ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ БРОНИРОВАННЫЕ МАШИНЫ 1945–1965 гг. (IX)

Защищенность
М.В. Павлов, кандидат технических наук, старший научный сотрудник. И.В. Павлов, ведущий конструктор
журнал «Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра...» № 2 / 2009 г.
Материал предоставлен авторами и публикуется с разрешения редакции журнала

 

<<< См. предыдущую часть

 

Защищенность*

 

Комплексными исследованиями вопросов баллистической защиты танков от бронебойных средств противника в предвоенные, военные и в первые послевоенные годы занимался Центральный научно-исследовательский броневой институт ЦНИИ-48 Наркомтанкопрома (до июля 1942 г. – НИИ-48) под руководством А.С. Завьялова.

 


* – Схемы броневой защиты отечественных танков будут приведены в последующих статьях цикла при описании машин.


 

В период Великой Отечественной войны ЦНИИ-48 находился в эвакуации в Свердловске. В годы войны институтом были разработаны новые марки и процессы варки броневой стали, ее термообработки, литья, проката и ковки, резки листов и сварки бронекорпусов. Кроме того, совместно с сотрудниками Московского филиала института (с мая 1942 г. по 7 сентября 1943 г. – московская группа – МГ ЦНИИ-48; начальники: А.Т. Ларин, затем В.А. Деле и Г.Ф. Засецкий) ученые ЦНИИ-48 провели ряд важнейших НИР по выявлению закономерности стойкости и поражаемости брони отечественных танков и САУ на поле боя.

К апрелю 1946 г. ЦНИИ-48 перебазировался из Свердловска в Ленинград и в конце 1947 г. был передан Министерству судостроительной промышленности. Объем НИОКР в институте, связанных с броневой защитой объектов бронетанковой техники, резко сократился, а в 1954 г. ЦНИИ-48 полностью переключился на тематику по профилю Министерства судостроительной промышленности и получил новое наименование – «Центральный научно-исследовательский институт металлургии и сварки» (ныне – ФГУП ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей»). В связи с этим в феврале 1948 г. Московский филиал ЦНИИ-48 приказом министра транспортного машиностроения СССР И.И. Носенко был реорганизован в Центральную броневую лабораторию №1 (ЦБЛ-1). Начальником лаборатории назначали Г.Ф. Засецкого, главным инженером – С.И. Смоленского. В мае 1955 г. в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР ЦБЛ-1 была преобразована в московский филиал ВНИИ-100, директором которого стал С. К. Щербаков, заместителем директора по научно-исследовательской работе – С.И. Смоленский (с 1959 г. – В.В. Иерусалимский).

Кроме филиала ВНИИ-100, вопросами исследования воздействия средств поражения на образцы бронетанковой техники занимались Академия бронетанковых войск, институты Академии наук, а также ряд специализированных полигонов и лабораторий. После войны в Киеве возобновил работу Институт электросварки Академии наук Украинской ССР (с 1953 г. – Институт электросварки АН УССР им. Е.О. Патона), вернувшийся из эвакуации из Нижнего Тагила в 1944 году. Институт развернул теоретические и экспериментальные работы по изучению свариваемости различных классов сталей, оценке прочности сварных соединений и конструкций броневых корпусов и башен различных объектов бронетанковой техники, а также по созданию новых систем флюсов, проволок и сварочной аппаратуры.

К моменту окончания Великой Отечественной войны изготовление броневых корпусов и башен было сосредоточено на Ижорском заводе, Мариупольском заводе им. Ильича (с 28 апреля 1958 г. – Ждановский завод тяжелого машиностроения), Челябинском заводе №200, Муромском заводе №176, Выксунском заводе №177, Саратовском заводе №180, Коломенском заводе им. Куйбышева, Сталинградском металлургическом заводе «Красный Октябрь» и в бронекорпусных цехах завода №183 в Нижнем Тагиле, УЗТМ в Свердловске, Омского завода им. Ворошилова, завода №112 «Красное Сормово» в Горьком, завода №38 в Кирове и Ворошиловградского завода. Прокат листа для бронекорпусов производили Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Новотагильский, Кулебакский (№178), Чусовской и Выксунский металлургические заводы, Ижорский завод и Мариупольский завод им. Ильича.

После окончания Великой Отечественной войны бронекорпусное производство и прокат броневых листов на большинстве заводов были сохранены.

Послевоенный период развития отечественного танкостроения характеризовался тем, что для дальнейшего совершенствования танков решающее значение имело научное предвидение характера будущей войны, роли в ней танковых войск и способов их применения. Исходя из этого, основные направления развития танков определялись, главным образом, их возможностью вести боевые действия в условиях применения ядерного оружия. Было установлено, что из поражающих факторов ядерного оружия (ударная волна, проникающая радиация, световое излучение и электромагнитный импульс) главную опасность для танка и его экипажа представляли ударная волна и проникающая радиация. Поэтому НИР были направлены на обеспечение защиты экипажа в первую очередь от поражающих факторов оружия массового поражения (ОМП). Исследования показали, что при взрыве ядерного боеприпаса оперативно-тактического назначения средние и тяжелые танки, находившиеся на удалении 500–600 м от эпицентра взрыва, не разрушались ударной волной, однако защита экипажа от проникающей радиации не обеспечивалась и на вдвое большем расстоянии. Значительное увеличение толщины брони танка не решало эту задачу, так как нейтроны относительно свободно проходили сквозь стальную броню. Поэтому задача защиты экипажа от проникающей радиации должна была решаться другим путем, т.е. созданием и внедрением противорадиационных материалов.

Следовательно, в условиях применения ядерного оружия выбор необходимой толщины брони танка определялся, прежде всего, требованиями баллистической защиты от противотанкового и танкового оружия противника. Задача создания надежной броневой защиты от обычных средств поражения стала особенно актуальной в связи с появлением за рубежом управляемого оружия и интенсивным развитием ручных противотанковых гранатометов.

Таким образом, в начале 1950-х гг. в обеспечении защищенности танка выявилось два самостоятельных направления – обеспечение защищенности от обычных средств поражения и от поражающих факторов ОМП.

 

Защищенность танков от обычных средств поражения

 

Тактическая диаграмма снарядостойкости танка:

а – безопасная зона обстрела; б – определение оптимального курсового угла обстрела.

ТГ – тупоголовый бронебойный снаряд; ОГБН – остроголовый снаряд с бронебойным наконечником.

 

На протяжении всей истории танкостроения происходило непрерывное соревнование между поражающими возможностями противотанковых средств и уровнем защищенности танков. В первые послевоенные годы развитие броневой защиты отечественных танков происходило на основе анализа опыта их боевого применения во время Великой Отечественной войны. Поражаемость броневой защиты советских танков изучалась как непосредственно на полях сражений, так и на ремонтных заводах и сборных пунктах аварийных машин (СПАМ), куда эвакуировались поврежденные танки. Кроме того, был получен ценный материал на основе анализа отчетов о боевых действиях танковых армий и корпусов.

Так, для танков Т-34 (самого массового отечественного танка периода Великой Отечественной войны) после обработки многочисленных данных за длительный период боевых действий было установлено, что наибольшее число попаданий снарядов приходилось на башню (45%) и на лоб корпуса (25%). Тем самым подтвердилась правильность выбранного еще до войны направления усиления броневой защиты за счет дифференцирования толщины брони.

Больше всего танки Т-34 несли потери от снарядов немецких 75-мм противотанковых пушек при обстреле с дистанции 400-600 м и 88-мм пушек – с дистанции 600-800 м. При изучении поражаемости танков определялись не только калибр, тип снаряда и дистанция обстрела, но и углы попадания снарядов. Все эти весьма важные данные, а также материалы обстрела на полигоне броневых плит различной толщины были использованы при разработке метода расчета снарядостойкости броневой защиты танка. Этот метод позволял оценить бронепробиваемость снарядов пушек зарубежных танков при отсутствии таблиц стрельб и графиков снарядостойкости. Для этого строились тактические диаграммы снарядостойкости, где указывались безопасные зоны обстрела танка под различными курсовыми углами. В дальнейшем стала учитываться вероятность попадания снарядов в различные части танка под тем или иным углом в боевых условиях. На основе этой теории защищенности с учетом развития вооружения танков вероятного противника создавалась броневая защита советских средних и тяжелых танков. Если танки Т-34-85 и Т-44 военного периода имели толщину верхних броневых листов носовой части корпуса, равную, соответственно, 45 и 90 мм, то у первого послевоенного серийного танка Т-54 эта величина составляла 100 мм при одинаковом угле наклона 60° от вертикали. Максимальная толщина лобовой брони башни была увеличена со 120 мм на танке Т-44 до 211 мм на Т-62.

На серийном тяжелом танке ИС-4 толщина лобовых листов корпуса (верхнего) и башни составляла, соответственно, 140 мм с углом наклона от вертикали 61° и 250 мм. Форма носовой части корпуса была выполнена по типу среднего танка Т-54 в сочетании с небольшими скуловыми листами. Впоследствии, при разработке новых тяжелых танков (ИС-7 и Т-10), отечественные конструкторы вернулись к ставшей классической конструкции носового узла корпуса тяжелого танка ИС-3.

Уровень броневой защиты первых послевоенных отечественных танков Т-54 и ИС-4 сопоставлялся с пробивной способностью бронебойных снарядов танковых пушек, которыми к этому времени были вооружены все танки вероятного противника (включая последние модификации танков «Пантера» и «Тигр» поверженной фашисткой Германии). Проведенный анализ показывал вполне благополучное положение с обеспечением броневой защиты советских танков.

Однако к концу 1950-х – началу 1960-х гг. стало ясно, что возросшее могущество традиционных противотанковых средств и появление новых средств поражения (ПТУР) в армиях вероятных противников не позволяло в приемлемых величинах массы и размеров танка решить задачу обеспечения необходимого уровня броневой защиты только за счет увеличения толщины и стойкости стальной брони.

В США, Великобритании и Франции учли опыт боевого использования танков на полях сражений Второй мировой войны, а также последние достижения немецкого танкостроения в области развития вооружения и броневой защиты. В ответ на появление советских танков Т-54 и ИС-4 на вооружение этих стран поступили новые танки, оснащенные более мощным основным оружием и усиленной броневой защитой. В дальнейшем, в связи с появлением последующих, более совершенных по своей огневой мощи и броневой защите отечественных средних и тяжелых танков зарубежные специалисты принимали ответные меры и порой опережали советских конструкторов в достижении повышения огневой мощи своих танков.

Рост могущества орудий танков вероятного противника был обусловлен последовательным увеличением их калибра с 76,2 до 105 и 120 мм, повышением начальных скоростей бронебойно-подкалиберных снарядов с отделяющимся поддоном и сердечником из твердого сплава, а также применением бронебойно-фугасных снарядов с деформируемой головной частью и кумулятивных снарядов с невращающейся боевой частью («компенсированных»). Кроме того, на зарубежных танках стали широко использоваться стабилизаторы основного оружия, более совершенные приборы наблюдения и прицеливания, а также оптические дальномеры и баллистические вычислители.

Тяжелый танк «Центурион» Mk3 (Великобритания), 1948 г. Бортовые противокумулятивные экраны сняты.

Боевая масса – 50 т; экипаж – 4 чел.; оружие: пушка – 83,4 мм, 1 пулемет – 7,92 мм; броневая защита – противоснарядная; мощность двигателя – 471 кВт (640 л.с.); максимальная скорость – 34 км/ч; запас хода – 190 км.

 

Тяжелый танк «Центурион» Mk9 (Великобритания), 1959 г.

Боевая масса – 51,8 т; экипаж – 4 чел.; оружие: пушка – 105 мм, 2 пулемета – 7,62 мм, 1 пулемет –12,7 мм; броневая защита – противоснарядная; мощность двигателя – 478 кВт (650 л.с.); максимальная скорость – 35 км/ч; запас хода –140 км.

Тяжелый танк «Центурион» Mk10 (Великобритания), 1960 г.

Боевая масса – 51,8 т; экипаж – 4 чел.; оружие: пушка – 105 мм, пулемет – 7,62 мм, 2 пулемета – 12,7 мм; броневая защита – противоснарядная; мощность двигателя – 478 кВт (650 л.с.); максимальная скорость –35 км/ч; запас хода –140 км.

Тяжелый танк «Центурион» Mk13 (Великобритания), 1963 г.

Боевая масса – 51,8 т; экипаж – 4 чел.; оружие: пушка – 105 мм, 2 пулемета –7,62 мм, 1 пулемет – 12,7 мм; броневая защита – противоснарядная; мощность двигателя – 478 кВт (650 л.с.); максимальная скорость – 34,6 км/ч; запас хода –185 км.

Тяжелый танк «Конкэрор» Mk1 (Великобритания), 1954 г.

Боевая масса – 66 т; экипаж – 4 чел.; оружие: пушка – 120 мм, 2 пулемета – 7,62 мм, 1 пулемет – 12,7 мм; броневая защита – противоснарядная; мощность двигателя – 596 кВт (810 л.с.); максимальная скорость –34 км/ч; запас хода –150 км.

Основной танк «Чифтен» Mk1 (Великобритания), 1963 г.

Боевая масса – 52,2 т; экипаж – 4 чел.; оружие: пушка –120 мм, 2 пулемета – 7,62 мм, 1 пулемет –12,7 мм; броневая защита – противоснарядная; мощность двигателя – 515 кВт (700 л.с.); максимальная скорость – 41 км/ч; запас хода –400 км.

Так, послевоенная программа развития танков, принятая в Великобритании в 1946 г., была направлена на создание «универсального» танка по ТТТ, предъявлявшимся к более тяжелобронированному варианту танка «Центурион» А.41. За основу этой разработки английские специалисты взяли усовершенствованный вариант немецкого танка «Пантера», разработанный в Германии в 1944 г., который не был поставлен на серийное производство. В качестве основного оружия на усовершенствованном варианте танка «Пантера» предполагалось использовать 88-мм пушку с начальной скоростью бронебойного снаряда 1018 м/с, устанавливавшуюся на тяжелом немецком танке «Тигр II».

Танк «Центурион» поступил на вооружение в 1946 г., в ходе серийного производства подвергался многократной модернизации и выпускался в более чем в 20 модификациях. Все эти танки представляли собой последовательное развитие одной модели и отличались главным образом вооружением, броневой защитой и усовершенствованными узлами и агрегатами. Наиболее массовыми были «Центурион» Mk3(5) и Mk7(8).

Первые танки «Центурион» Mk1 и Mk2 вооружались 76,2-мм основной и 20-мм вспомогательной (пристрелочной) пушками и различались местом установки пулеметов и аварийного люка. В войска эти танки не поступали.

На танке «Центурион» Мk3 устанавливалась стабилизированная в двух плоскостях, нарезная танковая пушка Тк Mk1 калибра 83,4 мм, которая фактически имела такие же характеристики, что и 88-мм немецкая пушка танка «Тигр II». Но преимущество английской 83,4-мм танковой пушки заключалось в том, что в ее боекомплект был включен выстрел с бронебойно-подкалиберным снарядом с отделяющимся поддоном. Начальная скорость этого снаряда составляла 1350 м/с и значительно превышала начальную скорость 88-мм бронебойного снаряда. С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет «Беза».

При стрельбе из пушки и спаренного пулемета наводчик пользовался перископическим прицелом с переменным увеличением. У командира танка имелся свой пульт управления наводкой пушки. Командирская башенка была электрически связана с механизмом поворота башни, в которой устанавливались перископический бинокль и перископический прицел, позволявший контролировать работу наводчика и наводить пушку в цель. В боекомплект пушки Тк Mk1 входили 65 унитарных выстрелов с бронебойно-подкалиберным снарядом с отделяющимся поддоном, бронебойно-трассирующими снарядами (с бронебойным или баллистическим наконечниками), осколочно-фугасным трассирующим и дымовым снарядами. Расчетная бронепробиваемость снарядов танковых пушек вероятного противника приведена в таблице 28.

В ходе производства танков «Центурион» Mk3 появилась следующая модификация – «Центурион» Mk5, на которой спаренный пулемет калибра 7,92 мм заменили 7,62-мм пулеметом. После модернизации танка «Центурион» Mk5 в части усиления броневой защиты корпуса и установки зенитного пулемета калибра 7,62 мм он получил наименование «Центурион» Mk7.

Танк «Центурион» Mk8 отличался от предыдущей модификации наличием модернизированной командирской башенки, которая была связана с зубчатым погоном опоры башни специальным механизмом, автоматически обеспечивавшим удержание линии визирования прицела командира на выбранной им цели независимо от поворота башни. При этом командир танка мог наводить пушку в цель и вести огонь. Боекомплект пушки был уменьшен до 63 унитарных выстрелов.

Самым важным этапом модернизации танков «Центурион» стала замена в 1959 г. 83,4-мм пушки Tk Mk2 на 105-мм нарезную танковую пушку L7A1 с эжекционным устройством для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела. Кроме того, был установлен пристрелочный пулемет калибра 12,7 мм, а также усилена броневая защита корпуса и введены ночные инфракрасные приборы. Начальная скорость бронебойно-подкалиберного снаряда с отделяющимся поддоном составляла 1475 м/с. Модернизированный танк получил наименование «Центурион» Mk9. Впоследствии 105-мм пушкой L7A1 (L7A3) были перевооружены более ранние модификации танка – «Центурион» Mk5 и Mk8. В боекомплект пушки L7A1 (L7A3) входили унитарные выстрелы с бронебойно-подкалиберным трассирующим снарядом с отделяющимся поддоном, кумулятивным трассирующим снарядом, бронебойно-фугасным трассирующим снарядом с пластическим ВВ и дымовым трассирующим снарядом.

На последующей модификации танка «Центурион» Mk10 в 1960 г. установили 12,7-мм зенитный пулемет, усилили броневую защиту лобовой части башни и маски пушки L7A3, а также увеличили ее боекомплект до 70 выстрелов.

В части огневой мощи и броневой защиты последние модификации танка «Центурион» – Mk11, Mk12 и Mk13 отличались от предыдущих усиленной броневой защитой носовой части корпуса и наличием пристрелочных пулеметов. Кроме того, на танке «Центурион» Mk13 устанавливались новая система управления огнем, усовершенствованная командирская башенка и теплозащитный кожух пушки.

Броневая защита танков «Центурион» – противоснарядная, дифференцированная. Корпуса машин с наклонными лобовыми и бортовыми листами – сварные, изготавливались из катаной гомогенной брони средней твердости с большим содержанием легирующих присадок. Башни – литые, с удлиненной кормовой нишей и незначительным углом наклона боковых стенок. На башнях крепились металлические ящики для размещения имущества, которые представляли собой своеобразные противокумулятивные экраны. Ходовая часть прикрывалась сверху съемными броневыми экранами (толщиной 6 и 13 мм), располагавшимися на расстоянии 700-800 мм от основной брони. Танки оборудовались стационарной системой противопожарного оборудования (ППО) с ручным управлением.

Постановка дымовых завес осуществлялась с помощью многоствольных 50,8-мм и 101,6-мм дымовых гранатометов, размещавшихся снаружи на стенках башни. Из этих же гранатометов можно было вести стрельбу осколочными гранатами. Дальность метания дымовых гранат составляла от 70 до 137 м, дальность стрельбы осколочными гранатами – до 415 м.

Для мощной огневой поддержки танков «Центурион» и борьбы с тяжелыми советскими танками на вооружение английской армии в 1954 г. поступил тяжелый танк «Конкэрор» Mk1, вооруженный стабилизированной в вертикальной плоскости 120-мм нарезной танковой пушкой L1А1 с эжекционным устройством для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела. Пушка была снабжена специальным механизмом с электромеханическим приводом для автоматического выброса стреляных гильз через люк, располагавшийся в правом борту башни. Наводка пушки производилась с помощью электромеханических и ручных приводов. При стрельбе из пушки и спаренного пулемета наводчик пользовался перископическим прицелом с двумя оптическими ветвями, одна из которых служила для наблюдения, а другая для наводки оружия в цель. В командирской башенке устанавливались монокулярный оптический дальномер и перископический прицел для наводки в цель основного оружия командиром танка. Командирская башенка имела специальный механизм, обеспечивающий сохранение ее положения независимо от поворота основной башни.

В боекомплект пушки L1А1 входили 35 выстрелов раздельного картузного заряжания с бронебойно-подкалиберным с отделяющимся поддоном и бронебойно-фугасным с пластическим ВВ и деформируемой головной частью снарядами.

В качестве дополнительного и вспомогательного оружия на танке использовались спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет и 7,62-мм зенитный пулемет с дистанционным управлением, монтировавшийся на командирской башенке слева от люка командира. Для стрельбы из зенитного пулемета служил перископический прицел. По бортам башни устанавливалось по одному шестиствольному гранатомету.

Броневая защита танка «Конкэрор» – противоснарядная, дифференцированная. Корпус танка сварной, с большими углами наклона лобовых листов от вертикали. Башня – литая, обтекаемой формы, с удлиненной кормовой частью. Ходовая часть прикрыта экранами. Танк был оснащен специальной системой вентиляции обитаемых отделений, которая состояла из воздухозаборника, трубопроводов, двух электроподогревателей, электровентилятора с системой очистки воздуха и пылесборника и шести диффузоров.

В 1958 г. танк «Конкэрор» Mk1 подвергся модернизации. Зенитный пулемет калибра 7,62 мм заменили 12,7-мм пулеметом, установили усовершенствованные механизмы подъема пушки и поворота башни, а также новые приборы системы управления огнем. Танк получил обозначение «Конкэрор» Mk2.

В 1956 г. началась разработка нового основного танка «Чифтен», вооруженного 120-мм нарезной танковой пушкой ТХ23 (L11), который предназначался для замены танков «Центурион» и «Конкэрор». Первый опытный образец изготовили в 1959 г. После длительных испытаний и доработок в 1963 г. танк приняли на вооружение и к серийному производству под маркой «Чифтен» Mk1. Однако первую серийную машину изготовили только в середине 1965 г.

Пушка танка была оснащена двухплоскостным стабилизатором, эжекционным устройством для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела и теплозащитным кожухом. Для облегчения заряжания пушки использовался досылатель с электрогидравлическим приводом. Приводы механизмов наводки пушки имелись не только у наводчика, но и у командира танка. Кроме того, на танке устанавливались два 7,62-мм пулемета (один – спаренный с пушкой, второй – в командирской башенке, использовавшийся как для стрельбы по наземным, так и по воздушным целям) и один 12,7-мм пулемет, который применялся как пристрелочный.

При стрельбе из пушки и спаренного пулемета наводчик использовал 6-кратный перископический монокулярный и 7-кратный телескопический прицелы. Командир танка мог вести стрельбу из пушки с помощью перископического прицела (с однократным и 10-кратным увеличением), установленного в командирской башенке. Для облегчения целеуказания и контроля за работой наводчика у командира имелась оптическая связь с прицелом наводчика. Стрельба в ночных условиях велась с помощью ночных инфракрасных прицелов. Для подсветки целей применялся инфракрасный прожектор. В боекомплект пушки ТХ23 (L11) входили 53 выстрела раздельного картузного заряжания с бронебойно-подкалиберным снарядом с отделяющимся поддоном, бронебойно-фугасным снарядом с пластическим ВВ и деформируемой головной частью и осколочно-фугасным снарядом.

Броневая защита танка – противоснарядная, дифференцированная. Башня и лобовая часть корпуса – литые, со значительными углами наклона от вертикали. Броневая маска пушки отсутствовала ввиду небольших размеров амбразуры. Верхняя часть бортовой брони корпуса была усилена дополнительным броневым листом толщиной 13 мм, а нижняя часть – экранами. Танк оснащался фильтровентиляционной установкой, создававшей избыточное давление очищенного воздуха, и специальной защитой от проникающей радиации.

Тяжелый танк АМХ-50 «Сен-Шамон» (Франция), 1950 г.

Боевая масса – 55 т; экипаж – 5 чел.; оружие: пушка – 100 мм, 3 пулемета – 7,5 мм; броневая защита – противоснарядная; мощность двигателя – 735 кВт (1000 л.с.); максимальная скорость –50 км/ч; запас хода –300 км.

Тяжелый танк АМХ-50 «Сен-Шамон» с литой лобовой частью корпуса, 1952 г.

Боевая масса – 59 т; экипаж – 4 чел.; оружие: пушка – 120 мм, 1 пулемет – 7,5 мм, 1 пулемет – 12,7 мм; броневая защита – противоснарядная; мощность двигателя – 735 кВт (1000 л.с.); максимальная скорость –50 км/ч; запас хода – 240 км.

Легкий танк АМХ-13(В) «Тюрен» (Франция), 1951 г.

Боевая масса – 14,7 т; экипаж – 3 чел.; оружие: пушка – 75 мм, 1 пулемет – 7,5 мм; броневая защита – противопульная; мощность двигателя – 184 кВт (250 л.с.); максимальная скорость –65 км/ч; запас хода – 400 км.

Легкий танк АМХ-13(А) с ПТУР SS-11, 1959 г.

Боевая масса – 15 т; экипаж – 3 чел.; оружие: пушка – 75 мм, 1 пулемет – 7,5 мм, ПТУР – 4; броневая защита – противопульная; мощность двигателя – 184 кВт (250 л.с.); максимальная скорость – 65 км/ч; запас хода – 400 км.

Основной танк АМХ-30 (Франция), 1963 г.

Боевая масса – 36 т; экипаж – 4 чел.; оружие: пушка – 105 мм, 1 пулемет – 7,62 мм, 1 пулемет – 12,7 мм; броневая защита – противоснарядная; мощность двигателя – 529 кВт (720 л.с.); максимальная скорость – 65 км/ч; запас хода – 500 км.

Во Франции основные усилия в послевоенном танкостроении были сосредоточены на создании танка АМХ-50 «Сен-Шамон», разработка которого с 1945 г. велась в Научно-исследовательском и опытно-конструкторском центре боевых машин французской армии. Большое влияние на конструкцию этого танка оказали немецкие танки «Пантера» и «Тигр». В частности, танк АМХ-50 должен был сочетать в себе подвижность и броневую защиту танка «Пантера» с вооружением танка «Тигр II». Характерной особенностью этого танка была составная башня с качающейся верхней частью, установленной на двух цапфах, закрепленных в нижней части башни, которая опиралась на шариковую опору погона. На первом опытном образце АМХ-50, изготовленном в 1949 г., использовалась 90-мм танковая пушка, жестко закрепленная в верхней качающейся части башни вместе со спаренным пулеметом калибра 7,5 мм и прицелом.

Броневая защита танка – противоснарядная, дифференцированная. Лобовые (120 мм) и верхние бортовые (100 мм) листы сварного корпуса имели рациональные углы наклона от вертикали. Верхняя качающаяся и нижняя части башни были выполнены литыми. Максимальная толщина лобовой брони башни составляла 100 мм.

На последующем опытном образце танка (1950 г.) разместили 100-мм танковую пушку с дульным тормозом и эжекционным устройством для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела, а также спаренную установку 7,5-мм пулеметов на крыше башни, справа от командирской башенки. В 1951 г. 100-мм пушку заменили 120-мм пушкой с механизмом заряжания на шесть выстрелов, который располагался в кормовой качающейся части башни. От спаренной установки пулеметов на крыше башни отказались, разместив один зенитный 12,7-мм пулемет. В 1951–1952 гг. было выпущено три опытных образца, вооруженных 120-мм пушкой. Эти машины отличались друг от друга формой корпуса и башни. Один из образцов имел литую лобовую часть корпуса, другой – сварную, выполненную по типу советского тяжелого танка ИС-3. Однако на вооружение ни один из образцов танка АМХ-50 принят не был.

Параллельно с разработкой тяжелого АМХ-50 с 1946 г. создавался легкий танк, получивший наименование АМХ-13 «Тюрен». Этот танк массой 15 т выпускался в нескольких модификациях, отличавшихся главным образом установкой основного оружия (75-, 105– и 90-мм пушки). Конструкция башни танка АМХ-13 была выполнена по типу башни танка АМХ-50. Танк АМХ-13(В) с 75-мм пушкой S.A.50 приняли на вооружение в 1951 г. Пушка имела дульный тормоз и оборудовалась механизмом заряжания барабанного типа (два барабана по шесть выстрелов), который размещался в кормовой нише качающейся части башни. Стреляные гильзы автоматически выбрасывались наружу через специальный люк в кормовой стенке ниши башни. Рядом с пушкой устанавливался 7,5-мм пулемет. Для наводки пушки и спаренного пулемета в цель использовались электрогидравлические приводы и телескопический прицел наводчика с 7-кратным увеличением. Командир танка мог осуществлять первоначальную наводку пушки на цель с помощью привода и визира, устанавливавшегося перед командирской башенкой. В боекомплект пушки S.A.50 входили 37 унитарных выстрелов с бронебойно-трассирующими, бронебойно-подкалиберным и осколочно-фугасным снарядами.

Броневая защита танка – противопульная, дифференцированная. Корпус танка сваривался из катаной брони и литой носовой части с переменным углом наклона и переменной толщиной. Нижняя часть башни была выполнена литой, а верхняя качающаяся часть с удлиненной нишей – сварная из катаных и литых деталей.

Броня корпуса и башни гомогенная, высокой твердости. Уплотнение стыка обеих половин башни осуществлялось за счет резиновых накладок, закрепленных на нижней половине и прижимавшихся к сферической поверхности верхней части. Танк оборудовался системой ППО. Для постановки дымовых завес на бортах башни монтировалось по два трехствольных дымовых гранатомета.

С 1959 г. на части танков АМХ-13(А) в дополнение к основному оружию устанавливались четыре направляющие с ПТУР SS-11.

В 1962 г. в башне танка разместили 105-мм нарезную пушку D1054 с дульным тормозом, и он получил наименование АМХ-13(С). В боекомплект пушки D1054 входили 32 унитарных выстрела только с двумя типами кумулятивных снарядов с невращающейся боевой частью. Вплоть до 1963 г. танки АМХ-13 этих трех модификаций составляли основу танковых частей вооруженных сил Франции.

В 1966 г. на вооружение поступил танк АМХ-13(0), который отличался от предыдущих модификаций установкой полугладкоствольной (нарезы крутизной менее 1°) 90-мм пушки CN90F3 с теплозащитным кожухом и дульным тормозом. В боекомплект пушки CN90F3 входили 34 унитарных выстрела с осколочно-фугасным, кумулятивным (с невращающейся боевой частью) и дымовым оперенными снарядами.

Наряду с производством легкого танка АМХ-13 в 1957 г. французские специалисты приступили к разработке нового среднего танка. Этот танк создавался в соответствии с трехсторонними ТТТ, принятыми Францией, ФРГ и Италией в 1957 г. Однако после длительных доработок и испытаний танк как основной был принят на вооружение только во Франции в 1963 г. под маркой АМХ-30. В открытой печати до 1965 г. эта машина также упоминалась как АМХ-63.

В качестве основного оружия на танке устанавливалась 105-мм нарезная танковая пушка CN105F1 собственного производства (аналог английской 105-мм пушки L7A1, но без эжекционного устройства для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела). С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет. Для стрельбы по воздушным целям использовался 12,7-мм зенитный пулемет, устанавливавшийся в командирской башенке. Наводка пушки в цель осуществлялась наводчиком с помощью гидравлических приводов и телескопического прицела с 8-кратным увеличением. Для стрельбы из пушки в ночных условиях использовался ночной инфракрасный прицел наводчика с 5,4-кратным увеличением. Подсветка цели производилась ксеноновым инфракрасным прожектором, устанавливавшимся на маске пушки. У командира танка имелись система целеуказания и дублирующий ручной привод наводки пушки с оптическим прицелом-дальномером с базой 2000 мм и 12-кратным увеличением.

В боекомплект пушки CN105F1 входили 50 выстрелов унитарного заряжания только с кумулятивным (с невращающейся боевой частью) и осколочно-фугасным с пластическим ВВ снарядами.

Броневая защита танка – противоснарядная, дифференцированная. Корпус танка был сварен из катаных листов и литых деталей с рациональными углами наклона и имел усиленное днище для защиты от действия противотанковых мин. Башня – цельнолитая, обтекаемой конфигурации. В левом борту башни имелся люк для выброса стреляных гильз. Танк оснащался системами ППО и защиты от поражающих факторов ОМ П. Избыточное давление воздуха в обитаемых отделениях создавалось с помощью фильтровентиляционной установки. Для контроля уровня радиации использовался рентгенометр. Постановка дымовых завес производилась метанием дымовых гранат из четырехствольных гранатометов, устанавливавшихся на башне.

В 1965 г. для танковой пушки CN105F1 был введен теплозащитный кожух; спаренный пулемет калибра 7,62 заменили 12,7-мм пулеметом, а вместо зенитного пулемета калибра 12,7 мм установили 7,62-мм пулемет.

В ФРГ на вооружение приняли танк «Леопард», который разрабатывался немецкими специалистами по тем же ТТТ, что и АМХ-30. Два первых опытных образца изготовили в 1961 г. Первоначально на танке устанавливалась 90-мм пушка «Рейнметалл» со спаренным пристрелочным пулеметом. В 1963 г. было решено использовать на танке 105-мм английскую пушку. Серийное производство танка «Леопард» началось в сентябре 1965 г.

Основной танк «Леопард» (ФРГ), 1965 г.

Боевая масса – 40 т; экипаж – 4 чел.; оружие: пушка – 105 мм, 2 пулемета – 7,62 мм; броневая защита – противоснарядная; мощность двигателя – 610 кВт (830 л.с.); максимальная скорость – 64 км/ч; запас хода – 560 км.

 

В башне танка устанавливалась 105-мм нарезная английская пушка L7A3 с измененными противооткатными устройствами и затвором горизонтального типа. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет. Второй 7,62-мм пулемет – зенитный, монтировался открыто на крыше башни. Для ведения точной стрельбы наводчик танка располагал горизонтально-базным стереоскопическим монокулярным дальномером с 16-кратным увеличением, который был связан с баллистическим вычислителем и совмещен с телескопическим монокулярным шарнирным прицелом с 8-кратным увеличением. Наводка пушки в цель по горизонтали и вертикали осуществлялась с помощью электрогидравлического привода от пультов управления как наводчика, так и командира танка. У командира танка имелся панорамный перископический прицел с 8-кратным увеличением. Для ввода угла наводки пушки в прицел командира на танке была применена система передачи углов, учитывавшая при этом поправку на тип выстрела. При стрельбе ночью из основного оружия командир танка пользовался ночным инфракрасным прицелом, устанавливавшимся вместо панорамного прицела. Подсветка цели производилась инфракрасным прожектором, который монтировался на маске пушки и имел дистанционный привод управления. В боекомплект пушки входили 60 унитарных выстрелов с бронебойно-подкалиберным с отделяющимся поддоном, кумулятивным и бронебойно-фугасным с пластическим ВВ снарядами.

Броневая защита танка – противоснарядная, дифференцированная. Корпус Т-образного сечения сваривался из катаных броневых листов. Лобовые и верхние бортовые листы корпуса устанавливались с значительными углами наклона от вертикали. Нижние бортовые листы корпуса вертикальные, прямые.

Кормовая часть корпуса имела кормовой лист с небольшим обратным наклоном и высокий выступ, который ограничивал горизонтальный и вертикальный углы обстрела при ведении огня на корму. Башня – литая, с наклоном лобовых и боковых стенок. Амбразура пушки была защищена массивной маской клиновидной формы толщиной 200 мм.

Танк оборудовался системой защиты от поражающих факторов ОМП, в состав которой входили: фильтр предварительной очистки воздуха циклонного типа с вентилятором отсоса пыли, фильтровентиляционная установка для очистки воздуха от радиоактивных, химических и бактериологических веществ, нагнетатель для создания избыточного давления и системы заслонок и уплотнений, управляемых гидроприводом. Кроме того, танк оснащался механизмом остановки двигателя, системой ППО и навигационным оборудованием.

Для постановки дымовых завес использовались два четырехствольных гранатомета, устанавливавшиеся на бортах башни. Для снижения вероятности обнаружения танка инфракрасными приборами на него наносилась специальная краска.

В отличие от Франции и ФРГ, в США уделяли внимание как тяжелым, так и средним, а также легким танкам. В 1946–1947 гг. были разработаны опытные танки: легкий Т41, вооруженный 76,2-мм пушкой; средний Т42 с 90-мм пушкой и тяжелый Т43 со 120-мм пушкой. Они предназначались для замены танков периода Второй мировой войны: легкого М24 «Чаффи», вооруженного 75-мм пушкой; среднего танка М4А3Е8 «Шерман» с 76,2-мм пушкой и тяжелого М26 «Першинг» с 90-мм пушкой. Однако в США не придавали большого значения тяжелым танкам, поэтому в период с 1951 по 1959 г. выпустили только небольшую партию танков Т43 под маркой М103.

Тяжелыйтанк М103 (США), 1952 г.

Боевая масса – 56,9 т; экипаж – 5 чел.; оружие: пушка – 120 мм, 2 пулемета – 7,62 мм, 1 пулемет –12,7 мм; броневая защита – противоснарядная; мощность двигателя – 596 кВт (810 л.с.); максимальная скорость – 34 км/ч; запас хода –160 км.

Легкий танк М41 «Уокер Бульдог» (США), 1950 г.

Боевая масса – 23,5 т; экипаж – 4 чел.; оружие: пушка – 76,2 мм, 1 пулемет –7,62 мм, 1 пулемет –12,7 мм; броневая защита – противопульная; мощность двигателя – 368 кВт (500 л.с.); максимальная скорость – 62 км/ч; запас хода – 161 км.

Средний танк М46 «Паттон I» (США), 1948 г.

Боевая масса – 44 т; экипаж – 5 чел.; оружие: пушка – 90 мм, 2 пулемета – 7,62 мм, 1 пулемет – 12,7 мм; броневая защита – противоснарядная; мощность двигателя – 596 кВт (810 л.с.); максимальная скорость – 48 км/ч; запас хода – 120 км

Средний танк М47 «Паттон II» (США), 1951 г.

Боевая масса – 44 т; экипаж – 5 чел.; оружие: пушка – 90 мм, 1 пулемет – 7,62 мм, 1 пулемет – 12,7 мм; броневая защита – противоснарядная; мощность двигателя – 596 кВт (810 л.с.); максимальная скорость – 50 км/ч; запас хода – 126 км.

Средний танк М48 «Паттон III» (США), 1952 г.

Боевая масса – 44,9 т; экипаж – 4 чел.; оружие: пушка – 90 мм, 1 пулемет – 7,62 мм, 2 пулемета – 12,7 мм; броневая защита – противоснарядная; мощность двигателя – 596 кВт (810 л.с.); максимальная скорость – 50 км/ч; запас хода – 160 км.

Средний танк М48А2 (США), 1956 г.

Боевая масса – 47,2 т; экипаж – 4 чел.; оружие: пушка – 90 мм, 1 пулемет – 7,62 мм, 1 пулемет – 12,7 мм; броневая защита – противоснарядная; мощность двигателя – 596 кВт (810 л.с.); максимальная скорость – 50 км/ч; запас хода – 150 км.

Основной танк М60 (США), 1959 г.

Боевая масса – 46,8 т; экипаж – 4 чел.; оружие: пушка – 105 мм, 1 пулемет – 7,62 мм, 1 пулемет – 12,7 мм; броневая защита – противоснарядная; мощность двигателя – 551 кВт (750 л.с.); максимальная скорость – 48 км/ч; запас хода – 500 км.

Основной танк М60А1 (США), 1962 г.

Боевая масса – 48,7 т; экипаж – 4 чел.; оружие: пушка – 105 мм, 1 пулемет – 7,62 мм, 1 пулемет –12,7 мм; броневая защита – противоснарядная; мощность двигателя – 551 кВт (750 л.с.); максимальная скорость – 48 км/ч; запас хода – 500 км.

Легкий танк М551 «Шеридан» (США), 1966 г.

Боевая масса – 15,2 т; экипаж – 4 чел.; оружие: орудие-пусковая установка – 152 мм, 1 пулемет – 7,62 мм, 1 пулемет – 12,7 мм; броневая защита – противопульная; мощность двигателя – 221 кВт (300 л.с.); максимальная скорость: на суше – 70 км/ч, на плаву – 5,6 км/ч; запас хода – 500 км.

Основной танк М60А1Е1 (М60А2) (США), 1966 г.

Боевая масса – 51,5 т; экипаж – 4 чел.; оружие: орудие – пусковая установка – 152 мм, 1 пулемет – 7,62 мм, 1 пулемет –12,7 мм; броневая защита – противоснарядная; мощность двигателя – 551 кВт (750 л.с.); максимальная скорость – 48 км/ч; запас хода – 450 км.

Танк М103 был вооружен длинноствольной 120-мм нарезной танковой пушкой М58, оснащенной дульным тормозом и эжекционным устройством для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела. Вместе с пушкой устанавливался спаренный пулемет калибра 7,62 мм. Второй пулемет – зенитный, калибра 12,7 мм с дистанционным управлением – монтировался на командирской башенке. Механизмы наводки пушки имели электрогидравлические и ручные приводы. Пульты управления приводами располагались у наводчика и командира танка. При стрельбе из пушки и спаренного пулемета наводчик использовал стереоскопический горизонтально-базный прицел-дальномер. У командира танка устанавливался перископический прицел с 6-кратным увеличением. В боекомплект пушки М58 входили 34 выстрела раздельного заряжания с кумулятивным трассирующим, сплошным бронебойно-трассирующим, осколочно-фугасным, осколочно-трассирующим и дымовыми трассирующими снарядами.

Броневая защита – противоснарядная, дифференцированная. Корпус и башня танка цельнолитые, изготовленные из гомогенной брони. Башня имела полусферическую форму и со стороны кормы была приподнята над крышей корпуса.

При модернизации танка М103 в 1958 г. усовершенствовали систему управления огнем (вместо стереоскопического прицела-дальномера установили монокулярный прицел-дальномер, которым пользовался командир танка, а также новые перископический и коленчатый телескопический прицелы наводчика), ввели вычислительный механизм для автоматического вычисления угла прицеливания с учетом поправок и передачи его на прицелы наводчика и командира танка, а также увеличили боекомплект пушки до 38 выстрелов. Модернизированный танк получил наименование М103А1.

По программе дальнейшей модернизации на М10ЗА2 в 1964 г. установили дизель и некоторые элементы подвески, заимствованные у танка М60, а также усовершенствованную трансмиссию.

Выпуск легкого танка Т41 под маркой М41 «Уокер Бульдог» начался в 1950 г. На нем устанавливалась 76,2-мм нарезная танковая пушка М32 с дульным тормозом и эжекционным устройством для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет. Второй пулемет -зенитный, калибра 12,7 мм монтировался на крыше башни. Механизмы наводки пушки имели электрогидравлические и ручные приводы. Для стрельбы из пушки наводчик использовал телескопический и перископический прицелы. Командир танка имел свои приборы управления огнем – перископический прицел и баллистический привод, связывавший прицел командира с прицелом наводчика и с пушкой. В боекомплект пушки М36 входили 60 унитарных выстрелов с бронебойно-трассирующим, бронебойно-подкалиберным, осколочно-фугасным и дымовым снарядами. Впоследствии в боекомплект были введены выстрелы с бронебойно-подкалиберным трассирующим с отделяющимся поддоном и кумулятивным трассирующим снарядами.

Броневая защита – противопульная, дифференцированная. Корпус танка сварной из катаных броневых листов промежуточной (между средней и высокой) твердости. Лобовые листы располагались со значительными углами наклона. Борт корпуса сваривался из двух частей, причем передняя часть имела большую толщину, чем кормовая. Днище также имело переменную толщину. Башня – литая, с удлиненной кормовой частью. Танк оснащался системой ППО.

Кроме основной модели, выпускались модификации танка: М41А1 (1955), М41А2 (1956), М41А3 (1958), которые отличались установкой усовершенствованных приводов наводки оружия и изменениями в МТО.

В 1948 г. на вооружение армии США принимается танк М46 «Паттон», имевший ряд отличий от танка М26 (изменена форма кормовой части корпуса и введено новое МТО). Кроме того, на танке устанавливалась 90-мм нарезная танковая пушка МЗА1 с дульным тормозом и эжекционным устройством для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет. Для наводки пушки и спаренного пулемета у наводчика и командира танка имелись телескопический и перископический прицелы. Телескопический прицел был связан с прибором, вносившим автоматическую поправку в прицел при стрельбе с креном. Механизм поворота башни электрогидравлический с ручным приводом, дублированный (поворачивать башню могли наводчик и командир), подъемный механизм пушки винтового типа. Второй 7,62-мм пулемет – курсовой, оптических прицельных приспособлений не имел. Для стрельбы по воздушным целям использовался 12,7-мм зенитный пулемет. В боекомплект пушки входили 70 унитарных выстрелов.

Броневая защита – противоснарядная, дифференцированная. Башня, передняя и кормовая части корпуса – литые из брони средней твердости. Башня имела вертикальные стенки и удлиненную кормовую часть. Танк оснащался стационарной системой ППО.

В 1950 г. на танке М46 установили башню, заимствованную с опытного танка Т42. Танк получил наименование М47 «Паттон II». Его серийное производство началось с 1951 г. На танке устанавливалась 90-мм нарезная танковая пушка М36 со спаренным 7,62-мм пулеметом. Второй 7,62-мм пулемет – курсовой, монтировался в шаровой установке в лобовой части корпуса. Зенитный пулемет калибра 12,7 мм устанавливался на крыше башни перед люком командира. Пушка оснащалась дульным тормозом и эжекционным устройством для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела. Механизмы наводки пушки и спаренного пулемета имели электрогидравлические и ручные приводы. Пульты управления электроприводами располагались у наводчика и командира танка. Наводка пушки при стрельбе производилась с помощью основного прибора – стереоскопического горизонтально-базного прицела-дальномера с датчиком углов прицеливания и перископического прицела наводчика. С помощью прицела-дальномера наводчик определял расстояние до цели, скорость движения цели, смещение ее по направлению и вводил поправки на тип применяемых выстрелов. Для ведения прицельного огня из пушки командир танка располагал перископическим прицелом. В боекомплект пушки М36 входил 71 унитарный выстрел с бронебойно-трассирующим, бронебойно-подкалиберным, осколочно-фугасным и дымовым снарядами. Впоследствии в боекомплект были введены выстрелы с бронебойно-подкалиберным трассирующим с отделяющимся поддоном и кумулятивным трассирующим снарядами.

Броневая защита – противоснарядная, дифференцированная. Корпус танка по сравнению с корпусом М46 претерпел некоторые изменения и сваривался из литых деталей и катаных броневых листов. Верхний лобовой лист корпуса толщиной 102 мм устанавливался под углом 60° от вертикали. Башня танка – литая, имела большие углы наклона и более вытянутую кормовую часть. Максимальная толщина лобовой брони башни составляла 102 мм.

В 1952 г. были изготовлены опытные и первые серийные образцы М48 «Паттон III». Дальнейшие работы над танком Т42 прекратили. Новый танк отличался от М47 более мощной броневой защитой и усовершенствованными приборами управления огнем. Основным оружием М48 являлась 90-мм нарезная танковая пушка М41 с дульным тормозом и эжекционным устройством для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела. Первоначально с пушкой были спарены два пулемета калибра 7,62 и 12,7 мм, впоследствии оставили только один – калибра 7,62 мм. Зенитный 12,7-мм пулемет монтировался на турели командирской башенки и имел дистанционное управление. Механизмы наводки пушки и спаренного пулемета оснащались электрогидравлическими и ручными приводами, а их пульты управления располагались у наводчика и командира танка. Наводка пушки и спаренного пулемета в цель производилась наводчиком с помощью телескопического или перископического прицелов. В систему управления огнем командира танка входили стереоскопический прицел-дальномер, баллистический вычислитель и баллистический привод, с помощью которого прицел-дальномер, пушка и перископический прицел наводчика были связаны между собой и с баллистическим вычислителем.

Баллистический вычислитель работал в механическом и электрическом режимах. Измеренное командиром танка с помощью прицела-дальномера значение дальности до цели автоматически вводилось в вычислитель. С пульта управления заранее вручную в вычислитель вводились также баллистические характеристики снарядов и поправки на потерю начальной скорости вследствие износа канала ствола и на метеорологические условия. Величина угла прицеливания, определенная вычислителем, передавалась в сетки прицела наводчика и самого прицела-дальномера. Одновременно приводилась в действие гидравлическая система, обеспечивавшая установку ствола пушки в положение, соответствовавшее замеренной дальности. В боекомплект пушки М41, состоявший из 60 унитарных выстрелов, входили те же типы выстрелов, что и пушки М36 танка М47.

Броневая защита – противоснарядная, дифференцированная. Корпус танка цельнолитой с рациональными углами наклона. Применение такой конструкции корпуса позволило получить дифференцированную броневую защиту не только в носовой части, но и по всей длине борта. Башня танка – цельнолитая, полусферической формы. С лобовой стороны в башне располагались отверстия для вывода концевых отражателей прицела-дальномера.

В результате дальнейшей модернизации танка М48 в первом послевоенном периоде выпускались модификации: М48А1 (1954), М48А2 (1956).

Танк М48А1 отличался от своего предшественника установкой 12,7-мм зенитного пулемета в специальной башенке. Больший объем мероприятий по модернизации был осуществлен в модификации танка М48А2. На машине установили: дульный тормоз новой конструкции, более совершенные стереоскопический прицел-дальномер и перископический прицел, дополнительный телескопический прицел наводчика, баллистический вычислитель электромеханического типа, а также внесли ряд изменений в узлы и агрегаты МТО. В боекомплект пушки был введен выстрел с кумулятивным снарядом с невращающейся боевой частью (бронепробиваемость до 360 мм).

Дальнейшие модификации М48А2С и М48А3 стали, по существу, переходными вариантами к танку М60, к разработке которого в США приступили в 1956 г. На вооружение и в серийное производство М60 поступил в конце 1959 г.

В отличие от танка М48, на М60 устанавливались: 105-мм нарезная танковая пушка М68 (аналог 105-мм английской пушки L7A1) с эжекционным устройством для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела и дизель (на всех предшествующих машинах использовались карбюраторные двигатели). Была существенно улучшена броневая защита корпуса и башни. Зенитный 12,7-мм пулемет, располагавшийся в командирской башенке, имел дистанционный привод наводки. При стрельбе из пулемета использовался перископический бинокулярный прицел с 7-кратным увеличением.

Стабилизатор основного оружия отсутствовал. Наводка пушки и спаренного пулемета в цель в двух плоскостях осуществлялась с помощью электрогидравлических и ручных приводов. Управление приводами производилось командиром танка и наводчиком от своих пультов управления посредством рукоятки, поворачивающейся в двух плоскостях. В систему управления огнем входили: новый монокулярный прицел-дальномер, устанавливавшийся у командира танка; перископический и телескопический (вспомогательный) прицелы наводчика (оба прицела имели переменное увеличение – однократное и 8-кратное); баллистический вычислитель электромеханического типа и баллистический привод, связывавший баллистический вычислитель, прицел-дальномер командира и перископический прицел наводчика.

Дальность, определяемая с помощью дальномера, через баллистический вычислитель автоматически вводилась в сетки прицела наводчика и прицела-дальномера командира. Также в установку прицелов баллистическим вычислителем вводились поправки на температуру наружного воздуха и боеприпасов, на ветер, скорость цели, износ канала ствола, тип используемых боеприпасов. Часть поправок в баллистический вычислитель вводилась автоматически с помощью датчиков, а часть – командиром танка с помощью механических приводов.

В боекомплект пушки М68 входили 57 унитарных выстрелов с бронебойно-подкалиберными трассирующими с отделяющимся поддоном, кумулятивными трассирующими, бронебойно-фугасным трассирующим с пластическим ВВ, осколочно-фугасным и дымовым снарядами.

Броневая защита – противоснарядная, дифференцированная. Корпус и башня – цельнолитые из гомогенной брони средней твердости. По сравнению с танком М48А2 лобовая часть корпуса имела большие углы наклона. Конфигурация башни была несколько улучшена, а ее размеры уменьшены. Кроме того, на крыше башни устанавливалась командирская башенка увеличенных размеров. Танк оснащался фильтровентиляционной установкой, специальными танковыми противогазами и капюшонами для защиты экипажа от радиоактивной пыли и отравляющих веществ, рентгенометром, а также автоматической системой ППО и воздушными обогревателями (для обогрева экипажа).

В 1962 г. танк подвергся модернизации и получил обозначение М60А1. Модернизированный танк отличался от М60 башней улучшенной конфигурации, усиленной броневой защитой корпуса, большим боекомплектом (63 унитарных выстрела, в боекомплект были введены новые оперенные подкалиберные снаряды с повышенной на 20–25% бронепробивной способностью) и усовершенствованными приборами управления огнем. У наводчика устанавливались комбинированный прицел 8-кратного увеличения и вспомогательный телескопический прицел, у командира -перископический ночной инфракрасный прицел с 8-кратным увеличением. Для подсветки целей на маске пушки монтировался ксеноновый прожектор, приспособленный для работы также в инфракрасном режиме. Кроме того, электромеханический баллистический вычислитель заменили более совершенным баллистическим вычислителем.

Особое место в американском танкостроении занимали два танка, вооруженные орудиями-пусковыми установками: легкий М551 «Шеридан» и средний М60А2. Орудие-пусковая установка этих танков представляла собой артиллерийскую ствольную систему калибра 152 мм, стабилизированную в двух плоскостях и приспособленную к стрельбе как обычными снарядами, так и ПТУР «Шиллела» Mk1, управляемыми по радиокомандам.

Разработка легкого танка М551 началась в 1962 г. После длительных испытаний и доработок он был принят на вооружение и поставлен на производство в 1966 г. К разработке танка М60А2, который создавался на базе танка М60, приступили в 1964 г. Первые опытные образцы изготовили в 1965–1966 гг. Однако на производство танк был поставлен только в 1971 г. Он предназначался для поддержки танков М60 и борьбы с советскими тяжелыми и средними танками на дальних дистанциях.

Такой же тип основного оружия был принят для проекта основного боевого танка МВТ-70 (ХМ803), совместная разработка которого началась американскими и западногерманскими специалистами в 1963 г. Этот танк должен был поступить на вооружение армий двух стран и заменить танки М60 и «Леопард».

В отличие от танков М551 и М60А2, МВТ-70 имел орудие-пусковую установку с большей длиной ствола, приспособленную для ведения стрельбы не только обычными кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами, но и бронебойно-подкалиберными с отделяющимся поддоном с высокой начальной скоростью. Кроме того, пушка имела механизм заряжания. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет, а для стрельбы по воздушным целям использовалась 20-мм автоматическая пушка с дистанционным управлением от командира танка и наводчика, которая монтировалась во вращающейся турели на левой части крыши башни.

Основной танк МВТ-70 (ХМ803) (США-ФРГ), 1967 г.

Боевая масса – 50 т; экипаж – 3 чел.; оружие: орудие-пусковая установка – 152 мм, 1 пулемет – 7,62 мм, 1 пулемет – 12,7 мм; броневая защита – противоснарядная, комбинированная; мощность двигателя – 1085 кВт (1475 л.с.); максимальная скорость –70 км/ч; запас хода – 640 км.

Основной танк Strv-103А «Шюддат» (Швеция), 1964 г.

Боевая масса – 37 т; экипаж – 3 чел.; оружие: пушка – 105 мм, 2 пулемета –7,62 мм, 1 пулемет – 12,7 мм; броневая защита – противоснарядная; мощность двигателя: газотурбинного – 243 кВт (330 л.с.), дизеля – 176 кВт (240 л.с.); максимальная скорость – 60 км/ч; запас хода – 340 км.

Другим вариантам основного оружия танка МВТ-70, разрабатывавшегося в ФРГ, была 120-мм гладкоствольная пушка с механизмом заряжания, сгорающими гильзами и продувкой канала ствола двуокисью углерода. В третьем варианте предусматривалось использование 150-мм пушки. Однако изготовленные в 1966-1967 гг. опытные образцы были вооружены орудием-пусковой установкой калибра 152 мм.

На танке устанавливались телескопический прицел и лазерный дальномер наводчика, у командира – перископический прицел. Система управления ПТУР «Шиллела» Mk2 (максимальная дальность стрельбы 3000 м) – полуавтоматическая по инфракрасному лучу, с помощью оптического прицела.

Броневая защита танка – противоснарядная. Корпус танка – сварной, выполненный из комбинированной брони (сталь, алюминий, стеклопластик). Лобовые листы имели большие углы наклона. Башня приплюснутой формы с большим углом наклона бортов. На танке предусматривалось использование систем герметизации и защиты от поражающих факторов ОМП (состоявшей из подбоя, нагнетателя и фильтровентиляционной установки). Имелись кислородная аппаратура, кондиционер, приборы радиационной разведки и устройства для защиты от светового излучения.

В 1971 г. из-за сложности и большой стоимости танка МВТ-70 работы над ним были прекращены.

Совершенно иной тип танка был разработан и принят на вооружение в Швеции. Разработка танка, получившего первоначальное наименование «S» («Шюддат»), а при серийном производстве – Strv-103А, началась в 1958 г. К зиме 1962–1963 гг. изготовили два опытных образца. После проведения испытаний и доработок в середине 1964 г. машину приняли на вооружение. Первые серийные образцы танка были выпущены в 1966 г.

Танк Strv-103А представлял собой безбашенную боевую машину. В качестве основного оружия использовалась 105-мм нарезная пушка L74 (аналог 105-мм английской пушки L7A1, но с увеличенной с 52 до 62 калибров длиной ствола) с эжекционным устройством для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела, механизмами заряжания (техническая скорострельность – до 15 выстр./мин) и выброса стреляных гильз. Два курсовых 7,62-мм пулемета размещались снаружи в броневом коробе на левой надгусеничной полке. На предсерийных образцах танка на правой надгусеничной полке в броневом коробе устанавливался еще 7,62– или 12,7-мм пулемет, использовавшийся в качестве пристрелочного. Пушка и курсовые пулеметы были жестко связаны с корпусом. Перезаряжание пулеметов производилось только снаружи машины. Для стрельбы по воздушным целям на серийных машинах использовался 7,62-мм зенитный пулемет, устанавливавшийся на командирской башенке и управлявшийся дистанционно. Кроме того, по бокам командирской башенки монтировались два четырехствольных гранатомета.

Вести танк и стрелять из пушки могли командир танка и механик-водитель (он же наводчик) благодаря наличию дублированных приводов управления движением машины и основным оружием, приборов прицеливания и наблюдения. Наводка пушки как в вертикальной, так и горизонтальной плоскостях осуществлялась изменением положения корпуса (в вертикальной плоскости – продольным качанием за счет регулируемой гидропневматической подвески; в горизонтальной – поворотом танка). Для наводки и стрельбы из пушки у командира и наводчика имелись бинокулярные комбинированные перископические приборы-прицелы наблюдения с переменной 6-, 10– и 18– кратностью увеличения.

В боекомплект пушки L74 входили 50 унитарных выстрелов с бронебойно-подкалиберным снарядом с отделяющимся поддоном, кумулятивным и бронебойно-фугасным снарядами с пластическим В В и дымовым снарядом.

Защищенность танка Strv-103А обеспечивалась не только толщиной брони сварного корпуса, но и большими углами наклона броневых деталей, прежде всего лобовой и бортовой проекции, а также корытообразной формой днища. Эквивалент броневой защиты верхнего лобового листа корпуса, изготовленного из брони высокой твердости, составлял 250 мм. Для самоокапывания танка на местности и обеспечения дополнительной броневой защиты на нижнем лобовом листе корпуса монтировался бульдозерный отвал. Для действия на радиоактивно-зараженной местности машина оснащалась фильтровентиляционной установкой. Существенным фактором являлась низкая заметность машины: из состоявших на вооружении зарубежных танков Strv-103А имел самый низкий силуэт.

Новые средства поражения – ПТУР, имевшие кумулятивную боевую часть, стали основными противотанковыми средствами и с середины 1950-х гг. получили широкое распространение в пехотных и мотопехотных дивизиях сухопутных войск армий Франции, США, Великобритании и ФРГ. По сравнению с обычными противотанковыми средствами они обладали большей бронепробиваемостью и высокой вероятностью попадания в цель на дистанциях, значительно превышавших дальности действительного огня ствольной артиллерии (2000 м).

В связи с этими обстоятельствами отечественными специалистами были определены три основных направления теоретических исследований и НИОКР по совершенствованию броневой защиты танков от обычных средств поражения. Четвертое направление исследований в области защищенности относилось к изменению тактики действий танков на поле боя.

Первое направление было связано с повышением снарядостойкости броневой защиты. Оно включало: совершенствование броневой защиты за счет увеличения толщины броневых преград и углов наклона от вертикали; дифференцированное бронирование и улучшение формы броневого корпуса и башни, а также технологии их изготовления; создание новых броневых материалов и конструкций комбинированных броневых преград; разработку противокумулятивных экранов; теоретическое исследование возможности применения на танке навесной динамической защиты.

Второе направление теоретических исследований и НИОКР предусматривало разработку мероприятий по снижению вероятности нанесения ущерба после пробития брони танка. В первую очередь это касалось создания более эффективных автоматических систем П ПО многократного действия и пожаротушащих составов, а также размещения топлива и боекомплекта в наиболее защищенном или наименее поражаемом заброневом пространстве танка. Третье направление касалось разработки мероприятий по уменьшению вероятности обнаружения танка на поле боя и вероятности попадания снаряда в танк. Работы по снижению заметности танка на поле боя сводились, в основном, к улучшению маскировки танков за счет соответствующего окрашивания в зависимости от времени года и применения специальной термодымовой аппаратуры для постановки аэрозольных (дымовых) завес, а также к уменьшению силуэта танка, что одновременно снижало и вероятность попадания снаряда в танк. Главную роль в последнем случае играло уменьшение высоты танка за счет использования схем общей компоновки с размещением всего экипажа в корпусе или в башне, изменения клиренса машины и применения механизма заряжания вместо заряжающего, наличие которого требовало большой высоты боевого отделения.

В этот период также начались НИОКР в области создания активной защиты танка путем уничтожения подлетающих к нему ПТУР и кумулятивных снарядов и гранат, а также создания помех системам наведения и управления противника.

 

Таблица 28

Расчетная бронепробиваемость снарядов танковых пушек вероятного противника

  

Таблица 29

Основные тактико-технические характеристики ПТУР вероятного противника

 


 

См. продолжение >>>


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru