Большинство локальных войн и вооруженных конфликтов последних десятилетий, характеризовалось широким применением средств противовоздушной обороны. Причем вклад войск ПВО в победу какой-либо из сторон имел, как правило, не только тактическое, но и стратегическое значение. Особую роль при этом играли зенитные ракетные комплексы (ЗРК) ближнего действия. В частности знаменитый ЗРК «Стрела-10» (по западной классификации SA-13 Gopher), созданный еще в Советском Союзе и предназначенный для борьбы с низколетящими целями: вертолетами, штурмовиками, крылатыми ракетами.
В настоящее время ЗРК «Стрела-10», используется для прикрытия боевых порядков подразделений мотострелковых или танковых частей и соединений, как на поле боя, так и на марше от низколетящих воздушных целей противника. Комплекс состоит на вооружении почти двух десятков стран мира, неоднократно принимал участие в боевых действиях и при этом неоднократно показывал высокую боевую эффективность.
Более чем двадцатипятилетний опыт эксплуатации в войсках позволил выделить ряд отличительных особенностей комплекса, которые смело можно отнести к его достоинствам. Прежде всего, это высокая надежность, высокая эффективность применения, простота в эксплуатации.
В период с 1977 по 1989 год ЗРК «Стрела-10СВ» неоднократно подвергался модернизации и выпускался в нескольких модификациях, различающимися ракетой и установкой дополнительного оборудования. Сейчас в России в КБ Машиностроения разработан вариант достаточно глубокой модернизации «Стрелы-10» (см. ЗРК «Лучник»), превратившей ее в совершенно новый комплекс.
Специалисты минского предприятия «Белспецвнештехника», освоившего капитальный ремонт боевой машины зенитного ракетного комплекса «Стрела-10М» предложили свой вариант модернизации ЗРК до уровня «Стрела-10БМ2». Основная цель модернизации – это обеспечение возможности круглосуточной работы комплекса и увеличение его боевых возможностей с сохранением прежних типов зенитных ракет: 9М31М, 9М37, 9М37М, 9М37МД, 9М333.
Модернизация комплекса «Стрела-10М» до уровня «Стрела-10БМ2» предусматривает расширение возможностей боевого применения и повышение живучести. В частности, обеспечена возможность работы в ночных условиях и в условиях недостаточной видимости, при этом обнаружение воздушной цели осуществляется на расстоянии не менее 15000 м. При работе в дневных условиях дальность обнаружения увеличивается более чем в 1,3 раза – до 20000 м.
Зенитный ракетный комплекс «Стрела-10БМ2» оборудован четырехканальной тепло-телевизионной оптико-электронной станцией «Стриж-М» (ОЭС «Стриж-М»). В пассивном режиме такая оптика обеспечивает поиск и обнаружение воздушной цели типа «тактический истребитель», летящий на высоте 1000 метров на удалении до 20000 метров и последующее ее автосопровождение. Кроме того, ОЭС «Стриж-М» обеспечивает определение границ зоны пуска ЗУР, а также принудительный разворот пусковой установки в точку вероятного появления цели для выполнения стрельбы на догонном курсе. На мониторе ОЭС «Стриж-М» отображается воздушная обстановка и служебная информация.
Современная аппаратура навигации и ориентирования, установленная в боевую машину, сокращает подготовку машины к работе более чем в 7 раз. Местоположение и курс боевой машины аппаратура определяет по сигналам спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, геомагнитного датчика и цифрового датчика пути, после чего информация выводится на монитор автоматизированного рабочего места командира боевой машины (АРМ-К), которое впервые установлено на этой машине.
АРМ-К позволяет принимать внешнее целеуказание, отображать воздушную обстановку на электронной карте местности, принимать информацию от систем машины и определять ее исправность, наличие боекомплекта и топлива, передавать точку стояния, данные технического состояния машины и различного рода донесения на вышестоящий командирский пункт.
Для обеспечения связи на боевую машину установлена современная цифровая радиостанция Р-181-50ТУ.
Значительно улучшены системы электропитания и жизнеобеспечения экипажа. Доработанная система электропитания включает в себя выносной дизель-генератор и выпрямительное пуско-зарядное устройство. Новая система электропитания позволяет непрерывно вести боевую работу в течении 24 часов. Дизель-генератор устанавливается в 30 метрах от боевой машины, что снижает тепловую видимость комплекса в два раза. Используя выпрямительное пуско-зарядное устройство, осуществляется запуск машины и подзаряд аккумуляторных батарей.
Кроме этого в машине установлен кондиционер, который может работать в движении от базового двигателя и на месте от выносной электрической станции, что создает комфортные условия для несения боевого дежурства экипажу. В машине также установлен энергоемкий воздушный отопитель современного типа потребляющий в десять раз меньше электроэнергии, чем его предшественник и имеющий более высокую надежность.
Старые приборы ночного видения, работавшие по принципу ИК подсвета местности, заменены современными очками ночного видения, которые позволяют наблюдать за местностью ночью в условиях естественной освещенности. Устанавливаемый перед люком командира 7,62-мм пулемет ПКМБ оборудован дневно-ночным прицелом DDN-120-6X-0/N.
Традиционно боевая машина «Стрела-10БМ2» оснащена оборудованием для преодоления водных преград, движение на плаву осуществляется за счет перемотки гусениц.
Подтверждением высокой боевой эффективности комплекса стало то, что на испытаниях расчетами ЗРК «Стрела-10БМ2» проведено более двадцати боевых пусков по мишеням, обозначающим современные и перспективные средства воздушного нападения, при этом все произведенные пуски получили оценку «отлично». На выставке вооружений «Милекс-2014» к ЗРК «Стрела-10БМ2» был отмечен большой интерес со стороны потенциальных заказчиков.
Тактико-технические характеристики ЗРК «Стрела-10БМ2»
Дальность обнаружения, км: |
|
– днем |
до 20 |
– ночью |
до 15 |
Дальность автосопровождения, км |
до 15 |
Дальность распознавания типа цели, км |
7–10 |
Границы зоны поражения, км: |
|
– по высоте |
0,025-3,5 |
– по дальности |
0,8-5 |
Боекомплект ракет, шт |
8 |
Типы применяемых ракет |
9М31М, 9М37, 9М37М, 9М37МД, 9М333 |
Вероятность поражения (в зависимости от типов ЗУР) |
0,4-0,6 (0,6-0,9) |
Скорость поражаемых целей, м/с: |
|
– навстречу |
415 |
– вдогон |
310 |
Время готовности к работе навигационной аппаратуры, сек |
не более 180 |
Время непрерывной боевой работы комплекса, часов |
24 |
Базовое шасси |
МТ-ЛБ |