«Тигр» способен на многое

Дмитрий Галкин
Журнал «Обозрение армии и флота» №5, 2009

Исторически в нашей стране силовые структуры выполняли свои непростые задачи с использованием тех образцов вооружения и военной техники, которые у них имелись. Изменения, произошедшие в мире за последние десятилетия наложили свой отпечаток, как на характер военных конфликтов, так и на способы ведения боевых действий. Это потребовало оснащения силовых структур новыми образцами вооружения и военной техники, отличающимися от тех, что создавались для ведения широкомасштабных войн. Опыт локальных военных конфликтов последних лет показал острую необходимость в таких средствах, как многоцелевые бронированные автомобили.

 

 

В России первым таким многоцелевым бронированным автомобилем стала машина, получившая официальное наименование СТС (специальное транспортное средство) «Тигр». Спустя совсем небольшой промежуток времени с момента начала серийного производства, было создано целое семейство «Тигров», машин, способных обеспечить различным по назначению силовым структурам эффективное решение самых разнообразных задач. В настоящее время имеется уже десяток моделей многоцелевых и специальных автомобилей на базе «Тигра».

Машина «Тигр» разработана коллективом конструкторов, ранее создавшим всемирно известные колесные бронетранспортеры БТР-80 и БТР-80А и сейчас работающих в ООО «Военно-инженерный центр», являющимся научным подразделением «Военно-промышленной компании».

В результате проделанной конструкторами работы получился автомобиль, наиболее полно отвечающий требованиям высокой мобильности при необходимом уровне защищенности.

СТС «Тигр» имеет рамную конструкцию, колесную формулу 4×4. На сварной раме высокой жесткости смонтированы независимая торсионная двухрычажная подвеска всех колес с гидравлическими амортизаторами, силовой агрегат в составе – дизельный двигатель, сцепление с пневмогидравлическим усилителем, пятиступенчатая механическая коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка с межосевым дифференциалом с электропневмоприводом блокировки дифференциала, системы двигателя (охлаждения, топливная и т.д.), два моста с самоблокирующимися дифференциалами повышенного трения, колесные редукторы, колеса с шинами для движения по труднопроходимой местности.

Наиболее нагруженные узлы ходовой части СТС «Тигр» максимально унифицированы с узлами ходовой части БТР-80 и многоцелевого бронированного автомобиля ГАЗ-39371 «Водник». Это значительно уменьшило время проектирования СТС и удешевило производство машины.

В СТС «Тигр» экипаж комфортно чувствует себя как при движении по дорогам общего пользования (максимальная скорость до 140 км/ч), так и при движении по труднопроходимой сильнопересеченной местности (скорость до 70 км/ч). Новая длинноходная подвеска, клиренс 400 мм, большие углы свеса, небольшая колесная база, постоянный полный привод, возможность блокировки межосевого и межколесных дифференциалов обеспечивают СТС «Тигр» высочайшую проходимость по слабонесущим сырым грунтам и устойчивость при движении с максимальной скоростью, как на сухом, так и на мокром шоссе.

Рамная конструкция СТС «Тигр» позволяет использовать единое базовое шасси под установку кузовов под нужды различных заказчиков, будь то военный, полицейский или гражданский вариант автомобиля. Благодаря этому появилась возможность быстрой адаптации машины для решения самых разнообразных задач.

В настоящее время на Арзамасском машиностроительном заводе освоены в серийном производстве несколько модификаций СТС «Тигр», в том числе: модификация с бронированным кузовом для спецподразделений МО РФ, две модификации с бронированными кузовами для полицейских нужд МВД РФ и модификация с небронированным кузовом. По заказу Министерства обороны РФ «Военно-промышленная компания» поставила пробную партию автомобилей «Тигр» для Парадных расчетов. Совместно с «Таганрогским радиозаводом» на базе автомобиля «Тигр» создана командно-штабная машина. С учетом опыта эксплуатации машин в различных силовых структурах ведутся работы по совершенствованию конструкции машин и разработке новых образцов.

Модификации с бронированным кузовом разработаны по техническим требованиям заказывающих управлений МО и МВД РФ и прошли все виды лабораторных и дорожных испытаний и приняты на снабжение МО и МВД РФ. Все модификации унифицированы по конструкции моторно-трансмиссионного отделения, отделения управления, отличаются уровнем защиты и конструкцией кузовов. Бронированные кузова выполнены однообъемными, трехдверными с открывающимися боковыми и задними окнами или со встроенными в стекла бойницами для ведения стрельбы из стрелкового оружия. С целью дополнительной защиты экипажа от поражения вторичными осколками и исключения рикошета при пробитии бронированных кузовов, на внутренней поверхности кузовов в районе обитаемого отделения установлена противоосколочная защита.

Рулевое колесо, сиденья водителя и переднего пассажира регулируются по высоте и в горизонтальном направлении. Все модификации СТС «Тигр» оснащены системой автоматического регулирования давления воздуха в шинах, системой автоматического пожаротушения, предпусковым подогревателем, обеспечивающим запуск двигателя при температуре до -50°С и отопление обитаемого отделения кузова, лебедкой самовытаскивания с электроприводом.

При необходимости на СТС «Тигр» могут устанавливаться:

• автоматическая коробка переключения передач,

• система кондиционирования воздуха,

• система ABS,

• сеть для закрепления рейдовых рюкзаков экипажа на крыше машины.

Возможна также установка рулевого управления с правой стороны.

Находящиеся в серийном производстве СТС «Тигр» постоянно совершенствуются. Так, была разработана модель, на которой установлена бортовая информационно-управляющая система (БИУС). Она состоит из двух подсистем: контроля функционирования и навигации и комплексного управления и контроля состояния электрооборудования автомобиля. Подсистемы интегрированы в бортовую сеть машины при помощи мультиплексной шины CAN.

БИУС СТС «Тигр» спроектирована на основе открытой архитектуры и международных стандартов информационного взаимодействия, что позволяет в дальнейшем интегрировать с этой системой на логическом уровне следующее электронное оборудование, при его установке на автомобиль: электронные системы управления двигателем и трансмиссией; средства взаимодействия в составе милицейских (полицейских) подразделений; информационно-управляющие системы устанавливаемого на автомобиль спецоборудования.

В дальнейшем применение БИУС может обеспечить: переход к полностью электронной комбинации приборов с интегрированными средствами отображения информации от БИУС; разработку и внедрение органов управления (кнопки, переключатели), подключаемых к электронным блокам БИУС по мультиплексной шине; полный отказ от радиальной электропроводки автомобиля; реализацию комплексных режимов управления автомобилем, с задействованием систем управления двигателем, трансмиссией, систем курсовой устойчивости; интеграцию автомобиля в коммерческие автотранспортные системы.

В 2009 году на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге на церемонии проведения военного парада в ознаменовании 64-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне дебютировала еще одна модель автомобиля «Тигр». Командование Ленинградского военного округа осуществляло процедуру приема парада и объезда парадных расчетов на специальных автомобилях «Тигр», получивших наименование СП46 (спецпроект №46).

Причин появления такой модификации «Тигра» было несколько. Одна из них связана с тем, что использующиеся при проведении парадов автомобили ЗИЛ-41044, ГАЗ-14-05, ЗИЛ-117В и ГАЗ-13Б выработали свой ресурс после почти тридцатилетней эксплуатации. При этом следует учесть, что все эти автомобили были выпущены в единичных экземплярах и имеют оригинальные конструкции и запасные части и агрегаты от серийных ЗИЛов и ГАЗов к ним не подходят, а самое главное – уже не выпускаются.

Кроме того, во всем мире военные парады принимаются на серийных машинах, используемых силовыми структурами государства. Именно поэтому и было принято решение создать машину для Парадного расчета на базе уже хорошо зарекомендовавшего себя в силовых структурах специального автомобиля «Тигр», который начал массово поступать на снабжение в МВД России и другие силовые структуры. Отвечающий самым взыскательным требованиям этот внедорожник имеет характерный брутальный внешний вид и как никакой другой соответствует обновленному имиджу Российской армии.

Естественно, серийный образец «Тигра» потребовал ряда доработок для обеспечения специальных требований к машинам парадного расчета. Специалистами ГАБТУ МО РФ, 21 НИИИ МО РФ, инжиниринговыми подразделениями «Военно-промышленной компании» и «Группы «ГАЗ», специалистами ООО «Атлант Дельта» были разработаны и утверждены технические требования к новому автомобилю СП46 «Тигр».

В отличие от ранее используемых в парадных расчетах автомобилей в «Тиграх» СП46 применяются в основном агрегаты и узлы на основе шасси серийных машин, что значительно упростило и удешевило разработку, производство и эксплуатацию этих автомобилей. Серьезные изменения коснулись дизайна кузова и отделки салона. В парадном «Тигре» использован двухдверный кузов типа «кабриолет», обеспечивающий эргономически удобный и облегченный вход–выход принимающего парад. Отделка интерьера выполнена на уровне современных автомобилей VIP класса с использованием натуральных отделочных материалов. Для удобства движения на автомобиле стоя в салоне оборудована ручка-поручень с регулировкой по высоте. Вместительный багажник в кормовой части машины позволяет разместить на нем запасное колесо, а внутри аппаратуру спецсвязи типа «Репетиция». Для обеспечения плавности хода при проведении торжественных мероприятий на парадном «Тигре» установлена автоматическая коробка передач. Снаряженная масса автомобиля снизилась с 7200 до 4750 кг.

Надо отметить, что дебют «Тигров» 9 мая 2009 года на Дворцовой площади прошел успешно. Машина заслужила самые высокие отзывы, как от водителей, так и от командующего войсками Ленинградского военного округа генерал-лейтенанта Николая Богдановского.

Недавно на Арзамасском машиностроительном заводе начато серийное производство еще одной модификации автомобиля «Тигр» 233001, с небронированным кузовом. Кузов этой модели выполнен пятидверным, однообъемным, причем задняя дверь выполнена двухстворчатой.

Данная модификация «Тигра» является самым мощным и обладающим самой высокой проходимостью внедорожником среди подобных машин этого класса, как в России, так и за рубежом. Эта машина способна двигаться с высокой скоростью по дорогам с хорошим покрытием и также прекрасно себя чувствует при полном отсутствии каких-либо дорог вообще.

Машина собирается на базе шасси специального транспортного средства семейства «Тигр» серийно выпускаемых для силовых структур. Использование технологий изначально предназначавшихся для высокопроходимой, многоцелевой, военной машины, теперь стало доступно и для общего пользования. Изменения конструкции коснулись только кузова и отделки салона, обеспечивающие высокий уровень комфорта, удобства и безопасности. Современный дизайн отделки салона удовлетворит самым изысканным требованиям клиентов. Отделка интерьера машины выполняется на уровне современных автомобилей VIP класса с использованием натуральных отделочных материалов (кожа, замша и др.), передние сиденья оборудованы электрической регулировкой в шести направлениях, поднятие и опускание боковых стекол осуществляется при помощи электростеклоподъемников.

В конструкции автомобиля «Тигр» 233001 сохранена автоматическая система регулирования давления в шинах, что обеспечивает оптимальный уровень плавности хода по дорогам с различным покрытием, высокую проходимость по бездорожью, безопасность и сохранение возможности движения при пробитии (проколе) шин. Движение задним ходом и парковка на «Тигре» 233001 не вызовет проблем, поскольку машина оснащена видеокамерой заднего обзора.

Объемное отделение в кормовой части автомобиля за вторым рядом сидений может использоваться для перевозки багажа или еще 4 пассажиров, для чего там оборудованы сиденья. Большой дорожный просвет, независимая торсионная подвеска всех колес, две электрические лебедки (спереди и сзади) обеспечивают непревзойденную проходимость автомобиля на любой местности при отсутствии дорог. Мощный и экономичный дизельный двигатель и два топливных бака емкостью по 68л дают возможность передвижения на расстояния до 900 км без дозаправки. Новая модификация «Тигра» оборудована багажником на крыше и лестницей на задней двери автомобиля, что позволяет перевозить большее количество грузов или личных вещей без ущерба для комфорта пассажиров. В крыше имеется широкий люк с электроприводом.

Высокие характеристики подвижности и проходимости, надежность и защищенность сделали СТС «Тигр» незаменимой машиной во многих силовых структурах России. Машина пользуется большой популярностью у представителей Министерства внутренних дел РФ и хорошо зарекомендовала себя при проведении контртеррористических операций.

В варианте с защищенным кузовом автомобили «Тигр» могут использоваться для решения самых разнообразных задач. «Тигр» идеально подходит для ведения разведки и наблюдения. Успешному выполнению этих задач при использовании «Тигров» способствуют высокие скорости движения машины по дорогам и бездорожью, хорошая обзорность при обеспечении достаточного уровня защищенности, высокая проходимость и относительная малошумность.

Достаточный заброневой объем «Тигра» и удобство размещения в нем перевозимого личного состава, способного сохранять боеспособность при совершении длительных маршей (не затекают конечности и спина, поддержание в салоне комфортной температуры, отсутствие дорожной пыли и т.д.) обеспечивает решение задач по транспортировке и защите личного состава в боевых условиях.

Защищенность и возможность размещения на «Тигре» различных вариантов вооружения, ведения огня из стрелкового оружия без выхода наружу через бойницы, хорошая обзорность, подвижность, а также большой запас хода позволяют использовать машину в комендантских подразделениях для сопровождения и охраны колонн, ведения патрулирования в зонах напряженности и осуществления охраны особо важных объектов, таких, как например, атомные электростанции, склады с токсичными отходами и другие.

СТС «Тигр» может успешно использоваться для огневой поддержки подразделений при выполнении специальных задач. При монтаже различных комплексов вооружения, таких как противотанковые ракетные комплексы или комплексы ПВО ближнего действия «Тигр» превращается в грозное высокоманевренное противотанковое или зенитное средство.

Большой внутренний объем правильной формы в сочетании с высокой грузоподъемностью и защищенностью предопределили еще одну роль для «Тигра» – использование в качестве базы для командно-штабной машины (КШМ). Ранее под КШМ использовали шасси бронетранспортеров или армейских грузовиков. В первом случае КШМ имеет недостаточную подвижность и плохую обзорность изнутри машины, что затрудняет ведение управления в боевой обстановке. Во втором варианте – экипаж КШМ практически лишен защиты. А, как известно, пункты управления, где размещаются КШМ, являются первоочередными объектами для поражения артиллерией, авиацией и другими средствами. В этом случае броня «Тигра» способна надежно защитить экипаж КШМ от осколков артиллерийских снарядов и пуль основной массы образцов стрелкового оружия.

Во Внутренних войсках МВД РФ уже имеются несколько образцов КШМ на шасси «Тигра» – Р-145БМА, которые успешно эксплуатируются и хорошо себя зарекомендовали, в том числе и в «горячих точках». В подобном варианте, оборудованная специальными средствами связи и наблюдения, машина на шасси «Тигра» может успешно использоваться в качестве средства для передового авианаводчика или корректировщика артиллерии. На сегодняшний день эти категории системы боевого управления не имеют каких-либо транспортных средств вообще, в лучшем случае размещают свои средства связи и наблюдения на одной из боевых машин (БТР или БМП) подразделения с которым осуществляют взаимодействие.

Бронеавтомобили «Тигр-М», оснащенные дистанционно управляемыми боевыми модулями, представленные на IX Международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов Russia Arms EXPO-2013 в Нижнем Тагиле

Широкое распространение «Тигр» может получить и для установки на его шасси других специальных средств, таких как, например, аппаратуры РЭБ, ведения радио- и радиотехнической разведки. Машины с такими средствами, как правило, действуют вблизи от переднего края противника, но в настоящее время не имеют бронезащиты и очень громоздки, так как используют шасси стандартных грузовых автомобилей.

Базовый автомобиль СПМ-1 «Тигр» также используется в структурах МВД РФ для установки на него специальных средств или оборудования. На вооружении правоохранительных органов имеется СПМ-1 «Тигр» с УОС (устройство отстрела спецсредств) «Лафет». УОС предназначено для дистанционного управления отстрелом спецсредства с целью оказания психофизического воздействия сотрудниками силовых структур на правонарушителей при пресечении массовых беспорядков. Оно включает в себя пусковой станок с 16-ю направляющими для 50-мм гранат, контрольно-пусковую аппаратуру и комплект гранат (4 кассеты по 4 штуки) со спецсредствами светозвукового, раздражающего курящегося или раздражающего взрывного действия.

Для обеспечения преодоления препятствий и проникновения штурмовых групп в здания на уровне второго и третьего этажа (до 8 м) при проведении спецопераций на базе СПМ-1 «Тигр» создан штурмовой разградительно-заградительный спецавтомобиль «Абаим-Абанат». Он оснащен специальным складным трапом с гидравлическим приводом, а также оборудованием для выполнения заградительно-разградительных работ: дисковым бензорезаком, плазморезом и комплектом ручного универсального гидравлического инструмента. При проведении спецопераций на трапе спецавтомобиля могут находиться одновременно до 10 вооруженных спецназовцев, а полное время развертывания трапа составляет не более 30 с.

В 2008 г. руководство компании «ВПК» организовало на территории Чеченской республики техническую конференцию, на которой были выявлены и проанализированы все недостатки техники, которая интенсивно эксплуатируется в структурах МО и МВД РФ на Северном Кавказе. При этом было выявлено, что недостатков оказалось немного, а личный состав и командование техникой, которая побывала и в огне боев, очень доволен. Как отметили выступившие на конференции солдаты, сержанты и офицеры, специальные автомобили «Тигр» позволяют экипажу почувствовать максимальную уверенность в надежности и безопасности машин при выполнении сложных спецзадач, поставленных командованием. Эти машины способны на многое.

 

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru