«Стрела» летит в цель

Евгений Климович
Журнал «Солдат удачи» №5, 2008

Войсковой самоходный зенитный ракетный комплекс ближнего действия «Стрела-1» (9К31) с визуальным обнаружением воздушных целей предназначался для прикрытия частей и подразделений Сухопутных и Воздушно-десантных войск, а также отдельных войсковых объектов от ударов низколетящих самолетов и вертолетов с реактивными, турбовинтовыми и поршневыми двигателями на встречных и догонных курсах.

Головным разработчиком комплекса в целом и ракеты было определено Конструкторское бюро точного машиностроения (КБТМ) Министерства оборонной промышленности СССР (ныне ФГУП КБ «Точмаш им. А.Э. Нудельмана»). Главным конструктором комплекса назначили А.Э. Нудельмана.

В соответствии с техническим заданием в зависимости от характера выполняемых задач зенитные ракетные комплексы «Стрела-1» могли действовать как автономно, так и в системе централизованного управления средствами войсковой ПВО с использованием данных целеуказания от начальника ПВО полка и дивизии. ЗРК «Стрела-1» был принят на вооружение в 1968 году. За рубежом комплекс получил наименование SA-9 (по терминологии США) и «Gaskin» (по терминологии НАТО).

Комплекс мог вести стрельбу по самолетам и вертолетам, летящим на высотах от 50 до 3.000 м со скоростями до 310 м/с на встречных и до 220 м/с на догонных курсах, а также по зависшим вертолетам.

В качестве базы самоходного ЗРК «Стрела-1» использовано колесное шасси, разработанное для бронированной разведывательно-дозорной машины БРДМ-2. На боевой машине 9A31 размешались: пусковая установка с четырьмя зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) 9М31 в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК), аппаратура запуска ракет, оптические средства обнаружения целей, средства связи. Выбранное самоходное шасси обеспечивало защиту от пуль и осколков, имело хорошую маневренность, обеспечивало преодоление вплавь водных преград. Разработчики ЗРК пошли по пути предельного упрощения конструкции боевой машины, в частности, отказались от использования механического привода для наведения пускового устройства. На марше пусковое устройство с ракетами опускалось на крышу боевой машины. В результате повышалась устойчивость машины, уменьшалась ее высота, снижались характерные для ЗРК разведпризнаки – размещенные под углом и устремленные в небо направляющие пусковой установки.

1 — фотоконтрастная ГСН, 2 — рулевая машинка, 3 — бортовая аппаратура, 4 — боевая часть, 5 — неконтактный взрыватель, 6 — РДТТ, 7 — роллеры, 8 — ротор роллера

В зенитной управляемой ракете комплекса была использована фотоконтрастная головка самонаведения (ГСН), а не тепловая, как в переносном ЗРК «Стрела-2». Это объясняется тем, что в период разработки ЗРК «Стрела-1» уровень чувствительности отечественных тепловых ГСН не обеспечивал выделения воздушных целей в передней полусфере. Вследствие этого стрельба по самолетам с использованием ЗУР с такими головками могла вестись только вдогон, то есть, как правило, после выполнения ими боевых задач. Применение фотоконтрастной ГСН обеспечивало возможность обстрела средств воздушного нападения на встречных курсах.

Фотоконтрастная головка самонаведения преобразовывала лучистый поток энергии от контрастной на фоне неба цели в электрический сигнал, содержащий информацию об угле между осью координатора ГСН и линией визирования «ракета–цель». В качестве чувствительных элементов в ГСН использовались неохлажденные сернисто-свинцовые фотосопротивления. Стрельба обеспечивалась по визуально наблюдаемым целям на фоне ясного неба или сплошной облачности при углах между направлениями на цель и на солнце более 20 градусов. Надежность захвата и отслеживания цели головкой самонаведения зависела от освещенности цели, метеоусловий и фоновой обстановки.

Зенитная управляемая ракета ЗРК «Стрела-1» оснащена твердотопливным двухрежимным двигателем, длина ракеты 1,8 м, диаметр 120 мм, размах крыла 360 мм. При работе стартовой ступени ЗУР разгоняется до максимальной скорости, при работе маршевой ступени поддерживается постоянная скорость примерно 420 м/с. При встрече ЗУР с целью (прямое попадание) срабатывал магнито-электрический (контактный) датчик, а в случае пролета мимо цели (на расстоянии до 5 м) срабатывал электронно-оптический (неконтактный) датчик. При большем промахе через 14-16 секунд предохранительно-исполнительный механизм ЗУР выводился из боевого положения, и боевая часть подорваться не могла. При падении на землю ракета не взрывалась.

Боевая работа осуществлялась следующим образом. При получении целеуказания или автономном обнаружении цели стрелок-оператор за счет своих усилий разворачивал пусковую установку в направлении на воздушную цель, используя для повышения точности оптический визир. Наведение пусковой установки на цель по азимуту и углу места осуществлялось мускульными усилиями оператора. Для визуального поиска цели в секторе 60 градусов по азимуту передняя стенка башни оператора была выполнена прозрачной (из пулестойкого стекла). Одновременно включалось питание бортовой аппаратуры первой ракеты (через 5 секунд – второй ЗУР) и открывалась крышка транспортно-пускового контейнера. Головка самонаведения ракеты осуществляла «захват» воздушной цели и ее сопровождение. Услышав звуковой сигнал о захвате цели головкой самонаведения ЗУР и визуально оценив момент входа цели в зону пуска, оператор осуществлял пуск ракеты. При движении ЗУР по пусковому контейнеру срезался кабель электропитания ракеты, и тем самым в предохранительно-исполнительном механизме снималась первая ступень предохранения взрывательного устройства. При вылете ЗУР из транспортно-пускового контейнера связь ракеты с землей прекращалась (реализовывалась схема стрельбы «выстрелил–забыл»), и оператор мог осуществлять подготовку к пуску следующей ЗУР.

Наряду с ракетой переносного ЗРК «Стрела-2» зенитная управляемая ракета 9М31 была одной из первых двух отечественных ЗУР, которая хранилась, транспортировалась в специальном транспортно-пусковом контейнере и запускалась непосредственно из него. Использование такого контейнера обеспечивало лучшую сохранность ракет при их содержании на базах и арсеналах, в процессе эксплуатации, а также в определенной степени упрощало конструкторскую схему пускового устройства.

Комплексы «Стрела-1» входили в составе зенитного ракетного взвода (4 боевых машины) в зенитную ракетно-артиллерийскую батарею (зрабатр), состоявшую из ЗРК «Стрела-1» и ЗСУ «Шилка». Такая батарея являлась штатным подразделением мотострелкового (танкового) полка.

Государственные испытания ЗРК «Стрела-1» проводились на Донгузском полигоне. По результатам испытаний в апреле 1968 года комплекс был принят на вооружение. Серийное производство боевой машины 9А31 ЗРК «Стрела-1» было налажено на Саратовском агрегатном заводе Миноборонпрома СССР, производство ЗУР 9М31 – на Ковровском механическом заводе Миноборонпрома СССР.

Дальнейшим совершенствованием ЗРК «Стрела-1» был комплекс «Стрела-1М», принятый на вооружение в 1970 году. В состав зенитного ракетного комплекса было включено вспомогательное средство обнаружения и пеленгования воздушных целей – пассивный радиопеленгатор, разработанный Ленинградским НИИ «Вектор» Минрадиопрома СССР. Этот радиопеленгатор позволял обнаруживать воздушные цели противника с включенными бортовыми радиосредствами, сопровождать их и вводить необходимые данные о них в поле зрения оптического визира. ЗРК «Стрела-1М» обеспечивал поражение самолетов и вертолетов, летящих со скоростью до 310 м/с на высотах от 30 до 3.500 м, на дальности от 500 до 4200 м. В ЗРК «Стрела-1М» по сравнению со «Стрелой-1» обеспечена расширенная зона поражения за счет уменьшения ближней границы и минимальной высоты, увеличения максимальной высоты обстреливаемых воздушных целей.

Боевая работа зенитного ракетного комплекса «Стрела-1М» имела некоторые особенности по сравнению с автономной работой ЗРК «Стрела-1». Все боевые машины комплекса «Стрела-1М» в составе ракетного взвода зенитной ракетно-артиллерийской батареи ориентировались на местности в единой системе координат. Между боевыми машинами зенитной ракетно-артиллерийской батареи поддерживалась радиосвязь.

При появлении световых и звуковых сигналов об излучении радиотехнических средств, установленных на воздушных целях, командир боевой машины «Стрела-1М», оснащенной пассивным радиопеленгатором, определял государственную принадлежность цели и после принятия решения о принадлежности сигнала к бортовым излучающим радиоэлектронным средствам самолета противника сообщал оператору своей боевой машины, командиру зрабатр и командирам других боевых машин взвода о направлении на воздушную цель. Командир зенитной ракетно-артиллерийской батареи осуществлял целераспределение между боевыми машинами взводов ЗРК и ЗСУ «Шилка». Управление батареей осуществлялось начальником ПВО мотострелкового (танкового) полка с помощью пунктов управления ПУ-12 (ПУ-12М), имевшихся у начальника ПВО полка и у командира зрабатр. Команды подавались через радиостанции, имевшиеся на пунктах управления и боевых машинах.

Зенитные ракетные комплексы «Стрела-1» и «Стрела-1М» широко экспортировались за рубеж и участвовали в реальных боевых действиях на разных континентах, в частности в Ливане и в Анголе.

 

Основные характеристики ЗРК типа «Стрела-1»

 

«Стрела-1»

«Стрела-1М»

Зона поражения, км

- по дальности

1…4,2

0,5…4,2

- по высоте

0,05…3

0,03…3,5

- по параметру

до 3

до 3,5

Вероятность поражения истребителя одной ЗУР

0,1…0,6

0,1..0,7

Максимальная скорость поражаемых целей, м/с

- навстречу

310

310

- вдогон

220

220

Время реакции, сек.

8,5

8,5

Скорость полета ЗУР, м/с

420

420

Масса ракеты, кг

30

30,5

Масса боевой части, кг

3

3

Число ЗУР на боевой машине

4

4

Год принятия на вооружение

1968

1970

 

ЗРК «Стрела-1(М)» состоит на вооружении следующих стран:

Россия:

• Сухопутные войска – 200 комплексов 9К31 (2012 г.)

• Морская пехота – 50 комплексов 9К31 и 9К35 (2012 г.)

Европа:

• Босния и Герцеговина – 6 комплексов 9К31 (2012 г.)

• Сербия – 12 комплексов 9К31М (2012 г.)

• Хорватия – несколько комплексов 9К31 (2012 г.)

Азия:

• Йемен: несколько комплексов 9К31 в Сухопутных войсках и Войсках ПВО (2012 г.)

• Индия – 200 комплексов 9К31 (2012 г.)

• Монголия – несколько комплексов 9К31 (2013 г.)

• Сирия – 20 комплексов 9К31 (2012 г.)

Африка:

• Ангола – 20 комплексов 9К31 (2012 г.)

• Алжир – около 20 комплексов 9К31 (2012 г.)

• Египет – 20 комплексов 9К31 (2012 г.)

• Мавритания – 4 комплекса 9К31 (2012 г.)

• Ливия – несколько комплексов 9К31 (2012 г.)

Прочие:

• Куба – несколько комплексов 9К31 (2012 г.)


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru