поставки, начало которых пришлись на май 1941 г. Из указанных четырех типов первыми должны были поставляться CTLS-4. Как уже упоминалось раньше, эти машины были развитием CTL-3, наибольшим отличием от которых было наличие пулеметной башни. По не вполне понятным причинам CTLS-4 строился в двух вариантах, являвшихся как бы зеркальным отражением друг друга. CTLS-4TAC имели водительское место слева, a CTLS-4TAY – справа. По всей вероятности это объяснялось тем, чтобы иметь возможность предлагать танк разным странам с водителем на той же стороне, как он располагался на гражданских автомобилях. Поскольку многие страны тихоокеанского региона приняли британское правило левостороннего движения, CTLS-4TAY мог поставляться им, в то время как другие страны могли выбрать CTLS-4TAC.

В результате контакта проектировщиков с Управлением Снабжения Армии США, для CTLS-4 рекомендовали подвеску на вертикальных витых пружинах – уменьшенную копию той, что пошла для нового легкого танка М3, Но CTLS-4 был много меньше и потому был вооружен только одним пулеметом Браунинга калибра .30 (7,62-мм) в башне и еще двумя в корпусе. Проектирование и производство CTLS-4 затянулось и вместо того, чтобы быть готовым к маю 1941 г., первые танки до начала войны с Японией в голландскую Вест-Индию так и не прибыли.

Японцы начали вторжение в богатые нефтью земли Вест-Индии в январе 1942 г. В середине февраля 1942 г. первые легкие танки CTLS-4 фирмы «Мармон-Херрингтон» были поставлены на остров Ява, общим числом чуть более 20 штук. Танки прибыли без боеприпасов для пулемета, которые позднее были получены от военно-воздушных сил, использовавших пулеметы калибра .30, вместо 7,92-мм, использовавшихся в армии Европы. Новые танки имели массу недостатков. Например, гнездо зажигания располагалось на брандмауэре позади водителя, и когда он оперировал рычагами управления, он часто ударял эту кнопку, отключая мотор. К 27 февраля первые семь обученных экипажей были сведены в импровизированный танковый взвод под командованием лейтенанта Кристиана. Это произошло всего за день до нападения японских сил на остров Ява, уже захвативших многие другие земли Вест-Индии. Взвод Кристиана совершил марш через горы севернее Бандоенг и атаковал разворачивающиеся японские силы возле города Соебанг 2 марта 1942 г. Несмотря на то, что первоначально наметился успех, танки, будучи изолированными от голландской пехоты, понесли потери: 5 танков из 7, и были в конечном счете отозваны. Силы KNIL на острове Ява сдались несколькими днями позднее – 8 марта 1942 г. Японцы оккупировали остров и нашли несколько исправных легких танков CTLS-4 и примерно дюжина их была со временем доведена до боеспособного состояния. В 1945 г. некоторые из них были переданы националистической Индонезийской Независимой Армии и использовались в боях против Британских вооруженных сил, высадившихся на острове Ява для установления союзнического управления.

После краха KNIL и Голландской Вест-Индии в марте 1942, следующей целью Японии, как ожидалось, должны были стать Новая Гвинея и Австралия. В начале марта, управление войск США, отклонило голландские требования и занялись укреплением Австралии. 102 танка CTLS-4 прибыли в Австралию в апреле и еще 47 в мае 1942, составив в общем 149 танков. Они использовались прежде всего для обучения, и постепенно списывались в резерв, так как началось поступление более современных танков и двигатели CTLS-4 начали использовать для оснащения катеров.

К лету 1942 г., дополнительные танки «Мармон-Херрингтон» вышли из ворот завода. Так как все они официально принадлежали голландскому правительству в изгнании, некоторые из них поступили для обеспечения боевых частей заграничных колоний, в том числе и тех, что действовали под управлением Германии и Японии. Всего Голландской Вест-Индии было поставлено 89 танков, включая Суринам, Гвиану (73) и Голландские Антиллы, изолированные участки Аруба (7) и Кюрасао (9). Среди них были 39 легких CTLS-4, 30 CTMS-1TBI и 19 средних MTLS-1G14. В Суринаме был сформирован батальон танков в Парамарибо под командованием лейтенанта Королевских Голландских морских пехотинцев Арендса. Некоторые вошли в развернутую позднее Воздушную Армию США в Зандерии. Они эксплуатировались до 14 февраля 1945 г., когда их штаты были пересмотрены. Тем временем Голландская Вест-Индия была освобождена и вовлечена в борьбу с Индонезийскими сепаратистами. В 1946 г. 17 легких танков CTLS-4 были поставлены на остров Ява. Они нуждались в ремонте и использовались очень ограниченно, даже после попытки их восстановления в 1947 г.

Следом за Голландией, Армия США была следующим кандидатом на получение остающихся танков производства «Мармон-Херрингтон». Но к тому времени в США уже имелся более совершенный легкий танк МЗ. 240 танков CTLS-4 предлагались Китаю и эта передача была предварительно одобрена. Однако в середине 1942 г. китайский офицер связи, генерал Пе Кианг, сообщил ведомству США, что Китай не испытывает недостатка в танках. Причины этого полностью не ясны. В любом случае управление США имело теперь более 250 легких танков типа CTLS-4. В июне 1942 г. Армия США решила взять большинство из них для ограниченной охранной службы. 23 июля 1942 г. Управление Вооружений приняло их для ограниченного использования и обозначило CTLS-4TAY как легкий танк Т-14, a CTLS-4TAC как легкий танк Т-16.

 

Поставки танков «Marmon Herrington» в 1941-45 гг.

Тип

Ява

Суринам

Aruba

Кюрасао

Австралия

Армия США

ленд-лиз

Всего

CTLS-4 легкий

24

26

6

7

149

240

-

452

CTMS-1TBI легкий

-

28

1

2

-

1

30

62

MTLS-1G14 средний

-

19

-

-

-

2

-

21

Всего

24

73

7

9

149

243

30

535

 

Подавляющее большинство из них поступило в подразделения штата Аляска, а также на Алеутских островах, чтобы встретить возможное японское вторжение сюда. Некоторые остались в Калифорнии в составе сил самообороны для защиты побережья от вторжения. Поставки включали: штат Аляска – 145, Северо-Западный сектор – 25, Северо-Западный Сектор/Калифорния – 19, Южный сектор/Калифорния – 25, Бермуды – 5, Ньюфаундленд – 17 и Солт Сент-Мери – 17.

Японцы оккупировали острова Киска и Атту в Алеутской гряде в июне 1942 г. Несколько танковых рот, сформированных из легких танков Т-14 и Т-16, были посланы на базы США на Алеутских островах. 138-й пехотный полк на о. Умнак был поддержан такой ротой. Японцы высадились здесь имея горстку легких танков Тип 95 «Ха-Го», и это был единственный (!) факт боевого применения вражеских танков на американской земле. Как известно, никакие американские танки, в том числе и производства «Мармон-Херрингтон» не применялись в то время, когда США вновь отвоевывали острова Киска и Атту из-за непроходимого грунта на побережье.

Возможно, наиболее известной среди вышеупомянутых подразделений была 602-я отдельная танковая рота на острове Умнак, которая поддерживала 135-й пехотный полк национальной обороны Миссури. Это подразделение часто фотографировалось и большинство фотографий танков Т-16 армии США относятся именно к этому подразделению. Рота была сформирована из роты «Б» 35-й танковой роты национальной гвардии Миссури и предполагалось, что она войдет в 194-й батальон легких танков, который вступил в бой на Филиппинах в 1941-42 гг. Однако рота осталась на территории штата, возможно потому, что в то время для нее просто не хватило танков.

Американские экипажи не любили танки «Мармон-Херрингтон». Отчет управления снабжения в ноябре 1942 г. подчеркивает, что каждый отдельно взятый танк ломался в течение первых 100 часов работы. Часть этих аварий избегалась путем обучения экипажей, поскольку многие из этих машин эксплуатировались не подготовленными танкистами, а «первым попавшимся» личным составом. В то же время голландцы и австралийцы находили эти танки достаточно удовлетворительными, так как голландцы почти три года эксплуатировали их в джунглях Суринама. 20 ноября 1942 г. управление снабжения приказало, чтобы все легкие танки Т-14 и Т-16 были сняты с вооружения и списаны. Наибольшее количество танков этого вида были списаны в 1943 г.

Управление снабжения отправило на Абердинский полигон один легкий танк CTMS-1TBI и два средних MTLS-1G14 для испытаний уже в феврале–мае 1943 г. В одном из сохранившихся отчетов они именуются как «полностью ненадежные с механическими и структурными дефектами, маломощные и снабженные слабым вооружением». Хоть эти танки и были оценены как непригодные для службы в Армии США, они нашли некоторый сбыт не только в Голландской Вест-Индии. Так, тридцать легких танков CTMS-1TBI предлагались отдельным странам Южной.Америки по программе ленд-лиза. Это Куба (8), Эквадор (12), Гватемала (6) и Мексика (4). Эквадор после списания «Мармон-Херрингтонов» получил в 1944 легкие танки M3A1. Некоторые из Гватемальских танков смогли пережить 1990 год и три из них даже продавались одному американскому коллекционеру. Но насколько известно, ни один из CTLS-4 серийного типа не сохранился целиком, хотя вполне возможно, что имеются их останки в необитаемых местах Суринама, или Алеутских островов.

 

Технические данные

Характеристика

Легкий танк Т-16 (CTLS-4TAC)

Экипаж

2 чел.

 

Длина

11 футов 6 дюймов

~ 3505 мм

Ширина

6 футов 10 дюймов

~ 2100 мм

Высота

6 футов 11 дюймов

~ 2110 мм

Клиренс

18 дюймов

~ 458 мм

Сухой вес

15,800 фунтов

~ 7200 кг

Толщина брони:

 

 

• лоб

1 дюйм

~ 25,4 мм

• борта

1/2 — 7/16 дюймов

~ 12,7-11,11 мм

• корма

7/1 6 дюймов

~ 11,11 мм

• башня

1/2 дюйма

~ 12,7 мм

• крыша

1/4 дюйма

~ 6,9 мм

Ширина трака

12 дюймов

~ 305 мм

Шаг трака

3 дюйма

~ 76 мм

Емкость топливного бака

47 галлонов

 

Трансмиссия

Скользящая муфта, управляемый дифференциал

 

КПП

5 скоростей вперед, 1 назад

 

Двигатель

Hercules WXLC-3 404 куб. дюйма, 6-цилиндровый, бензиновый

 

Мощность

124 л.с.

 

Макс, скорость

31 миль/час

~ 50 км/ч

Вооружение

3 х пулемета «Браунинг» кал. .30 (7,62 мм)

 

Углы горизонтального наведения башни

240 град.

 

Боекомплект, патронов

6000 шт.

 

 

 

 

 

Вступайте в нашу группу
«Отвага 2004»

 

 

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru