Крупнокалиберный пулемет «летающей БМП»

Юрий Амелин, Вячеслав Трухачев
Журнал «Оружие» №10-2008

В конце 60-х годов минувшего столетия в СССР началась разработка специализированного боевого вертолета. В ОКБ М.Л. Миля, где создавалась новая боевая машина, была выбрана концепция «летающей БМП», способной доставить к цели отделение десантников и поддержать их огнем. Естественно, что важнейшим элементом ударного комплекса являлось вооружение.

 

Тульским Центральным конструкторским исследовательским бюро спортивного и охотничьего оружия (ЦКИБ СОО) в 1968 г. были получены от ВВС тактико-технические требования (ТТТ) на разработку высокотемпного авиационного пулемета, предназначенного для вооружения создававшегося боевого вертолета. Согласно полученным ТТТ, калибр пулемета должен быть 12,7 мм, темп стрельбы в пределах 4000-5000 выстрелов в минуту, вес образца около 30 кг, живучесть 8000-10000 выстрелов.

Первая винтокрылая боевая машина, получившая индекс Ми-24А, поднялась в воздух в сентябре 1969 г. Хотя ее облик существенно отличался от сегодняшнего, основные черты вертолета уже определились, и одной из основных было мощное бортовое вооружение. В носовой универсальной установке монтировался 12,7-мм пулемет А-12.7П с темпом стрельбы 1400 выстрелов в минуту. Этот пулемет был разработан в ЦКБ-14 конструктором Н.М. Афанасьевым в 1950 году и первоначально предназначался для вооружения бомбардировщика Ту-4. Но использование этого пулемета на Ми-24 было вынужденной временной мерой, в ЦКИБ СОО полным ходом шли работы по созданию нового высокотемпного 12,7-мм пулемета.

В декабре 1968 г. заказчиком был одобрен технический проект, разработанный Петром Герасимовичем Якушевым. Прототип, получивший индекс ТКБ-063, имел газоотводную автоматику и вращающийся блок из четырех стволов. Важной особенностью конструкции являлось наличие механического стартера, состоящего из пружины-торсиона, и планетарного механизма, обеспечивавшего начальную раскрутку блока стволов, что позволяло избавиться от электродвигателя, используемого в иностранных многоствольных пулеметах и пушках. Взведение пружины торсиона может производиться вручную ключом перед вылетом или в конце каждой очереди за счет энергии, сообщаемой блоку стволов двумя последними выстрелами в очереди. Для вывода пулемета «на режим» может использоваться также и пороховой двигатель (пиростартер) с тремя пиропатронами. Питание пулемета патронами осуществляется из рассыпной звеньевой ленты.

В марте 1970 г. были проведены отладочные стрельбы пулемета. Серьезной проблемой стало обеспечение требуемой живучести стволов. Только при отработке живучести, на полный ресурс было расстреляно четыре пулемета. Применение лейнера из кобальтового сплава КВН-2, предложенного НИИ-13, а также патронов с флегматизированным порохом позволили обеспечить необходимую живучесть стволов при отстреле боекомплекта в 400 патронов.

Проведенные в 1971 г. в НИИ-61 испытания образцов пулеметов ТКБ-063 выявили ряд недостатков, в основном, по надежности работы автоматики и живучести деталей. После доработки образца, в 1972 г. были проведены повторные испытания, и доработанный пулемет эти испытания выдержал. В сентябре 1972 г. три образца пулеметов были отправлены для проведения наземных государственных испытаний, прошедших в феврале–августе 1973 года. Опытные 12,7-мм авиационные пулеметы ТКБ-063 государственные наземные испытания выдержали, и были рекомендованы на государственные летные испытания.

Однако, несмотря на положительные результаты, главный конструктор пулемета П.Г. Якушев и работавший с ним молодой талантливый конструктор Б.А. Борзов продолжали интенсивно работать над образцом. Достаточно сложную конструкцию имел газовый четырехпоршневой двигатель пулемета, фактически каждый ствол имел свой газовый двигатель, что, безусловно, снижало общий уровень безотказности изделия. Большое количество деталей, требующих отделения при неполной разборке, осложняло процедуру обслуживания и требовало сложной продолжительной сборки.

В декабре 1972 г. в ЦКИБ СОО были проведены испытания двух пулеметов с новым газовым однопоршневым двигателем. Двигатель новой конструкции имел 12 деталей вместо 88. Новый двигатель состоял из единого поршня, охватывающего единую для четырех стволов газовую муфту с двумя полостями, в которые были выведены газоотводные отверстия из каждого ствола таким образом, что при каждом выстреле пороховой газ поступал последовательно то в одну, то в другую полость, заставляя поршень совершать возвратно-поступательные движения. Это движение поршня посредством неподвижного копира преобразовывалось во вращение блока стволов пулемета.

В мае 1973 г. образец пулемета ТКБ-063 с однопоршневым двигателем новой конструкции был проверен стрельбой в условиях резкоменяющихся температур.

В 1973 году умер П.Г. Якушев. Дальнейшие работы по испытаниям и отработке пулемета, решение вопросов, связанных с размещением пулемета на вертолете и освоением производства его на Ковровском механическом заводе возглавил главный инженер ЦКИБ СОО В.И. Волков, а затем конструктор Борис Афанасьевич Борзов, ставший приемником П.Г. Якушева и достойно продолживший дело своего старшего товарища и учителя.

В 1973-1974 гг. продолжались работы по исследованию и доводке параметров однопоршневого газового двигателя для обеспечения стабильности темпа стрельбы пулемета в различных условиях эксплуатации.

В июне 1973 г. Ковровскому механическому заводу была поручена подготовка серийного производства пулеметов ТКБ-063 с однопоршневым газовым двигателем со сроком начала в июле 1974 года. Летом 1974 г. в НИИ-61 были проведены контрольные испытания пулемета ТКБ-063. Образец был доработан по результатам государственных испытаний 1973 г., имел отработанный однопоршневой двигатель, и контрольные наземные испытания выдержал успешно.

В 1975-1977 гг. проходили летные испытания вертолетов Ми-24В и Ми-24Д, оборудованных новым пулеметом, параллельно проводились наземные испытания подвесных гондол с пулеметом. На вертолете пулемет монтировался в дистанционной подвижной установке УСПУ-24, которая позволяет обстреливать цели под углом +60° от продольной оси в горизонтальной плоскости, до 20° вверх и до 40° вниз. Пулеметом управляет штурман-оператор с помощью прицельной станции. Для стрельбы используются патроны Б-32, БЗТ-44. Для поражения живой силы разработан двухпульный патрон 1ЛС, обеспечивший повышение эффективности стрельбы по заданному типу целей примерно в полтора раза.

В марте 1976 г. Постановлением Совета Министров СССР авиационный пулемет под индексом ЯкБ-12,7 (9А624) конструкции Якушева–Борзова был принят на вооружение в качестве стрелкового оружия на боевом вертолете Ми-24.

Суровым испытанием для «милевского» вертолета и тульского пулемета стали боевые действия в Афганистане. ЯкБ-12,7 использовался в «ближнем» бою, на дистанции 800…1000 м, обеспечивая плотнейший точный ливень огня, способный разворотить дувал полуметровой толщины. В августе 1982 г. подполковник Александров, встретив под Кандагаром караван бандитов, одной очередью из ЯкБ-12,7 разрубил пополам шедший впереди «командирский» автобус.

Но интенсивная эксплуатация вооружения в боевых условиях выявила и недостатки, которые не проявились в ходе разработки и отладки. Пулемет работал фактически на пределе по температурному режиму и прочности узлов. При боекомплекте вертолетной установки 1470 патронов максимальный боекомплект, отстреливаемый без перерыва на охлаждение, был ограничен 400 выстрелами. Перегрев стволов при интенсивной стрельбе грозил самовоспламенением патрона в патроннике.

Еще в 1977 году в инициативном порядке в ЦКИБ СОО были начаты работы по модернизации пулемета ЯкБ-12,7. В 1980 г. ВВС было выдано техническое задание на модернизацию и поставлена задача увеличить максимально отстреливаемый без перерыва на охлаждение размер боекомплекта с 400 до 750 патронов (половина боекомплекта установки вертолета Ми-24), обеспечив при этом эксплуатационную надежность и безопасность пулемета (стойкость к полевым условиям эксплуатации и термостойкость стволов).

После проведения теоретических изысканий в конструкцию пулемета был внесен ряд изменений, защищенных заводскими, наземными и летными государственными испытаниями. Приказом министра обороны в январе 1988 г. пулемет был принят на вооружение Военно-воздушных сил с названием 12,7-мм авиационный модернизированный пулемет ЯкБЮ-12,7 конструкции Якушева, Борзова, Юрищева. Конструктору Б.Д. Юрищеву принадлежит ведущая роль в поиске технических решений и их реализации в период модернизации пулемета, главные из которых были предложены им или доведены до внедрения при его творческом участии.

По схеме автоматики, конструкции основных узлов и механизмов модернизированный пулемет унифицирован со штатным ЯкБ-12,7 и может эксплуатироваться на штатной вертолетной установке УСПУ-24 при минимальных доработках нескольких ее деталей.

Для обеспечения возможности отстрела из модернизированного пулемета боекомплекта в 750 патронов увеличена масса блока стволов с 24 до 38 кг, а также введено отключение подачи в конце каждой очереди, при этом очередной патрон остается на «звездочке» подачи вне зоны разогретых стрельбой патронников.

Пулемет ЯкБ-12,7 устанавливался на вертолеты Ми-24Д, которых было изготовлено 350 штук, Ми-24В, которых было построено свыше 1000. Под индексами Ми-25 и Ми-35 соответственно эти вертолеты в значительных количествах поставлялись на экспорт.

 

ОСНОВНЫЕ ТТХ АВИАЦИОННЫХ ПУЛЕМЕТОВ

Наименование

ЯкБ-12,7

ЯкБЮ-12,7

Тип патрона

12,7х108 мм

Б-32, БЗТ-44, двухпульный 1ЛС

12,7х108 мм

Б-32, БЗТ-44, двухпульный 1ЛС

Начальная скорость пули Б-32, м/сек.

810

810

Темп стрельбы, выстр./мин

4000–5000

4000–5000

Максимально отрабатываемый боекомплект, патронов

400

750

Живучесть пулемета при отстреле:

 

 

– 400 патронов с порохом 4/7 ЦРГ по 50–100 выстрелов

8000

12000

– 750 патронов с порохом 4/7 ЦРГ по 50–150 выстрелов

5000

Масса, кг

45

60

Длина, мм

1345

1349


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru