Пришествие «Бронтозавра»

Игорь Николаев
Журнал «Солдат удачи» №3, 2007

 

Бронированный автомобиль, разговор о котором пойдет далее, в свое время выделялся из общего ряда своих собратьев не только особенностями конструкции и высокой функциональностью, но и тем, что в отличие от большого количества экспериментальной автомобильной техники, созданной заводскими конструкторскими бюро в 1990-х годах, он стал одним из немногих, прошедших горнило реальной войны. С 2000 года бронеавтомобиль поставлялся в части 42-й мотострелковой дивизии, дислоцированной в Чечне. Так что у военных было время ближе ознакомиться с этой новинкой, первое появление которой на публике вызвало такой неожиданный эффект, что кто-то из пишущей братии с ходу окрестил автомобиль «Бронтозавром» – за необычность конструкции и весьма своеобразный внешний вид.

 

Варианты бронеавтомобиля «Водник»

Когда конструкторы создают новую машину, они, конечно, не в последнюю очередь думают о ее функциональности, возможности эксплуатации в различных условиях и с различными целями. Правда, надо честно признать, порой бывает очень сложно свести воедино несовместимое. Скажем, создать автомобиль, который с одинаковым успехом можно будет эксплуатировать и в условиях Крайнего Севера, и в пустыне, и на высокогорье. А вот специалистам Управления конструкторских и экспериментальных работ Горьковского автозавода это удалось в полной мере – именно они создали бронированный автомобиль, конструкция которого оказалась настолько удачной, что он стал желанным для широкого спектра потребителей: военных, пограничников, газовиков, охотников, геологов – всех тех, кому нужна надежная многофункциональная машина, способная преодолевать любые препятствия и в то же время оставаться комфортабельной и удобной в эксплуатации. Речь идет о бронеавтомобиле ГАЗ-3937 «Водник». Оговорюсь сразу: многие считали «Водник» нашим «адекватным ответом» американскому «Хаммеру». Это неправильно. «Хаммер» здесь и рядом не валялся. По своим характеристикам ГАЗ-3937 давно заткнул за пояс хваленое заокеанское чудо, в чем мы очень скоро убедимся. «Американец» находится в другой «весовой категории» (в прямом и переносном смысле). «Водник» в отличие от «Хаммера» может успешно эксплуатироваться в температурном диапазоне от -45°С до +50°С, забираться в горы на высоту до 4.650 метров, проезжать без дозаправки тысячу километров. Кстати, расходу топлива этого тяжелого семитонного броневика могут позавидовать многие легковушки – «Водник» потребляет всего 15,4 литра дизельного топлива на 100 км пробега.

Изначально ГАЗ-3937 задумывался как высокомобильный армейский грузовик, предназначенный в первую очередь для сил быстрого реагирования. Но, когда идея воплотилась в жизнь, вернее в металл, оказалось, что его способности к адаптации в военной среде значительно шире. Настолько шире, что рассматривался вопрос использования «Водника» в качестве многоцелевого разведывательно-диверсионного вездехода и замены им прекрасно зарекомендовавшей себя, но уже морально устаревшей бронированной разведывательно-дозорной машины – БРДМ. Кто служил, знает, что этим машинам в свое время не было равных по боевым возможностям. Они с одинаковой легкостью преодолевали пески и болота, водные преграды и горные склоны, обладали высокой маневренностью и подвижностью, были хорошо вооружены. Все эти качества, но уже на современном уровне, сохранил «Водник». К тому же приобрел много новых способностей, о которых в прошлые годы можно было только мечтать.

Стоит оговориться, что несмотря на распространенное заблуждение (исходя из названия «Водник»), бронеавтомобиль не имеет средств для передвижения в воде – гребного винта или водомета. Максимальная глубина преодолеваемой водной преграды– не более 1,2 м, хотя конструкция корпуса представляет собой герметичное плоскодонное «корыто» из толстого стального листа вполне пригодное для амфибии и позволяет в некоторых вариантах модульной комплектации, только за счет вращения колес, движение по воде со скоростью не больше 5 км/ч.

Новый броневик с легкостью может стать и транспортной, и командной, и санитарной, и штабной машиной, полевой кухней, а также многофункциональным носителем различного рода огневых средств. Средства эти могут быть самыми различными: от миномета и легкой артиллерийской установки до крупнокалиберных пулеметов и комплекса противотанковых ракет.

Секрет тут состоит в том, что ГАЗ-3937 создан по модульной схеме. Сварной несущий корпус имеет два съемных модуля – передний и задний. В переднем размещаются силовое отделение и отделение управления. Задний транспортный модуль может выполняться как в боевом, так и в гражданском исполнении.

Передний модуль «Водника» – так называемое отделение управления – сразу создавался в двух компоновочных вариантах. Первый вариант – когда командир располагается за водителем. Двигатель в этом случае находится справа от них. В этой компоновке благодаря практическому отсутствию угла свеса броневик способен легко преодолевать даже вертикальные стенки. Вторая компоновка, которая применена на модификации «Водника» ГАЗ-39371, более привычная для нас. В ней командир располагается рядом с водителем. Поскольку двигатель в такой компоновке пришлось размещать за водителем и командиром, кабину несколько выдвинули вперед, обеспечив им тем самым прекрасный обзор.

Кроме того, имеется и трехместный вариант отделения управления. В этом случае в переднем модуле оборудуется рабочее место радиста.

Надо отметить, что конструкторы приложили немало усилий, чтобы облегчить водителю управление «Водником». В частности, все ручки управления размещены относительно компактно, рулевое колесо – уменьшенных размеров. Большего и не требуется, поскольку автомобиль оснащен усилителем руля и уверенно слушается водителя в любых условиях дорожной обстановки.

Сердце силового отделения машины – четырехцилиндровый дизель ЯМЗ-460 с турбонаддувом мощностью 160 л.с. Он позволяет разгонять броневик до 120 км/ч, причем скорость в 100 км/ч «Водник» набирает за 18 секунд. Не «Феррари», конечно, но для боевой машины более чем.

Для модификации ГАЗ-39371 предусмотрен другой двигатель – японский «Hino» J07C – пятицилиндровый рядный дизель, правда, без турбонаддува. Он имеет рабочий объем чуть ли не в два раза больший, чем у «ярославца» (6,634 литра против 3,988 литра), однако мощность его повысилась всего на пять «лошадей» – 165 лошадиных сил. Возможна установка и иных двигателей.

Коробка передач – пятиступенчатая. «Раздатка» – механическая двухступенчатая, с прямой повышающей передачей, с валом отбора мощности.

Как уже упоминалось, «Водник» с легкостью «берет» броды глубиной до 1,2 метра. Герметичный корпус позволяет автомобилю преодолевать водные преграды вплавь весьма условно. Но конструкторами ГАЗа предусмотрена установка на броневик двух водометных движителей, что теоретически увеличит его маневренность и скорость на плаву до 10 км/ч.

Вдоль бортов тянется соединительный фланец, к которому с помощью быстроразъемных соединений крепятся передний и задний модули. Легкость, с которой можно заменить задний модуль, поражает. На все про все уходит не более пятнадцати минут. Операцию можно провести даже в полевых условиях, быстро заменив, скажем, транспортную платформу на бронированную кабину с артиллерийской башней или на медицинский модуль. Это качество «Водника» просто бесценно. В ходе боестолкновений, как известно, очень часто из строя выходит не вся машина целиком, а одна ее часть: силовое отделение, например, или ходовая. В этом случае требуется порой долгий ремонт или же машину сразу списывают в утиль. Альтернативы нет. С «Водником» все проще. Подорвался на мине броневик с пулеметом, у него отлетели колеса? Нет проблем! Переставляем боевой модуль на новую машину, которая до этого была, скажем, санитарной или же походной кухней, и продолжаем бой. Кашу можно и на земле сварить.

Особого разговора заслуживает ходовая часть «Водника». Подвеска автомобиля независимая торсионная, все четыре колеса ведущие, хотя при необходимости привод передних колес можно отключить. Имеется система подкачки шин. Шины, заметим, являются пулестойкими: даже несколько попаданий в них не остановят бронеавтомобиль. Прибавим к этому почти полуметровый клиренс и абсолютно гладкое днище и поймем, что автомобиль идеально приспособлен для движения по бездорожью. Кстати, корытообразная форма несущего корпуса и особенности трансмиссии хорошо защищают последнюю от грязи, воды, песка и т.д.

Испытания показали, что в некоторых ситуациях «Водник» имеет проходимость значительно лучшую, чем БРДМ и колесные БТРы различных модификаций.

Очень важным можно считать решение конструкторов вынести колеса за габариты герметичного корпуса. При наезде на мину экипаж и десант не пострадают от взрыва. Кстати, и крепление сидений в транспортном модуле осуществляется таким образом, чтобы максимально уменьшить воздействие ударной волны на бойцов. Сиденья для восьми человек располагаются двумя способами – «спина к спине» или «лицо к лицу».

Автомобиль может оснащаться переговорным устройством Р-174 для связи командира и водителя с десантом, радиостанцией Р-163-50У, оборудованием радиационной и химической разведки.

Все стекла армейского броневика изготавливаются специальным способом и выдерживают попадание пуль стрелкового оружия.

В «Воднике» достигнута высокая унификация агрегатов и узлов автомобиля с теми, что серийно выпускаются горьковскими автостроителями, что, безусловно, увеличивает его привлекательность для потенциальных потребителей. Основную часть запасных частей для замены поврежденных агрегатов броневика можно спокойно «позаимствовать» у автомобиля ГАЗ-4301 – первого газовского грузовика с дизельным двигателем воздушного охлаждения, увидевшего свет в 1984 году, а также у бронетранспортера БТР-80. На «Воднике» используются в числе других агрегатов и узлов ведущие мосты от этой бронемашины, имеющие кулачковые дифференциалы повышенного трения, обеспечивающие «Воднику» возможность уверенно передвигаться на слабонесущих грунтах.

«Водник» в стандартной комплектации может оснащаться и всякого рода «примочками», начиная от независимого отопителя и кондиционера и заканчивая – для денежных «гражданских» покупателей – первоклассными стереосистемами, кожаной обивкой и т.д. Салоне имеет объем 12,5 кубических метра.

Выпускался базовый «Водник» с конца 1990-х гг. Арзамасским машиностроительным заводом – дочерним предприятием «ГАЗа». А вот непосредственную доводку машины для специфических нужд тех или иных государственных и частных структур осуществляли другие предприятия. Некоторое количество этих машин до сих пор находятся в эксплуатации частей и подразделений Российской Армии. Правда в настоящее время ГАЗ-3937 больше не производится – с принятием на снабжение многоцелевого автомобиля «Тигр» необходимость в «Воднике» отпала. Бронеавтомобиль «Тигр» оказался по всем параметрам лучше и технологичнее, более универсальным и отвечающим самым современным требованиям. Однако оригинальная концепция сменных модулей, примененная в конструкции «Водника» не пропала даром – сейчас она применена при создании семейства многоцелевых бронеавтомобилей «Волк».

 

Основные характеристики бронеавтомобилей «Водник»

 

ГАЗ-3937

ГАЗ-39371

Длина по корпусу, мм

5.380

5.740

Ширина по корпусу, мм

2.600

Максимальная высота, мм

2.560

Клиренс, мм

475

Колесная база, мм

3.000

Колея передних и задних колес, мм

2.230

Снаряженная масса шасси автомобиля, кг

4.200

4.300

Снаряженная масса многоцелевого автомобиля, кг

4.500

5.100

Масса автомобиля для перевозки л/с, кг

5.100

5.800

Полная масса, кг

6.600

7.050

Экипаж, чел.

10

11

Полная масса буксируемого прицепа, кг

2.500

Максимальная скорость, км/ч

120

Расход топлива при п/м автомобиля, л/100 км

15,4

Запас хода, км

1.000

Радиус поворота, м

10

Макс, подъем, преодолеваемый автомобилем, град.

30

Угол поперечной статической устойчивости, град.

45 .

Максимальная глубина преодолеваемого брода, м

1,2

Двигатель

рядный, 4-цилиндровый дизель ЯМЗ-460 с турбонаддувом

рядный, 5-цилиндровый дизель Hino J07C

Рабочий объем, л

3,988

6,634

Мощность двигателя, л.с. (кВт)/об.в мин

160 (118)/2.400

165 (121)/2.900

Крутящий момент, Нм/об.в мин

588/1.200-1.600

451/1.500


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru