NASAMS: американо-норвежский страж неба

Владимир Коровин
Журнал «Аэрокосмическое обозрение» №4, 2011

В последние годы одной из характерных тенденций в совершенствовании средств ПВО стало использование в их составе ракет, разработка которых изначально велась с целью использования в системах авиационного вооружения – в качестве ракет класса «воздух-воздух». Следует отметить, что разработчики средств ПВО и прежде не обходили стороной это направление. Так, в 1960-70-х гг. для этих целей были адаптированы и модернизированы авиационные ракеты «Sidewinder» и «Sparrow». Их широкое использование в составе ряда сухопутных и корабельных ЗРК показало, что подобное решение позволило получить ряд заметных преимуществ, связанных с уменьшением технического риска, сроков и стоимости создания и изготовления ЗРК средней и малой дальности, то есть тех средств ПВО, требования к которым наиболее подвержены частым изменениям концепций и приоритетов.

Конечно, успех сопутствовал далеко не всем подобным начинаниям. Достаточно вспомнить неудачу с созданием «Sea-Phoenix» в 1970-е, или с «Sea/S-AMRAAM» в 1980-е. Впрочем, у предлагавшейся для использования в составе последних ракеты AMRAAM, этот эпизод оказался лишь первым в череде многочисленных попыток ее адаптации для использования в составе ЗРК, чему немало способствовал ряд конструктивных решений принятых в процессе ее создания специалистами фирмы «Hughes».

Поступившая в 1991 г. на вооружение американских ВВС, ракета AIM-120A (такое обозначение получил первый вариант AMRAAM) была выполнена по нормальной аэродинамической схеме и оснащена крестообразным крылом и рулями небольшой площади, обеспечивающими выполнение ракетой маневров с перегрузками до 40 ед. Наведение ракеты на цель было комбинированным: командно-инерциальным на начальном участке траектории полета и активным радиолокационным самонаведением – на конечном. В том случае, если цель не маневрировала, ракета совершала автономный полет с помощью инерциального блока по траектории, заложенной перед пуском в память бортовой ЭВМ, работающей с тактовой частотой 30 МГц и имеющей память емкостью 56 000 16-разрядных слов. В случае же выполнения целью маневров на ракету с носителя подавались команды коррекции в соответствии с изменением местоположения цели. Эти команды принимались бортовым приемником командной линии связи, антенна которого расположена на сопловом блоке ракеты. Дальность захвата цели радиолокационной головкой самонаведения составляла около 20 км.

Ракета оснащена осколочно-фугасной боевой частью направленного действия массой 23 кг, подрыв которой производится по команде активного радиолокационного или контактного взрывателя.

Двигательная установка AIM-120A представляла собой двухрежимный твердотопливный двигатель, использующий смесевое топливо на основе полибутадиена с концевыми гидроксильными группами. В качестве основного материала корпуса ракеты была выбрана сталь, что позволило ей выдерживать кинетический нагрев, возникающий при скорости полета до 4М и обеспечить минимальные деформации конструкции при маневрировании.

В течение нескольких лет AIM-120A заняла место основной авиационной ракеты средней дальности в большинстве стран НАТО. Однако с окончанием «холодной войны» потребности в подобном оружии значительно сократились, чему в немалой степени способствовали как политические предпочтения руководства США, ограничившего их поставки ряду государств, так и их достаточно высокая стоимость, достигавшая на начальных этапах серийного выпуска 1 млн. долларов. Именно тогда, в качестве одного из способов увеличения объемов выпуска ракет и соответствующего снижения их стоимости, специалисты «Hughes» (вошедшей в середине 1990-х гг. в состав «Raytheon») предложили использовать AIM-120A в качестве ЗУР с дальностью действия порядка 15-20 км. Эта дальность считалась вполне приемлемой для ракеты, стартующей с наземной ПУ и имеющей стартовую массу около 160 кг.

Одной из первых работ, связанных с адаптацией AIM-120A с целью ее использования в качестве ЗУР, стала предпринятая «Hughes» в начале 1990-х гг. попытка придания ракете способности вертикального старта с наземной ПУ. Однако испытания ракеты, получившей обозначение ASAM-1, не показали каких-либо значительных преимуществ перед наклонно стартующими AIM-120A, на которые и продолжили ориентироваться в своей дальнейшей работе разработчики перспективных средств ПВО, одним из которых стала норвежская система средней дальности NASAMS (Norwegian Advanced Surface to Air Missile System), предназначенная для поражения воздушных целей на малых и средних высотах в любых погодных условиях.

Концепция подобного ЗРК, использующего в качестве средства поражения авиационную ракету AIM-120A была предложена фирмой «Hughes» еще в конце 1980-х гг. при разработке перспективного ЗРК по программе AdSAMS (Advanced Surface-to-Air Missile System). В 1992 г. комплекс AdSAMS вышел на испытания, но в дальнейшем этот проект не получил развития. Напротив, начатая в те же годы норвежской фирмой «Norwegian Kongsberg companies» совместно с американской фирмой «Hughes» разработка NASAMS, целью которой являлась замена находившихся на вооружении норвежской армии комплексов «Improved Hawk», а архитектура которой во многом повторяла проект AdSAMS, оказалась чрезвычайно удачной.

Разработка NASAMS была начата в 1989 г. Для уменьшения стоимости работ в процессе создания ЗРК был широко использован принцип модернизации и унификации элементов комплекса с существующими системами вооружения.

Для обнаружения целей и управления огнем была выбрана многофункциональная радиолокационная станция AN/TPQ-64, разработанная на базе РЛС засечки артиллерийских позиций AN/TPQ-36A и система управления огнем норвежского варианта комплекса «Improved Hawk» – NOAH (Norwegian Adapted Hawk).

AN/TPQ-64 представляла собой импульсно-доплеровскую, трехкоординатную РЛС, оснащенную фазированной антенной решеткой и интегрированным запросчиком «свой–чужой» типа Mk.XII. Она работает в диапазоне частот 8-10 ГГц, обеспечивая обнаружение, опознавание и одновременное сопровождение до 60 воздушных целей на дальности до 75 км, а также наведение до трех ракет на выбранные цели.

AN/TPQ-64 формирует диаграмму направленности игольчатого типа с низким уровнем боковых лепестков и способна осуществлять сжатие импульсов, селекцию движущихся целей, изменять мощность и вид излучаемого сигнала. В процессе своей работы РЛС осуществляет обзор воздушного пространства за счет механического вращения антенны по азимуту и электронного сканирования по углу места. Управление ее работой производится с помощью ЭВМ пункта управления огнем. Все оборудование РЛС устанавливается на буксируемом прицепе, время развертывания и подготовки к работе составляет 10 мин.

Для увеличения эффективности работы в сложной помеховой обстановке NASAMS также оснащена оптоэлектронной системой наведения NTAS (Norwegian Tracking Adjunct System).

В процессе работы ЗРК информация о воздушной обстановке передается от РЛС (период обновления данных составляет 2 с) на пункт управления огнем, в состав которого входят две ЭВМ, многоцелевой пульт модульной конструкции с системами индикации и управления, аппаратура передачи данных и средства связи. Пульт имеет два дублирующих друг друга автоматизированных рабочих места с одинаковыми органами управления.

Одним из отличий предложенного для NASAMS варианта ракеты AMRAAM стало использование в ее составе двигателя снаряженного твердым топливом с пониженной чувствительностью к взрыву. Для хранения, перевозки и запуска ракет были спроектированы транспортно-пусковые контейнеры. Пакет из шести таких ТПК был размещен на пусковой установке, выполненной на шасси автомобиля повышенной проходимости «Scania» P113 (4×4+2).

Для загрузки ракет в ТПК используется заряжающая машина, входящая в состав NASAMS. В походном положении транспортно-пусковые контейнеры с ЗУР располагаются горизонтально, а пуск ракет происходит при фиксированном угле наклона 30°.

Для повышения живучести комплекса предполагается рассредоточение ПУ от позиций пункта управления и РЛС на расстояние до 25 км (это среди прочего позволяет увеличивать зону поражения NASAMS по дальности), при этом связь с установками может быть организована по кабельной, волоконно-оптической или цифровой линии связи. Коммуникационное оборудование фирмы «Thales Communication» на базе коммутатора ТАS 300 (Tactical Eurocom switch) обеспечивает высокоскоростной обмен, кодирование и декодирование трафика между узлами сети, интерфейс с сетями STANAG 4206 и ISDN.

Основной огневой единицей NASAMS является взвод, на вооружении которого имеется три ПУ с шестью ракетами на каждой, РЛС AN/ TPQ-64 и пункт управления огнем.

В свою очередь, основной тактической единицей NASAMS является батарея, в состав которой входят три огневых взвода (с боезапасом 54 ракеты, которые могут быть выпущены по различным целям в течении 12 секунд), объединенных в информационную сеть таким образом, что каждая из трех РЛС способна заменить все остальные. В процессе работы командный пункт батареи может получать целеуказание от вышестоящего штаба и выдавать данные о воздушной обстановке на пункты управления огнем взводов.

Разработка системы была закончена в 1993 г. после проведения серии успешных полигонных испытаний. В 1994 г. NASAMS поступила на вооружение ВВС Норвегии, для обеспечения противовоздушной обороны основных авиабаз страны. Первый серийный образец NASAMS был изготовлен к весне 1995 г. По оценкам, стоимость разработки и развертывания к 1999 г. в Норвегии шести батарей ЗРК NASAMS составила 250 млн. долл.

Как было сразу же отмечено специалистами, боевые возможности NASAMS значительно превзошли ЗРК «Improved Hawk» практически по всем показателям: способности одновременно сопровождать и поражать большее количество целей, меньшему времени реакции и перевода комплекса из походного положения в боевое, количеству обслуживающего персонала, уменьшенному в четыре раза, до 22 человек. Немаловажными достоинствами NASAMS стало и то, что он обладает большей степенью унификации оборудования и возможностью сопряжения с другими системами.

Впрочем, проявленный в те годы интерес к NASAMS Австрией, Египтом, Австралией, Кувейтом и рядом других государств, дальнейшего развития не получил. Лишь в 2005 г. четыре ЗРК NASAMS было приобретено за 110 млн.долл. для вооруженных сил Испании, для которых пусковая установка комплекса была выполнена на базе шасси «Iveco». В дальнейшем, в общей сложности ЗРК NASAMS заказали 6 государств-членов НАТО и Швеция. В частности, в 2005 г. NASAMS были поставлены в США и использовались для обеспечения ПВО Вашингтона во время инаугурации президента США.

В июле 2007 г. на вооружение ВВС и подразделений ПВО сухопутных сил Норвегии поступил модернизированный комплекс, получивший обозначение NASAMS II. Этот комплекс отличается большей мобильностью – пусковые установки NASAMS II смонтированы на шасси повышенной проходимости типа Bv 206, батарея ЗРК включает в себя четыре взвода вместо трех, шесть РЛС AN/TPQ-64 вместо трех и 12 пусковых установок вместо девяти. Разработанное для NASAMS II программное обеспечение совместимо с системами связи, используемыми в сухопутных силах Норвегии.

Вслед за принятием NASAMS II на вооружение в Норвегии шесть ЗРК этого типа были заказаны Нидерландами, а в 2009 г. Финляндией.

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru