КамАЗ наращивает мускулы

© Виктор Мураховский, главный редактор журнала «Арсенал Отечества»
Специально для сайта «Отвага»

8 сентября в Набережных Челнах министру обороны Сергею Шойгу, военачальникам, представителям СМИ показали серийную, спортивную и перспективную автотехнику производства ОАО «Камский автомобильный завод». Серийные и перспективные образцы военной автомобильной техники (ВАТ) представлял начальник Главного автобронетанкового управления генерал-лейтенант Александр Шевченко.

 

В настоящее время в автопарке Вооружённых Сил РФ насчитывается около 50 тысяч автомобилей КАМАЗ различного назначения. Они составляют основу транспортных средств подразделений и частей материально-технического обеспечения, на шасси КАМАЗ монтируется более 350 образцов вооружения и военной техники. На протяжении последних нескольких лет министерство обороны РФ закупает значительные партии машин семейства многоцелевых автомобилей «Мустанг» и автомобилей повышенной грузоподъемности. Семейство «Мустанг» продолжает расширяться. В настоящее время проходит испытания авиадесантируемый автомобиль КАМАЗ-43502 колёсной формулы 4х4, предназначенный для Воздушно-десантных войск.

Вместе с тем, министерство обороны предъявляет к перспективной ВАТ повышенные требования по мобильности, защищённости, надёжности, унификации, грузоподъёмности и другим важнейшим параметрам. В технических заданиях министерства обороны, выданных промышленности, предусмотрено улучшение ключевых характеристик ВАТ в 1,4-2 раза. Дальнейшее совершенствование военной автомобильной техники требует поиска и реализации новых конструктивных решений, разработки и применения новых материалов и технологий. Кроме того, отныне от промышленности требуют обеспечить сопровождение изделий на всех этапах жизненного цикла: от разработки до утилизации.

Сергей Шойгу при осмотре перспективных образцов ВАТ разработки ОАО «КАМАЗ» лично опробовал рабочие места водителей и десанта, внимательно осмотрел узлы и агрегаты, оценил результаты испытаний стойкости бронезащиты, возможности дистанционно управляемого модуля вооружения.

КАМАЗ представил основные технические решения для перспективного семейства многоцелевых автомобилей «Торнадо» колёсной формулы 6х6, 8х8 и 10х10. Среди них дизельные двигатели нового поколения мощностью 360-550 л.с., автоматическая гидромеханическая передача, защищённая кабина, бортовая информационно-управляющая система, боестойкие шины с автоматизированным управлением давлением, унифицированное крепление платформ, подвеска в различных вариантах исполнения (пружинная, независимая, гидропневматическая).

Предлагаемые конструктивные и технические решения для семейства «Торнадо» обеспечивают повышение средней скорости движения войсковых колонн до45 км/ч, увеличение ресурса машин до 500 тыс км и периодичности техобслуживания до 20 тыс км, повышение защищённости до 6 класса (согласно ГОСТ Р 509603), уменьшение времени подготовки к применению до 20 минут в любых климатических условиях. Модульность конструкции и грузоподъемность шасси до 32 тонн позволяют обеспечить монтаж широкой номенклатуры вооружения и военной техники, универсальность применения, хороший потенциал для последующей модернизации.

Министерство обороны и КАМАЗ особое внимание уделяют разработке защищённых автомобилей семейства «Тайфун-К» колёсной формулы 4х4, 6х6 и 8х8. В рамках семейства создаются как автомобили рамной конструкции, так и с несущим броневым однообъёмным корпусом. Разрабатываемый модельный ряд включает разведывательные и командно-штабные машины, автомобили для перевозки личного состава и под монтаж ВВТ, машину огневой поддержки, санитарный автомобиль, машины инженерной и радиационно-биохимической разведки, другие образцы.

8 сентября представителям СМИ впервые показали автомобиль с круговой баллистической защитой от 14,5-мм боеприпасов с пулей Б-32 пулемёта КПВТ. Таким уровнем защиты до сих пор не обладает ни один бронетранспортёр российской армии. И даже состоящие на вооружении ВС РФ боевые машины пехоты не обеспечивают столь высокую защищённость.

 

Бронеавтомобили семейства «Тайфун»

 

В баллистической защите машины применена многослойная преграда, включающая броневую сталь, керамические элементы и материал из арамидных волокон. Что характерно, в баллистической защите к настоящему времени используются  только отечественные материалы. Как показали испытания, 14,5-мм боеприпас стал не самым сложным «противником» разработчиков. Больших усилий потребовало обеспечение противодействия патрону 12,7-мм пулемёта НСВТ с пулей БС, сердечник которой изготовлен из сплава на основе карбида вольфрама, но разработчики защиты с задачей справились.

 

 

На площадке научно-технического центра был показан автомобиль семейства «Тайфун-К» КАМАЗ-53949 колёсной формулы 4х4. Машина полной массой 14 тонн оснащена двигателем Cummins мощностью 350 л.с., 6-ступенчатой автоматической коробкой передач, автоматической блокировкой межколёсного и межосевого дифференциалов, независимой гидропневматической подвеской, автоматической системой накачки боестойких шин.

 

Параметры автомобилей семейства «Тайфун-К»

 

Колёсная формула

4х4

6х6

6х6

Экипаж+десант, чел.

10

3+14

2+10

Баллистическая защита

Винтовка СВД, калибр 7,62-мм, пуля Б-32

Винтовка СВД, калибр 7,62-мм, пуля Б-32

Пулемёт КПВТ, калибр 14,5-мм, пуля Б-32

Минная стойкость, кг в тротиловом эквиваленте

8 – под днищем,
10 – под колесом

8 – под днищем,
10 – под колесом

10 – под днищем,
12 – под колесом

 

Защищённые автомобили семейства «Тайфун-К» предполагается оснащать дистанционно управляемыми вынесенными модулями вооружения. Образец такого модуля с пулемётом на стабилизированной платформе был продемонстрирован представителями челябинского ОАО «Электромашина». На такой универсальной платформе могут монтироваться пулемёты «Корд», ПКТ, НСВТ, автоматический гранатомёт АГС-30. Модуль оснащён всесуточной системой наблюдения и прицеливания с тепловизором, опционально может комплектоваться лазерным дальномером, автоматом сопровождения цели и другими устройствами.

 

 

КАМАЗ не останавливается на достигнутом и расширяет поисковые работы в области ВАТ, стремясь занять новые ниши. В частности, продолжается разработка автомобилей повышенной грузоподъёмности в рамках перспективного семейства «Платформа-О» колёсной формулы 8х8, 12х12 и 18х18. Эти шасси предназначены для монтажа тяжёлых и сверхтяжёлых систем вооружения: артиллерийских и ракетных комплексов (в том числе Ракетных войск стратегического назначения), реактивных систем залпового огня и др.

Прорабатывается облик семейства «Амфибия» — высокомобильных защищённых плавающих транспортных средств, фактически – плавающих бронетранспортеров и машин на их базе.

Очевидно, что расширение интересов КАМАЗ за рамки многоцелевых военных автомобилей создаёт конкурентную среду в некоторых областях ВВТ, где в России и Белоруссии до сих пор были единственные производители: тяжелые колёсные шасси (БАЗ, МЗКТ), колёсные плавающие бронетранспортёры (АМЗ). Кроме того, обостряется конкуренция в сфере бронемашин высокой защищённости.

Министр обороны генерал армии Сергей Шойгу по завершении работы в ОАО «КАМАЗ» отметил: «У нас большая программа, большие планы. Мы надеемся, что всё, требующееся Вооружённым Силам, будет выполнено качественно и в срок. Наши встречи и переговоры показывают, что у коллектива КАМАЗа большие возможности, серьёзный потенциал как конструкторский, так и научный. Мы должны сделать всё, чтобы в ближайшие годы не только выполнить государственный оборонный заказа, но и создать серьёзный задел на перспективу последующих 20 лет».


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru