«Прист» и «Секстон» – самоходные гаубицы союзников

М. Барятинский
Журнал «Моделист-конструктор» 03 – 2004

С самого начала Второй Мировой войны в Соединенных Штатах Америки пристально следили за ходом боевых действий в Европе и, надо сказать, делали в целом правильные выводы из чужого опыта. В частности не остались незамеченными и первые факты применения немецкими войсками самоходных артиллерийских установок. Уже в 1940 году американцы развернули работы по созданию артсистем аналогичного назначения. Как и в случае с самоходными истребителями танков, первые варианты САУ, вооруженных полевыми гаубицами, были созданы на базе полугусеничного бронетранспортера M3. На первой установили качающуюся часть 75-мм горной гаубицы М1А1, на второй – 105-мм полевой гаубицы М2А1. Эти машины получили обозначение Т30 НМС и Т19 НМС соответственно. Аббревиатура НМС расшифровывается как Howitzer Motor Carriage, что в дословном переводе означает «моторный экипаж с гаубицей», ну а в смысловом – самоходная гаубица.

Ни та, ни другая машина не была стандартизирована, что и объясняет наличие в их индексах буквы Т, которую получали лишь прототипы или опытные образцы. Однако они были признаны ограниченно годными и за неимением лучшего запущены в серийное производство (выпущено 500 единиц Т30 и 324 Т19).

В массовых количествах эти машины выпускать не стали, так как полугусеничный бронетранспортер оказался слишком ненадежной платформой для артиллерийского орудия. И если относительно легкая 75-мм гаубица была ему еще «по плечу», то массу и силу отдачи 105-мм орудия он выдерживал с трудом. Тем не менее, обе самоходки успели повоевать на Филиппинах, в Северной Африке и даже в Италии, причем всюду они несли большие потери.

Между тем уже в октябре 1941 года, по инициативе тогдашнего командующего танковыми войсками армии США генерал-майора Джекоба Деверса фирмой «Baldwin Locomotive» были изготовлены и отправлены для испытаний на Абердинский полигон в штате Мэриленд два опытных образца 105-мм самоходной гаубицы с использованием шасси среднего танка M3. Машины получили обозначение Т32. В открытой сверху неподвижной броневой рубке прямоугольной формы на своем стандартном лафете, включая нижний станок и часть станин, устанавливалась 105-мм полевая гаубица М2А1. После испытаний в Абердине в начале февраля 1942 года машины перевезли в Форт-Нокс, где эксперименты с самоходками продолжились. По результатам испытаний на машинах усилили броневую защиту рубки, уменьшили угол возвышения гаубицы и установили зенитный пулемет. В апреле 1942 года САУ приняли на вооружение под обозначением 105 mm Howitzer Motor Carriage M7. Первые серийные самоходки покинули цехи фирмы «American Locomotive Company» в том же месяце. Производство продолжалось до августа 1943-го, когда после выпуска 2814 машин его прекратили. Однако в 1944 году изготовление М7 возобновилось вновь – с марта по октябрь было выпущено 500 самоходных гаубиц. В марте 1945 года к производству М7 присоединилась фирма «Federal Machine and Welder Company», собравшая 167 боевых машин этого типа.

Самоходки ранних выпусков изготавливались на базе средних танков M3, у которых заимствовались ходовая часть, двигатель и трансмиссия. Лобовая часть корпуса собиралась из трех литых деталей, причем правая из них была ниже, чем центральная и левая. Это было связано с особенностями конструкции корпуса танка М3, имевшего орудийный спонсон по правому борту. У более поздних машин уже использовалось шасси среднего танка М4 «Шерман», сначала также с лобовой частью из трех деталей (уже одинаковых по высоте), соединявшихся друг с другом и с корпусом болтами, а затем с цельнолитой. Отливка носовой части одновременно служила картером дифференциала и бортовых передач. Ее болтовое крепление к корпусу облегчало разборку носовой части для демонтажа этих агрегатов и коробки передач.

Открытая сверху боевая рубка, сваренная из плоских броневых листов толщиной 12,7 мм, располагалась в средней части корпуса. В амбразуре ее лобового листа была установлена 105-мм полевая гаубица М2А1 с небольшой подвижной бронировкой. Угол горизонтального наведения вправо составлял 30°, влево – 15°. Вертикальное наведение осуществлялось в пределах от -5° до +35°.

САУ ранних выпусков имели боекомплект, состоявший из 57 унитарных выстрелов, затем, за счет сокращения сидячих мест членов экипажа, он был увеличен до 69 выстрелов. В боекомплект входили осколочно-фугасные, кумулятивные, зажигательные и дымовые снаряды. Максимальная дальность стрельбы равнялась 10 424 м. Скорострельность – 8 выстр./мин.

В правой передней части боевой рубки на турели, укрепленной на специальной башенке цилиндрической формы, устанавливался 12,7-мм зенитный пулемет Browning M2HB. Боекомплект пулемета состоял из 300 патронов.

В кормовой части САУ с небольшим наклоном вперед, как и на базовом танке M3, устанавливался 9-цилиндровый четырехтактный, звездообразный карбюраторный двигатель Continental R-975-EC2 воздушного охлаждения мощностью 340 л.с. при 2400 об/мин. Он позволял 23-тонной боевой машине развивать максимальную скорость 38,6 км/ч. Емкость четырех топливных баков составляла 662,4 л, что обеспечивало запас хода в 193 км/ч. На САУ более позднего выпуска, изготовленных на базе среднего танка М4, устанавливался двигатель «Continental» R-975-C1 мощностью 350 л.с.

Трансмиссия САУ состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения, смонтированного внутри маховика двигателя, карданного вала, пятискоростной коробки передач с синхронизаторами, двойного дифференциала типа «Клетрак» и бортовых передач.

В ходовую часть по каждому борту входили шесть обрезиненных опорных катков, сблокированных попарно в три балансирные тележки, подвешенные на вертикальных буферных пружинах, три поддерживающих катка, направляющее колесо с кривошипным натяжным механизмом и ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами. Причем на САУ ранних выпусков поддерживающие катки устанавливались над тележками подвески, как на танке M3, а на последующих машинах они крепились к тележкам с помощью кронштейнов со смещением назад. Гусеницы – резинометаллические мелкозвенчатые цевочного зацепления по 79 траков каждая.

 

 

К 1944 году стандартным и наиболее распространенным в американской армии вариантом танка «Шерман» стал М4A3. В марте 1944 года на шасси этого танка началось производство самоходной гаубицы М7В1. От САУ М7 она отличалась главным образом силовой установкой – 8-цилиндровым V-образным карбюраторным двигателем «Ford» GAA мощностью 500 л.с. Этот мотор разгонял самоходку до максимальной скорости 42 км/ч. В остальном, за исключением МТО, машина практически не изменилась. До февраля 1945 года из ворот завода фирмы «Pressed Steel Car Company» вышли 826 самоходных гаубиц М7В1.

В войска новые самоходки начали поступать в 1942 году, причем как в американскую, так и в английскую армии. В последней артиллеристы обратили внимание на характерную форму башенки для зенитного пулемета, напоминавшую кафедру проповедника, и присвоили машине прозвище «Priest» («прист» – священник, англ.), вскоре ставшее ее официальным наименованием. В ноябре 1942 года в составе 5-го полка Королевской конной артиллерии «Присты» приняли участие в сражении у Эль-Аламейна. Впоследствии, вплоть до мая 1945 года, они активно использовались американцами и англичанами в боевых действиях в Италии и Северо-Западной Европе. Армия США применяла эти самоходки и в боях с японскими войсками на островах Тихого океана.

Британцы переоборудовали некоторое число «Пристов» в бронетранспортеры. По предложению командира 2-го канадского корпуса генерал-лейтенанта Г.Саймондса в начале августа 1944 года в ходе наступления на Фалез 76 самоходно-артиллерийских установок М7 были переоборудованы для транспортировки пехоты. С САУ сняли гаубицы и все внутреннее артиллерийское оборудование, амбразуры заварили, а рубки по высоте нарастили бронелистами. Из вооружения остался только штатный крупнокалиберный зенитный пулемет на турели. Каждый полученный таким образом бронетранспортер «Priest Kangaroo» («кенгуру») мог перевозить до 15 пехотинцев. В войсках эти бронетранспортеры часто называли «defrocked Priest», то есть «священник, лишенный духовного сана».

В послевоенный период САУ М7 состояли на вооружении в армии США и ряда других государств. Участвовали в войне в Корее. Причем именно в Корее особенно остро выявился недостаток «Приста», на который артиллеристы впервые обратили внимание еще в Италии в 1944–1945 годах. Речь идет о неспособности этой машины, из-за слишком малого для гаубицы угла возвышения, вести огонь с обратных скатов высот, что было принципиально важным в условиях горной местности. В Италии, чтобы как-то выйти из положения, американцы насыпали земляные рампы, заезжая на которые, САУ занимали положение под углом 15–30° к горизонтали. Таким образом удавалось повысить угол возвышения орудий. Для корейского фронта пошли другим путем. На САУ М7В1 105-мм гаубицу установили в боевом отделении таким образом, что максимальный угол возвышения достиг +65°. Для этого пришлось существенно увеличить высоту линии огня. В свою очередь, пришлось нарастить и пулеметную башенку, дабы обеспечить возможность стрельбы из зенитного пулемета на 360°. В этот вариант, получивший обозначение М7В2, переделали 127 самоходок М7В1. Самоходные гаубицы М7В2 активно использовались армией США вплоть до конца корейской войны. В середине 1950-х годов «Присты» всех модификаций были сняты с вооружения американской армии.

Однако это не означало конца их военной карьеры, поскольку во многих других странах они эксплуатировались гораздо дольше. Так, например, пакистанские войска использовали «Присты» во время конфликтов с Индией в 1965 и 1971 годах. Во время арабо-израильской войны 1967 года эти САУ применялись Армией обороны Израиля. Вновь повидавшие виды самоходки пошли в бой в 1973 году – во время войны «Судного дня». Это были последние боевые действия с их участием.

Уже в процессе разработки САУ Т32 английский генеральный штаб захотел получить самоходную установку, вооруженную штатной британской 25-фунтовой полевой гаубицей Mk II, поскольку калибр в 105 мм не являлся стандартным в британской армии. В соответствии с этим пожеланием в июне 1942 года на второй опытный образец САУ Т32 установили английскую гаубицу. Переоборудованная таким образом машина получила обозначение Т51. Она поступила на Абердинский полигон для испытаний, продолжавшихся до начала 1943 года, когда программа разработки Т51 была прекращена в пользу аналогичной канадской программы. Последняя предусматривала установку 25-фунтовой гаубицы на шасси канадского крейсерского танка «Ram». Первый прототип такой машины был передан на испытания в конце 1942 года. В начале 1943-го машину, получившую обозначение 25 pounder Ram Carrier (дословно это можно перевести как «носитель 25-фунтовки на шасси Ram») рекомендовали к серийному производству. Обозначение вскоре изменили на 25 pounder Self-Propelled Gun, «Sexton» – 25-фунтовая самоходно-артиллерийская пушка «Секстон». «Секстон» в переводе с английского значит «пономарь». Таким образом, англичане продолжили традицию присвоения самоходным гаубицам названий, соответсвовавших различным санам служителей церкви.

Конструктивно «Секстон» была подобна американской САУ М7. Открытая сверху сварная прямоугольная боевая рубка занимала центральную часть корпуса. В рубке со смещением влево от оси машины устанавливались качающаяся часть и верхний станок 25-фунтовой (87,6-мм) гаубицы. Нижний станок без элементов хода и станин приваривался к двум траверсам пола боевой рубки. Амбразура в лобовом листе рубки была закрыта полукруглой подвижной бронировкой-спонсоном, обеспечивавшей горизонтальное наведение 25° влево и 15° вправо. Углы вертикального наведения колебались в пределах от -9° до +40°. В боекомплект гаубицы входили 117 выстрелов раздельного заряжания, 112 из которых размещались в ящиках под полом боевого отделения, а пять – в ящиках в правой кормовой его части. Для стрельбы из гаубицы использовались фугасные, бронебойные и дымовые снаряды.

Звездообразный 9-цилиндровый карбюраторный авиамотор Continental R975-4 мощностью 484 л.с. позволял 26-тонной боевой машине развивать скорость до 40 км/ч. Запас хода составлял 290 км. Экипаж САУ состоял из 6 человек.

САУ «Секстон» выпускалась в двух вариантах. Первые 124 машины получили обозначение «Секстон I». Последовавшие за ними 2026 «Секстон II» базировались на агрегатах танков «Ram» поздних выпусков. Внешне, правда, они отличались лишь выполненными заодно с корпусом ящиками для размещения аккумуляторных батарей и генератора в кормовой части корпуса. Кроме того, начиная со 147-й машины, они оснащались двумя пулеметами «Bren», предназначенными для самообороны и стрельбы по воздушным целям. Самоходки «Секстон II» получили и 15,5-дюймовые стальные канадские мелкозвенчатые (шаг трака 117 мм вместо 152 мм у американских) гусеницы и ведущие колеса с 17 зубьями. «Секстоны» обеих модификаций производились фирмой «Montreal Locomotive Works» до конца 1945 года.

Самоходные гаубицы «Секстон», начиная с 1944 года, использовались в боевых действиях английскими, канадскими и польскими войсками в боях в Италии и Северо-Западной Европе и зарекомендовали себя как вполне удачные боевые машины. На вооружении английской армии они состояли до середины 1950-х годов, а на вооружении армий Индии, Италии, Португалии и ЮАР еще дольше.

Рассказ о самоходной гаубице «Секстон» был бы не полным без упоминания о ее наиболее малоизвестном варианте, созданном в Австралии. Поскольку все попытки получить самоходки для испытательно-иследовательских целей из Великобритании оказались безуспешными, в июле 1949 года в Австралии был дан зеленый свет на разработку самоходной гаубицы собственной конструкции. Надо сказать, что в силу специфики театра военных действий, на котором пришлось воевать австралийским войскам – острова Юго-Восточной Азии и Тихого океана, – к концу 1940-х годов Зеленый континент был заповедником откровенно устаревшей бронетанковой техники. В австралийской армии в то время имелись две танковые бригады, одна оснащенная «Матильдами», другая – танками «Грант II» (М3А5). На базе последнего и разрабатывалась австралийская самоходная гаубица. При этом учитывалось, что канадский танк «Ram» имел такое же шасси, что и М3А5. Поэтому в основу австралийского проекта были положены чертежи, полученные из Канады.

У «Гранта» ликвидировали башню, спонсон и верхнюю часть боевого отделения, а вместо всего этого установили боевую рубку, почти полностью идентичную по конструкции с рубкой «Секстона». Вооружение – 25-фунтовая гаубица – также было заимствовано у канадского прототипа. В результате машина получилась внешне очень похожей на «Секстон». Резко бросающиеся в глаза отличия – это двери в бортах корпуса, доставшиеся в наследство от «Гранта», и ходовая часть от «Шермана», которой были оборудованы все австралийские «гранты» в 1944 году. Место механика-водителя было перенесено ближе к правому борту, что только добавило сходства с «Секстоном». САУ, как и базовый танк, оснащалась дизелем General Motors 6046 G-71 мощностью 375 л.с.

Первый образец был собран в армейских механических мастерских в Монегетте в 1949 году. Испытания прототипа проводились на полигоне в Пукапунуале. По их успешном завершении военный завод в Бендиго получил заказ на 13 боевых машин. Первая серийная машина покинула цехи в ноябре 1950 года, а последняя – в конце 1952-го. Долго велись споры о названии САУ. Официально предложенное наименование оказалось столь громоздким, что его отвергли сами военные. В конце концов самоходная гаубица получила название «Yeramba» («ерамба» – приспособление, с помощью которого австралийские аборигены метали дротики).

Новые самоходки поступили на вооружение 22-го полка Королевской австралийской полевой артиллерии и в его составе участвовали в огневой поддержке подразделений 2-й танковой бригады во время маневров в Пукапунуале. Освоение боевых машин артиллеристами облегчалось тем, что буксируемые 25-фунтовые гаубицы были штатным вооружением австралийской армии и использовались в ней до 1962 года. Впрочем, жизнь самоходок оказалась недолгой: в 1956 году в Австралии списали всю устаревшую технику – «матильды», «гранты», а вместе с ними и «ерамбы». В настоящее время лишь танковый музей Королевского австралийского танкового корпуса в Пукапунуале является обладателем комплектного экземпляра единственной самоходно-артиллерийской установки австралийской конструкции.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru