ПТРК «Метис»: мощнейший из наилегчайших

Сергей Александров, рисунки Михаила Шмитова, фото Сергея Суворова
Журнал «Оружие» №12 - 2007

  Дальность стрельбы – 40-1000 м, максимальная скорость полета – 223 м/с, время полета на максимальную дальность – 6 с, длина 730 мм, размах крыльев 370 мм, диаметр корпуса – 93 мм, размеры транспортно-пускового контейнера – 784 х 138 х 145 мм, масса ракеты – 4,8 кг, в ТПК – 6,3 кг, бронепробиваемость – 250-550 мм.

  На схеме: 1 – рули; 2 – рулевая машинка; 3 – кумулятивная БЧ; 4 – взрыватель; 5 – маршевый двигатель; 6 – крылья; 7 – трассер; 8 – стартовый двигатель; 9 – катушка с кабелем

Масса ПУ – 10 кг, размеры в боевом положении – 0.815 х 0,4 х 0,72 м, в походном – 0,76 х 0,225 х х 0,275 м, углы наведения: по горизонтали ±30°. по вертикали ±5°

  Дальность стрельбы – 80-1500 м, масса ракеты –13.8 кг, средняя скорость полета – 200 м/с, диаметр ракеты – 130 мм, длина ТПК – 980 мм, бронепробиваемость – 900 мм.

  На схеме: 1 – предзаряд тандемной БЧ; 2 – рулевая машинка; 3 – рули; 4 – маршевый двигатель; 5 – основной заряд тандемной БЧ; 6 – взрыватель; 7 – крыло; 8 – трассер; 9 – стартовый двигатель; 10 – катушка с кабелем

Отечественный переносной противотанковый ракетный комплекс «Метис» стал самым простым и дешевым ПТРК поколения «2+»

 

…Это служит предметом постоянных споров как среди ученых, так и среди любителей техники: как, по каким критериям различать поколения, к какому отнести тот или иной образец? И применительно к нашей теме: считать ли выпускаемые сейчас отечественные противотанковые ракеты изделиями еще второго или уже третьего поколения? Этот спор не столь беспредметен, как может показаться, цена ему – большие деньги и, может быть, большая кровь…

Итак, ПТРК малой дальности «Фагот» (см. подробно >>>) пошел в серию, настало время задуматься о его преемнике, ибо ни научно-техническое развитие, ни потенциальный противник останавливаться не собирались. Сохраняя основу – поражение танка во фронтальную проекцию, автоматическая выработка управляющих команд в пульте управления и передача их на ракету по проводу – что можно и нужно усовершенствовать? Прежде всего, продолжили упрощение (а значит,– удешевление) ракеты.

ПТУРы наглядно продемонстрировали свою эффективность, и танкисты начали с ними бороться. В данном варианте «противоборства меча и щита» существенно повысить мощь ракеты пришлось (и удалось) чуть позже. Увеличить ее скорость – очень сложно и это переводит снаряд в другой класс (уже не носимых, а возимых средств). Остается одно: запустить столько ракет, чтобы у противника не хватило средств борьбы с ними! Но для этого стоимость каждой ракеты нужно снижать… За счет чего?

Боевую часть (БЧ) лучше бы, наоборот, нарастить. Двигатель сильно удешевить не получится. Но на управляемой ракете есть еще система управления, и в частности – входящий в нее гироскоп. Он нужен хотя бы затем, чтобы в предельно упрощенном одноканальном способе управления, ставшем для ПТУР уже типовым, определять, в какой момент какую команду («вправо-влево» или «вверх-вниз») подавать. А это нужно?

Нет, решили в тульском КБП. Ракета ведь все равно вращается со скоростью 7–12 об/сек., полет ее все равно отслеживается аппаратурой наведения (которая используется многократно и может быть дороже). Так пусть эта же аппаратура отслеживает и угол поворота ракеты вдоль своей оси!

Управляемая ракета 9М115 упрощена до предела: самым сложным прибором в ней является взрыватель, без которого все равно не обойтись. Зато нет гироскопа: сама ракета вращается, а на конце одного из крыльев закреплен трассер. В полете он оставляет спиральный след, по которому автоматика (совмещенная с пусковой установкой – ПУ) определяет ориентацию осей ракеты в данный момент и выдает команду на маневр.

Передается та по проводам в установленную в носовой части ракеты одноканальную рулевую машинку. Никаких источников энергии для нее нет: как и у предыдущих тульских изделий, в этом качестве используется набегающий поток воздуха. Конструкторы повозились с деталями рулевой машинки, которые теперь отливаются из пластмассы – дешевле при массовом производстве просто не придумать!

Противотанковый управляемый ракетный комплекс 9К115 «Метис» в составе ракеты 9М115 в транспортно-пусковом контейнере, станка 9П152 и прибора наведения 9С116 (а также устройства для проверки и ЗИП) был принят на вооружение Советской армии в 1978 году.

Пусковая установка и четыре ракеты (конечно, в транспортно-пусковых контейнерах) «Метиса» переносятся расчетом из двух человек, один несет 17-кг вьюк №1 с ПУ и одной ракетой, другой – 19,4-кг вьюк №2 с тремя ракетами. Позднее в комплект добавился 5,5-кг тепловизионный прицел 1ПН86ВИ «Мулат-115», позволяющий обнаруживать цели на дистанции 3200 м. а идентифицировать – на 1600 м. Однако в таком виде «Метис» оставался недолго…

Вскоре потребовалось увеличить – и очень сильно – бронепробиваемость противотанковых ракет: потенциальный противник начал обвешивать танки динамической защитой. Способ борьбы с ней известен только один — тандемная БЧ из двух кумулятивных зарядов. Первый из них вызывает срабатывание защитного заряда (или детонирует его), а вторая после этого бьет уже в «голую» броню. Ко всему прочему, это означает, что параметры кумулятивных БЧ и расстояние между ними должны быть увязаны между собой, что значительно влияет на размеры и конструкцию боеприпаса.

В отличие от ПТРК «Конкурс» (см. подробно >>>), никакой возможности добавить еще одну головку в ту же ракету в «Метисе» не было. Ее решили делать на тех же принципах (отслеживание ориентации по трассеру, рулевой привод от набегающего воздуха…), с той же аппаратурой наведения, но новую, под требуемые массы и размеры БЧ. Получилась ракета 9М131.

Калибр вырос в полтора раза, масса – в два. В полтора раза удалось увеличить максимальную дальность стрельбы, но главное – бронепробиваемость возросла с 500 до 900 мм!

Компоновка 9М131 в дальнейшем использовалась еще в нескольких изделиях КБП. Впереди размещена передняя кумулятивная БЧ (это называется «предзаряд»). За ней – пневматическя рулевая машинка, затем – маршевый твердотопливный двигатель тороидальной формы. Причем это форма не топливного заряда, а корпуса двигателя! А осевой проем большого диаметра служит для пропуска кумулятивной струи основной БЧ, размещенной сразу за двигателем.

Такая схема вызывает определенную критику, однако позволила создать компактную и дешевую ракету огромной разрушительной силы – ПТУР пробивает 3-м толщу бетона! Кстати, это важно: поскольку система управления позволяет поражать не только бронемашины, но и другие цели – лишь бы оператор ее видел – «Метис-М» широко используется для стрельбы по фортификационным сооружениям. Для этого сделали даже специальную модификацию ракеты – 9М131Ф с 4,95-кг термобарической («объемного взрыва») боевой частью.

Комплекс 9К115-2 «Метис-М» был принят на вооружение Российской армии в 1992 году. Он тоже переносной, но потяжелее: вьюк №1 с ПУ и одной ракетой весит 25,1 кг, а №2 (с двумя ракетами) – 28 кг.

…А можно ли отнести «Метис» и «Метис-М» к третьему поколению ПТРК? Вряд ли. Ведь no-прежнему оператор должен видеть цель при стрельбе, автоматика управления, совмещенная с пусковой установкой,– отслеживать ракету в полете, а команды подаются по проводам…


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru