Минная война – давно уже не фантастика. Устанавливаются мины на местности вручную, миноукладчиками, а также дистанционно. Минные поля, заграждения, заминированные дороги и колонные пути создают сложнейшие препятствия для прохождения войск. В таких условиях все острее встает вопрос необходимости машинного разминирования. Такой машиной, которая впервые была показана широкой публике на первой Уральской выставке вооружений в Нижнем Тагиле еще в 1999 году, является бронированная машина разминирования БМР-3М. Она создана на шасси танка Т-90 с доработанным корпусом, бронированной надстройкой для размещения расчета и встроенной системой управления тралящим оборудованием. Это позволяет иметь равные с танком характеристики подвижности и маневренности, облегчает обеспечение запасными частями и ГСМ, обучение механиков-водителей и ремонтников. Машина проектировалась, исходя из требований максимальной защищенности экипажа и десанта, сохранности внутреннего оборудования при подрыве мин. Она предназначена для разминирования путей движения войск при сопровождении колонн. БМР-3М обеспечивает:
• защиту расчета, узлов и агрегатов от ружейно-пулеметного огня и подрыва фугасов с тротиловым эквивалентом до 8,4 кг;
• траление противотанковых мин с взрывателями нажимного и неконтактного магнитного принципов действия;
• выпахивание и отбрасывание в сторону от колеи мин, замаскированных в грунтах I-IV категорий;
• доразведку отдельных заминированных участков дорог и дорожных сооружений с использованием переносных средств разведки;
• огневое прикрытие саперов при до-разведке заминированных участков дорог и дорожных сооружений;
• уничтожение (путем обстрела из пулемета) противотанковых мин и взрывоопасных предметов на поверхности грунта и в грунте;
• монтаж (демонтаж) рабочих органов трала и их транспортировку на грузовой платформе.
Особенность БМР-3М: многослойное днище, выполненное из разнесенных броневых листов различной толщины со специальным наполнителем между ними; крепление сидений экипажа и десанта (на специальных амортизированных опорах), а также внутреннего оборудования, исключающее контакт с днищем машины.
Специфика выполнения задач по разминированию местности и сопровождению колонн требует достаточной стойкости от огня противотанковых средств, и прежде всего противотанковых гранатометов. С этой целью машина оснащена комплексом навесной динамической защиты.
Для ведения огня и расстрела невзорвавшихся боеприпасов БМР имеет зенитную пулеметную установку закрытого типа (пулемет НСВТ-12,7 с электромеханическим управлением), а для ведения огня десантом имеются три бойницы (по одной на бортах и на задней стенке) для установки автоматов АКС-74.
Машина оснащена колейным катково-ножевым тралом КМТ-7 с электромагнитной приставкой ЭМТ, позволяющим проделывать колейный проход в поле из мин с нажимными и противоднищевыми механическими взрывателями. Ширина колеи траления катковыми рабочими органами – 2х800 мм, приставкой – до 4 м. Для повышения подвижности предусмотрена укладка катковых секций на специальную подвижную платформу.
Кроме основного тралящего оборудования на БМР установлен многодиапазонный передатчик помех – для предотвращения срабатывания радиоуправляемых взрывных устройств, а для десанта – 2 комплекта миноискателей, комплект разминирования, индивидуальный защитный комплект сапера «Дублон», носимые передатчики помех, индивидуальные радиостанции Р-163-05Р и т.д.
Имеется система жизнеобеспечения, позволяющая экипажу находиться в закрытой машине до двух суток:
• рацион пищи и воды,
• устройства для кипячения воды, разогрева пищи,
• индивидуальные санитарные устройства,
•термоэлектрические и микроклиматические установки.
Бронированные машины разминирования БМР-3М уже поступили в войска и наряду с другой инженерной техникой принимали самое активное участие в разминировании колонных путей во время антитеррористической операции Чечне.
См. также фоторепортаж с выставки RDE-2010 >>>
Тактико-технические характеристики |
|
Масса, тонн: |
|
- БМР-3М без трала |
42,5 |
- трала КМТ-7 |
7,5 |
Габаритные размеры в походном положении, мм: |
|
- длина |
6920 |
- ширина |
3780+30 |
- высота (при горизонтальном положении ствола НСВТ) |
2933+20 |
Двигатель: |
|
- марка |
В-84МС |
- номинальная мощность, кВт (л. с.) |
618 (840) |
Экипаж, чел. |
2 |
Десант, чел. |
3 |
Время навески и демонтажа трала КМТ-7 с ЭМТ расчетом и с использованием ЗИП трала, час |
3,0-3,5 |
Скорость, км/час: |
|
- средняя движения с тралом по грунтовым дорогам |
35-40 |
- траления |
До 12 |
Глубина преодолеваемого брода без подготовки, м |
1,2 |
Преодоление водных преград по дну (без трала и с тралом) с ОПВ |
глубина до 5 м (при скорости течения до 2 м/с, шириной до 1000 м) |
Транспортабельность |
железнодорожным и автомобильным транспортом |