«Витязи» не знают преград

Денис Винников, Николай Савельев
Журнал «Военный парад», январь-февраль 2011

Мало кто знает, но знаменитая мысль Ломоносова о Сибири и российском могуществе полностью такова: «Могущество Российское прирастать будет Сибирью и Северным океаном». Эти крылатые слова сегодня известны не только россиянам. Труднодоступные территории Арктики, Севера, Сибири и Дальнего Востока России хранят в себе несметные богатства полезных ископаемых, нефти и газа. Разведка, освоение и охрана их – одна из стратегических задач экономики России.

Отсутствие специальной снегоболотоходной техники до 60-х годов прошлого столетия сдерживало освоение этих территорий и оборачивалось огромным материальным ущербом. Она же была необходима и для укрепления северных и дальневосточных рубежей страны, в первую очередь под монтаж разрабатываемого ракетного вооружения.

Со всей очевидностью встала задача по созданию отечественных двухзвенных гусеничных машин (ДГМ) большой грузоподъемности, так как однозвенные не были способны с достаточной эффективностью перевозить по труднодоступной местности грузы массой более 3 тонн. И с такой задачей отечественная наука и производство успешно справились.

К началу 1980-х годов был завершен большой цикл научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию двухзвенных гусеничных транспортеров. Результатом творческого сотрудничества под руководством Главного автомобильного управления Минобороны, научных, конструкторских и производственных коллективов 21 НИИИ МО, НИИ двигателей, ВНИИТрансмаш, Рубцовского машиностроительного завода и Ишимбайского завода транспортного машиностроения явилась разработка высокоунифицированного семейства ДГМ «Витязь».

В состав семейства вошли плавающие (ДТ-10П, ДТ-20П и ДТ-30П) и неплавающие (ДТ-10, ДТ-20, ДТ-30) двухзвенные гусеничные транспортеры грузоподъемностью 10, 20 и 30 тонн соответственно.

Серийное производство ДТ-10П, ДТ-30П и ДТ-30 за период с 1982 по 1986 год было освоено на Ишимбайском заводе транспортного машиностроения (в настоящее время ОАО «МК «Витязь»).

Компоновочные решения транспортеров ДТ-10П и ДТ-30П одинаковы. Оба звена имеют сварные герметичные корпуса. Силовая установка расположена на первом звене за кабиной. В качестве двигателя использован 12-цилиндровый многотопливный дизель В-46. От него крутящий момент передается посредством карданного вала к гидромеханической трансмиссии и далее к коническим и бортовым редукторам и ведущим колесам обоих звеньев.

Ходовая часть состоит из четырех широких резинотканевых ленточных гусениц со стальными сварными поперечинами (ширина гусеницы 960 мм для ДТ-10П и 1100 мм для ДТ-30П), четырех ведущих колес гребневого зацепления с девятью парами полиуретановых роликов, опорных катков с резино-губчатым наполнителем и четырех направляющих колес с двумя полиуретановыми венцами. Подвеска независимая торсионная, с пружинными упорами на всех катках.

Важнейшие достоинства отечественных ДГМ – высочайшая проходимость (способность преодолевать: водные преграды на плаву со скоростью 5–6 км/ч, ров шириной до 3,5 м, вертикальную стену высотой до 1,5 м, подъемы крутизной до 35° и косогоры до 20°, снежную целину глубиной до 2–3 м, практически все виды болот) в сочетании с большой грузоподъемностью. Все это достигается за счет:

• компоновочной схемы, позволившей применить кинематический способ поворота путем складывания звеньев в горизонтальной плоскости без изменения тягового усилия на ведущих колесах;

• передачи мощности на оба звена;

• низкого (не более 0,3 кг/см2) удельного давления на грунт;

• дизельного двигателя мощностью 710 л.с., обеспечивающего большие тяговые усилия на гусеницах.

Применение в трансмиссии блокируемых межзвенного и двух межбортовых дифференциалов позволяет при необходимости осуществлять движение даже на одной из четырех гусениц, что повышает живучесть машины.

Высокие свойства гусеничного движителя в сочетании с возможностью преодоления водных преград на плаву и уверенным маневрированием в любых условиях, позволяют считать двухзвенные транспортеры ОАО «МК «Витязь» уникальными вездеходными машинами, способными без предварительной разведки и инженерного оборудования маршрута движения преодолевать большие пространства, недоступные для других наземных транспортных средств.

Возможность обойти застрявшую и поврежденную технику в сложных дорожных условиях, подойти к ней с любой стороны в сочетании с большой силой тяги (около 500 кН для ДТ-30П) делает их незаменимыми в качестве эвакуационных машин.

Благодаря большой грузоподъемности и плавучести в необходимых случаях на ДГМ «Витязь» осуществляют рейдовую разгрузку судов, не имеющих возможности подойти к берегу (в Арктике и Антарктиде), доставляя грузы вплавь от судна на необорудованный крутизной до 20° или заболоченный берег и возвращаясь обратно на десантное судно из положения на плаву.

Наиболее эффективно ДГМ используются в составе аварийно-спасательных групп работающих в экстремальных условиях, возникающих во время стихийных бедствий. Когда требуется в условиях бездорожья, наводнения, снежных заносов, обвалов и массовых разрушений быстро эвакуировать из зоны бедствия людей, животных, ценные и крупногабаритные грузы массой до 30 т, доставить в зону бедствия спасателей с их оборудованием, врачей и продовольствие.

По проходимости, скорости, удельной грузоподъемности и мощности, запасу хода, ресурсу, производительности и ряду других параметров отечественные двухзвенные транспортеры превосходят зарубежные аналоги.

В 1994 году разработчики и создатели ДГМ «Витязь» были отмечены Государственной премией Российской Федерации в области науки и техники.

Более чем десятилетний опыт эксплуатации ДГМ в войсках и народном хозяйстве обусловил необходимость их модернизации с целью повышения эксплуатационной технологичности, ремонтопригодности, эргономичности и динамических качеств.

Новое семейство модернизированных двухзвенных гусеничных транспортеров ДТ-10ПМ, ДТ-20ПМ и ДТ-30ПМ, получившее наименование «Вездесущий», принято на вооружение ВС РФ.

На ДГМ установлен новый высокоресурсный экономичный дизельный двигатель ЯМЗ-847.10 мощностью 800 л.с., оснащенный двумя системами пуска – электростартером и пневмостартером. В конических редукторах обоих звеньев изменены передаточные числа для обеспечения максимальной скорости движения транспортеров – 45 км/ч. В ходовой части установлены опорные катки повышенного ресурса и грузоподъемности. Для увеличения жесткости и прочности корпуса первого звена введен силовой пояс. Установлена новая пятиместная кабина повышенной комфортности.

На обоих звеньях использованы средства снижения заметности от технических средств разведки, а также предусмотрена установка локальной защиты от пуль и осколков. Применено новое противопожарное оборудование, предназначенное для автоматического обнаружения и тушения пожара в моторно-трансмиссионом отсеке.

На отдельных модификациях машин предусмотрена установка мест для перевозки личного состава, а для погрузки-выгрузки перевозимой техники в корме второго звена – откидывающиеся аппарели.

Используя положительный опыт модернизации, специалисты предприятия «МК «Витязь» разработали и освоили в серийном производстве коммерческий вариант двухзвенного транспортера ДТ-30ПМН и его модификации. Транспортер изготовлен на узлах и агрегатах машин как семейства «Витязь», так и семейства «Вездесущий».

Конструкция корпуса первого звена выполнена оригинальной, второе звено заимствовано с ДТ-30ПМ, поворотно-сцепное устройство – серийное.

Кабина имеет высокоэффективную термошумоизоляцию, выполненную с применением новых технологий, оборудована местами для хранения кухонных и столовых принадлежностей, запасов питания и воды. Значительно улучшены эргономические показатели. Конструкция кабины обеспечивает: удобное размещение восьми человек в движении или четырех человек с учетом двух спальных мест; комфортное и длительное пребывание экипажа (бригады) в пути за счет установки автономных систем отопления, вентиляции и кондиционирования.

Для обеспечения электропитания применен энергоагрегат мощностью 4 кВт, 220 В с выпрямителем и сварочным преобразователем обеспечивающий: комплексный разогрев в зимнее время силовой установки, трансмиссии, гидроуправления и топливной системы; питание бытовых электроприборов в кабине, системы отопления, вентиляции, кондиционирования на стоянке и другого электрооборудования, установленного на шасси; зарядку аккумуляторных батарей; освещение рабочего места в ночное время суток при проведении ремонтных работ.

В последние годы на шасси «Витязей» завод выпускает транспортно-технологические комплексы. Это крановые установки ДТ-30К, экскаваторы ДТ-30Э, топливозаправщики, подвижные ремонтные мастерские, мобильные нефтеперерабатывающие установки, пассажирские салоны и жилые подвижные комплексы, пожарные машины и т.п.

Шасси «Вездесущих» и «Витязей» по своей компоновочной схеме является также идеальным транспортным средством для размещения различного ракетно-артиллерийского вооружения, зенитных ракетных комплексов ПВО, пусковых установок, командно-штабных машин и другой военной техники для использования без ограничений в тяжелых и особо тяжелых природных и климатических условиях.

В настоящее время на предприятии серийно выпускается весь модельный ряд высокопроходимых двухзвенных гусеничных машин грузоподъемностью 2, 3, 5, 7, 8, 10, 20 и 30 тонн, с различным технологическим оборудованием, что позволило по номенклатуре выпускаемых ДТ войти в число мировых лидеров по производству данной продукции. По сути, из «Витязей» и «Вездесущих» возможно сделать технику любого предназначения.

 

См. также: «ДТ-30П1 «Витязь» на выставке RAE-2013 — фоторепортаж», «Показ новой техники в Бронницах — фоторепортаж»


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru