Лошади и тракторы в Вермахте

В. Таланов
Журнал «Моделист-конструктор» № 2'2015

Это одна из фотографий времен начала Великой Отечественной войны. Комментарии к ней можно найти в дневниках начальника генерального штаба Вермахта Ф. Гальдера, который отмечал: «Осень, и особенно зима 1941 г., неласково встретила части Вермахта. Трудности со снабжением привели моторизованные части в небоеспособное состояние, пагубно сказались на их мобильности. Непролазная грязь заставляла останавливаться даже гусеничные машины». Невозможность осуществления автомобильных транспортных перевозок в таких условиях резко возвысила значение гужевого транспорта в немецкой армии.

К 1940 г. в вооруженных силах Германии находилась 771 тысяча лошадей и мулов. Войну с СССР Вермахт начал, имея в своих рядах их уже около миллиона. Лошадь стала «главной движущей силой немецких войск». Видимо, поэтому к 1943 г. количество «единиц тягловой силы» в войсках достигло 1380 тысяч.

В Вермахте на вооружении находились специально разработанные стандартные конно-гужевые повозки военного образца. Тип Hf1 представлял собой пароконный «экипаж» массой 650 кг, покрытый «низкопрофильным тентом». Его грузоподъемность составляла 750 кг – при одном обозном. Другие – типа Hf2 – являлись тяжелыми обозными повозками, они были обиты железными листами и имели обрезиненные колеса. Их тянули уже четыре лошади, ибо они сами были действительно тяжелыми – массой 1024 кг; на них перевозили грузы до 1720 кг.

Имеются сведения, что немцы за период 1939 – 1945 гг. использовали в армии более трех миллионов лошадей: они составляли 90% тягловой силы, причем во всех пехотных дивизиях артиллерия имела конную тягу.

Это признавал и немецкий военный деятель генерал артиллерии Вермахта М. Фреттер-Пико в своей книге «Стратегические ошибки Вермахта», изданной у нас лишь в 2013 г. Он так указывал, в частности, на события, проходившие осенью 1941 г. на Украине: «Подвижность дивизии обеспечивалась конной тягой. Многочисленные транспортные средства, например, парижские развозные автомобили, которыми была оснащена дивизия, не могли ехать в распутицу» и далее продолжает: «Дивизия заблаговременно подала заявку на тягачи, которые, несомненно, оправдали бы себя».

Однако отметим, что немцы сами признавали слабость своих как колесных, так и гусеничных тягачей, состоявших тогда на вооружении Вермахта. В распутицу они безнадежно застревали, зимой не могли преодолеть глубокие снега. Такие машины вряд ли могли успешно помочь дивизии генерала.

Требовалось заменить безмерно разросшуюся конную тягловую силу, такую ненасытную, на механическую. Вермахт очень нуждался в артиллерийском тягаче с гусеничной ходовой частью, надежным, но и простым по конструкции.

Пришлось самому Гитлеру «власть свою употребить» и заставить армейских специалистов принять проект нового трактора-тягача типа наших артиллерийских гусеничных СТЗ-5 и «Сталинца» для дальнейшей разработки. Считается, что Гитлер дал ему название Raupenschlepper Ost (сокращенно — RSO), что в переводе буквально означало «трактор, следующий на Восток». Проект новой машины был разработан инженерами известного концерна «Штайр-Даймлер-Пух» под руководством профессора Ф. Порше. По его мнению, трактор должен был отвечать насущным тактико-техническим требованиям: обладать хорошей проходимостью по бездорожью, высокой грузоподъемностью и мощными тяговыми возможностями, надежностью в климатических условиях Восточного фронта, но, кроме того, быть дешевым в производстве, а для его изготовления не потребовалось бы какое-то ценное сырье. Считалось, что он должен заменить все имевшиеся в армии легкие трактора.

В 1942 г. в проект были внесены некоторые изменения, в составлении которых принял участие сам Гитлер. После этого «Штайр-Даймлер-Пух» получил заказ на изготовление 50 опытных образцов трактора RSO. Однако его крупномасштабное серийное производство развернулось лишь в 1943 г. на заводах сразу нескольких фирм: «Авто Юнион», «Клекнер-Дейц-Магирус», «Ульм Греф и Штифт», «Вандерер».

Выпуск трактора Raupenschlepper Ost действительно стал массовым – 28.151 единица до самого конца войны.

Основой трактора послужил хорошо освоенный в производстве грузовой автомобиль «Штайр» 1500/02 (Steyr), от которого заимствовали основные узлы, конечно, на сколько это было возможно. Так, трансмиссия полностью соответствовала использованной на грузовике. Однако двигатель на трактор установили более мощный – 8-цилиндровый 85-сильный карбюраторный «Steyr» 1500A объемом 3,5 л.

Для удешевления производства опорные катки начали штамповать из листовой стали без резиновых бандажей. Гусеницы изготавливали даже из нелегированной стали. В подвеску поставили четверть-эллиптические рессоры. Управление осуществлялось простым блокированием правой или левой гусеницы. Двухместная кабина была цельнометаллической обогреваемой, грузовая платформа, сделанная из дерева, имела брезентовый верх.

Проходимости машины сопутствовал весьма высокий клиренс – 550 мм. Скорость ее была невысокой – до 20 км/ч, но вполне достаточной при буксировке. 180-литровый объем топливного бака позволял иметь запас хода до 250 км.

Через некоторое время на машину установили более надежный дизельный 4-цилиндровый КНВ F4L 514 мощностью 70 л.с. Опять-таки для удешевления производства упростили форму кабины, ее начали изготовлять из дерева и железных листов, с брезентовым верхом.

Масса трактора равнялась 3,8 т. Его грузоподъемность составляла 1,25 т, тяговое усилие – до 3 т. Ему присвоили индекс RSO/03.

Трактор Raupenschlepper Ost постепенно вытеснил остальные легкие тягачи Вермахта, в том числе и полугусеничные транспортные тягачи типов Sd.Kfz, sWS. Произошла замена, можно сказать без преувеличения, и сотен тысяч лошадей на механическую тягу.

Прочный и надежный в эксплуатации трактор RSO стал весьма популярным на Восточном фронте. Ему доверили все работы, присущие транспортным средствам. И не только: в войсковых подразделениях RSO использовался в качестве тягача 50-мм, 75-мм, 88-мм орудий, легких гаубиц, орудий PaK 33.

Трактор RSO весьма удовлетворительно показал себя в разных погодных условиях и при движении по пересеченной местности Восточного фронта. Поэтому летом 1943 г. войсковое командование Вермахта решило использовать его и как носитель вооружения. Очевидные трудности были связаны с небольшой площадью грузовой платформы. Пришлось «соорудить» открытый кузов с откидными деревянными бортами (опять-таки из-за экономии металла). В центре установили 75-мм противотанковое орудие PaK-40, оставив его 5-мм штатный щит. Но у орудия оказался слишком длинный ствол, которому мешала крытая кабина. И здесь нашли простой выход из создавшегося положения – кабину срезали, оставив лишь ее нижнюю часть и защитив 5-мм броней от пуль и осколков. Таким образом, фирма «Штайр-Даймлер-Пух» «разработала» противотанковую самоходную установку 7.5 cm PaK40 auf Raupenschlepper Ost (Sf).

Пушки РАК 40 были самыми распространенными в Вермахте. Их выпуск составил 23.303 единицы. Они устанавливались в 1942 – 1944 гг. на САУ «Мардер», на шасси танков «Гочкис» и T-IV, бронетранспортеров, гусеничного тягача К50.

Эти пушки разрабатывались фирмой «Рейнметалл-Борзиг» с 1936 г., но только в 1942 г. они появились в войсках. Основное их назначение – поражение бронетехники, особенно танков. Но в боекомплекте присутствовали и осколочно-фугасные снаряды, позволявшие также эффективно вести борьбу с живой силой, подавлять огневые точки, разрушать различные укрепления. Справедливости ради, надо сказать, что эти пушки были весьма опасны для наших танков той поры.

Установленные на RSO пушки могли вести круговой обстрел. Препятствием был только тент, натянутый над трактором. В этом случае горизонтальная наводка ограничивалась 30° в обе стороны, вертикальная составляла +22°. Наиболее выгодными дистанциями для поражения танков из PaK 40, исходя из бронепробивной способности снарядов, считались расстояния до 800–900 м, хотя дальность эффективной стрельбы равнялась 1500 м. Прицеливание происходило с помощью прибора ZF3.

Снаряды боекомплекта пушки размещались в боеукладках, уложенных прямо на полу платформы. Расчет машины сократили до 4-х человек, хотя только в артиллерийский расчет должны были входить 6-8.

Презентация новой артиллерийской установки произошла 1 октября 1943 г. На ней присутствовало все армейское начальство и сам Гитлер. САУ вызвала всеобщее одобрение, была высоко оценена и, несмотря на то, что она еще не прошла войсковые испытания, фюрер сразу дал указание на изготовление 50 опытных образцов и дальнейшую подготовку к массовому ее выпуску – до сотен единиц ежемесячно. Его восхитили высокая проходимость и маневренность машины, мощность выстрела, бронепробиваемость снаряда, а также обещанная дешевизна производства.

Войсковые испытания САУ провели на Восточном фронте в январе 1944 г. Вместе с ними экзамен проходили зенитные самоходные установки с 20-мм зенитными пушками FlaK 38 на горном лафете, также в экспериментальном порядке поставленными на шасси RSO.

График производства с марта по июль 1944 г. предусматривал прогрессивный выпуск САУ 7.5 cm PaK40 auf Raupenschlepper Ost (Sf) с возрастанием от 50 до 400 единиц в месяц. Однако такой план оказался невыполнимым, в частности, из-за того, что орудие PaK 40 требовалось для массового выпуска легкого истребителя танков «Хетцер», но и также для армейских войск.

Всего было изготовлено около 100 единиц PaK40 Ost (по другим данным, только 60) – так весьма понравившейся фюреру установки. Хотя немецкие солдаты расшифровали аббревиатуру RSO по-своему – как Rollender sarg Ost, что означало «Самоходный восточный гроб».


 

1 – 75-мм противотанковое орудие PaK 40; 2 – орудийный щит; 3 – откидные борта орудийной платформы; 4 – ведущее заднее колесо; 5 – переднее направляющее колесо; 6-рабочее место командира; 7 – передние сошники орудия; 8 – казенник орудия; 9 – орудийная платформа установки; 10 – задние сошники орудия; 11 – рабочее место механика-водителя; 12 – дульный тормоз


В 1943 – 1944 гг. немецкие конструкторы планировали создать на базе RSO три разных типа истребителей танков с 88-мм противотанковыми орудиями. Кроме того, существовали опытные образцы тягачей-амфибий, прототипы седельного тягача с транспортным прицепом на 50 солдат и санитарных машин. Понятно, по каким причинам проекты реализованы не были.

На этом можно было бы закончить представление RSO, если бы не менее интересные последствия его «жизни». Немецкий трактор был возрожден на… ленинградском Кировском заводе. Тогда лесному заготовительному хозяйству понадобился трактор для заготовки и трелевки леса.

Проведенные исследования показали, что наиболее всего для этого подходит немецкий RSO с его высоким клиренсом. И проработку «аналогичного изделия» под индексом КТ-12 начали конструкторы Кировского тракторного бюро с «использованием ходовой части трофейного немецкого артиллерийского тягача «Штайр». Осенью 1947 г. несколько опытных образцов такого трактора с силовой газогенераторной установкой испытывались в леспромхозе Ленинградской области. После нескольких перекидок с завода на завод его изготовление остановилось на Онежском тракторном заводе в Петрозаводске с двигателем ГД-30 мощностью 35 л.с. В январе 1949 г. начался серийный выпуск трелевочного трактора КТ-12. Выпускался трактор до 1956 г. Было изготовлено 13 тыс. единиц.

Свидетельством его достоинств может служить Сталинская премия, присужденная в 1948 г. коллективу конструкторов во главе с Ж. Котиным «За создание нового трактора для трелевки леса».

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru