Космическое сотрудничество России и Индии: новый этап

И.Афанасьев, Д.Воронцов
Журнал «Аэрокосмическое обозрение» №2 – 2013 г.

В последние два десятилетия интерес к изучению Луны во всем мире заметно вырос. Отчасти это объясняется с тем, что естественный спутник Земли – ближайшее к нам небесное тело, которое можно использовать не только для космических исследований, но и для отработки технологии межпланетных миссий. Но, в большей мере, это внимание связано с планами пилотируемых полетов на Луну и создания там долговременных станций. Поэтому в настоящее время значительная часть запусков автоматических зондов посвящена поискам в лунном грунте воды (ее наличие – важнейшая предпосылка освоения нашей соседки), а также картографированию поверхности для выбора мест возможных высадок космонавтов.

Роботы-разведчики отправили к Луне американцы, европейцы, японцы, китайцы и индийцы. При этом аппараты LRO (США) и «Чандраяан-1» (Индия) нашли следы воды на лунной поверхности, вследствие чего резко вырос интерес к продолжению и расширению исследований. К сожалению, по ряду причин, в списке стран, занимающихся изучением Луны «на месте», России пока нет. Но это не значит, что наша страна не проявляет интереса к данному направлению космических исследований, Достаточно сказать, что именно российский прибор, установленный на зонде LRO, позволил обнаружить лунную воду.

Причина отсутствия российских полетов к Луне кроется, скорее, в утрате опыта межпланетных миссий вследствие недостаточного финансирования в 1990-х и первой половине 2000-х годов. Кроме того, приоритетным был для нас проект «Фобос-Грунт» по доставке на Землю образцов грунта спутника Марса. Тем не менее, в Федеральной космической программе на 2006-2015 годы присутствовала тема «Луна-Глоб», предусматривающая отправку к Селене орбитального и посадочного аппаратов. В НПО имени С.А.Лавочкина рассматривались и другие разработки, включая создание автономного роботизированного комплекса «Лунный полигон» для всеобъемлющего исследования лунной поверхности. В рамках этого направления прорабатывался и проект «Луна-Ресурс» по исследованию лунного грунта на максимальном расстоянии от места посадки аппарата и подтверждение наличия или отсутствия водяного льда.

Параллельно Индийская организация космических исследований ISRO (Indian Space Research Organization) вела проект «Чандраяан-2», в рамках которого планировалось доставить на поверхность спутника Земли небольшой ровер. Успех миссии «Чанраяан-1» дал основание объединить индийский и российский проекты. Напомним, что согласно планам двухлетней давности, российско-индийская миссия должна была начаться в 2013 году с запуска ракеты GSLV-Mkll с космодрома Шрихарикота. В состав межпланетного комплекса входили индийский орбитальный блок (Orbital Craft) и российский посадочный аппарат (Lunar Craft). Из общей массы 2650 кг последний занимал 1260 кг, а размещаемый на нем индийский ровер – 15 кг. В состав комплекса входил перелетный модуль, аналогичный примененному в программе «Фобос-Грунт». Позднее по техническим причинам дату запуска перенесли на 2014 год.

Возможно, эти планы были бы осуществлены, но… В ноябре 2011 года потерпела неудачу миссия «Фобос-Грунт», что потребовало критически пересмотреть все составные части комплекса, включая перелетный модуль. Поэтому сразу после фиаско российского проекта начались разговоры о переносе миссии «Чандраяан-2» на более поздний срок. 26 апреля 2012 г. это подтвердил председатель ISRO К. Радхакришнан. Он заявил, что запуск зонда по срокам сдвинется вправо, но до этого планируется провести два пуска ракет GSLV с интервалом в шесть месяцев. Это связано с неважной статистикой надежности индийского носителя – из семи пусков три завершились авариями. В свою очередь, планы Роскосмоса предусматривали отработку матчасти, так и не поверенной в миссии «Фобоса-Грунта».

Перенос – и существенный – сроков реализации престижной миссии не лучшим образом сказался на настроениях научного сообщества Индии. Например, некоторые ученые поставили вопрос о необходимости разработки собственного посадочного аппарата или заказе (покупке) оного в NASA. Никакого антироссийского подтекста в таких рассуждениях не было – чисто практические соображения: индийский луноход практически готов и хранить его в земных условиях еще несколько лет просто рискованно.

Кстати: в декабре 2012 года президент Украины Виктор Янукович предложил Индии услуги по проектированию и поставке посадочного модуля. Однако это заявление расценивается не более чем курьез и политический маневр. Конечно, днепропетровское КБ «Южное» имело опыт проектирования блока «Е» лунного [посадочного] корабля ЛК проекта Н1-Л3. Но это было почти полвека назад, и, кроме того, двигательная установка в таких миссиях – не самое главное. А украинские ракетчики ни до этого, ни после не вели серьезных опытно-конструкторских работ в области аппаратов для посадки на Луну…

В условиях задержки с запуском «Чандраяана-2», чтобы не потерять темп (и не утратить финансирование), индийские ученые на первый план выдвинули проект изучения Марса. В 2013 году к нему будет запущен орбитальный зонд. Тем не менее, работа по программе «Чандраяан-2» продолжается. Летом 2012 года директор Спутникового центра ISRO Т.К.Алекс сообщил: «Мы обсудим выбор площадки, на которой хотели бы прилуниться».

Подтверждение планов совместных исследований Луны было получено в ходе однодневного визита Президента РФ В.В.Путина в Индию 24 декабря 2012 г.*, где были достигнуты соответствующие договоренности. Согласно информации Роскосмоса, речь идет о посадке российского зонда, построенного по проекту «Луна-Ресурс» для изучения состава реголита и физических процессов в месте посадки в районе южного полюса Луны. Предполагаемый срок функционирования станции – до одного года. Аппарат доставит на лунную поверхность индийский колесный ровер, который будет собирать почву и образцы горных пород для химического анализа на месте. Полученные данные затем будут отправлены на Землю через орбитальный аппарат «Чандраяан-2».

 


* В ходе переговоров с Премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом был подписан пакет документов о сотрудничестве в сфере экономики, науки и технологий, гуманитарных контактов. Были заключены крупные сделки в оборонной области на общую сумму в 3.5 млрд. $. Они касаются закупки 42 реактивных самолетов-истребителей Су-30 и контракта на сумму 1.3 млрд. $ на поставку 71 военного вертолета Ми-17, демонстрируя исключительную важность России в индийской оборонной промышленности.


 

Конфигурация проекта существенно изменилась.

Во-первых, предлагается «пересадить» зонд на более надежную и грузоподъемную ракету «Союз-2.1Б».

Во-вторых, на основе «Луны-Ресурса» планируется разработать упрощенный зонд «Луна-Глоб-1», который полетит в 2015 году (или в начале 2016 года). Увы, на его борту будет меньше научных приборов, чем предполагалось вначале. Он поможет российским инженерам отработать на современном техническом уровне посадку на наш естественный спутник, тем более что в полярных районах Луны еще не садилась ни одна станция.

В 2016 году предлагается запустить орбитальный зонд «Луна-Глоб-2». Его основными задачами станут:

• дистанционное изучение минералогического состава лунной поверхности и структуры ее подповерхностных слоев;

• поиск и уточнение границ районов с водородосодержащими породами (водяным льдом) на лунной поверхности;

• исследование экзосферы (плазменной обстановки, микрометеоритной обстановки);

• исследование космических лучей сверхвысоких энергий с использованием Луны как мишени.

Для выведения к Луне обоих аппаратов «Луна-Глоб» будут использованы «Союзы-2.1А», которые – скорее всего – стартуют с нового российского космодрома Восточный. В этих полетах будет отработан и перелетный модуль.

Лишь после этого, в 2017 году, состоится запуск комплекса «Луна-Ресурс», оснащенного более тяжелым посадочным модулем, на котором и разместится индийский лунный ровер.

Досадно, конечно, что первоначальные российско-индийские планы не реализованы, но, несмотря на все неприятности, даже в измененном виде они получили официальное подтверждение.

Существенной компенсацией для Индии может стать вхождение в проект российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Соглашение по сотрудничеству для ее использования также было подписано в ходе визита В.В.Путина. В соответствии с новыми договорами, в Индии будет сооружена станция дифференцирования, коррекции и мониторинга для повышения точности навигационных сигналов ГЛОНАСС.

В 2011 году Россия предоставила Индии возможность получения точных сигналов ГЛОНАСС в военных целях. В результате чего индийские ракеты смогут поражать цели с высокой точностью (КВО порядка 0.5 м). Еще важнее то, что страна получила доступ к навигационной системе, альтернативной по отношению к GPS, контролируемой американским правительством. Это означает большую независимость и устойчивость индийских вооруженных сил. По словам министра иностранных дел Индии Ранджана Матхая. «доступ ко всему спектру сигналов ГЛОНАСС для индийских учреждений является важным компонентом индийско-российского сотрудничества в космосе». Соглашения в области ГЛОНАСС «вызревали» несколько лет, и их подписание стало значительным успехом для России, которая уже давно продвигает свою навигационную систему на внешние рынки. Индия стала первой страной, которой Россия предложила равноправное партнерство в развитии ГЛОНАСС.

Визит В.В.Путина стал поводом к подписанию и коммерческих договоров. ОАО «Навигационно-информационные системы» (HI/IC) ГЛОНАСС подписало с индийскими компаниями Bharat Sanchar Nigam Limited (BSNL) и Mahanagar Telephone Nigam Limited (MTNL) трехстороннее соглашение о сотрудничестве в сфере навигационной деятельности. Для продвижения навигационных услуг на массовые потребительские рынки компании договорились о реализации ряда пилотных проектов на территории Индии. В перечне услуг – телематика, использование call-центров для оказания населению консультационных услуг на основе навигации, а также разработка специализированного программного обеспечения.

Еще ранее, в октябре 2012 года, НИС ГЛОНАСС и индийская компания Tata Consultancy Services (один из лидеров в области поставок программного обеспечения и предоставления консалтинговых услуг) договорились создать рабочие группы по совместному продвижению своих продуктов. С одной стороны, группы будут исследовать рынок, а с другой предлагать местным игрокам готовые решения HI/IC ГЛОНАСС, которые уже используются в России и могут быть востребованы на территории Индии. Соответствующая идея была закреплена в декларации, подписанной фирмами по итогам конференции «Навигация-инновация-сотрудничество».

Наконец, в конце минувшего года НИС ГЛОНАСС зарегистрировала дочернюю фирму NIS GLOIMASS Pvt Ltd в городе Мумбаи, столице штата Махараштра, с целью производства оборудования и разработки программных продуктов для индийского рынка, а также развертывания и поддержки общеиндийской партнерской сети. В Мумбаи был также открыт первый информационный центр НИС ГЛОНАСС, в котором потенциальные партнеры компании смогут познакомиться с ее продукцией.

Индия становится все более крупным игроком на космических рынках. Несмотря на сравнительно небольшое число космических запусков, страна обладает одним из самых крупных «флотов» спутников дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), значительную часть которых изготовила самостоятельно. ISRO располагает достаточно надежным (и самое главное, недорогим) носителем PSLV, который уже выполнил несколько коммерческих пусков. Кроме того, разрабатывается следующий вариант более современной ракеты GSLV Mark III, который должен обеспечить стране самостоятельность в области разработки, изготовления и эксплуатации высокоэффективных носителей. Все компоненты РН – стартовые твердотопливные ускорители, центральный двухдвигательный блок на долгохранимых компонентах топлива, а также верхняя криогенная ступень – успешно прошли цикл стендовой отработки. Первый пуск GSLV Mark III намечен на 2013 год.

В 2013 году ISRO намерено выполнить около десятка миссий, включая отправку к марсу автоматического зонда. К 2017 году Индия намерена вложить в космические программы около 3 млрд. $. При том, что страна является одним из лидеров в производстве и применении композиционных материалов в аэрокосмической сфере, она остро нуждается в технологической поддержке в тех областях, где ресурсов, знаний и опыта недостаточно. Все вместе делает Индию привлекательным партнером в совместных космических проектах. Индийская пресса не без оснований отмечает, что ближайшие пять лет станут наилучшим временем для реализации совместных проектов в области космической деятельности.

Среди других перспективных направлений возможного сотрудничества – пилотируемые полеты и многоразовые ракетно-космические системы. Как известно, ISRO планировало выполнить первую орбитальную пилотируемую миссию в 2015 году. С этой целью с Роскосмосом были заключены соглашения о технической поддержке проекта. Однако технические проблемы и финансовые трудности в Индии заставили пересмотреть сроки: сейчас полет первого индийского космонавта намечен на 2017 год. Индийцы также рассматривают миссии в дальний космос, которые должны увенчаться высадкой человека на Луну, возможно, к 2020 или 2025 году.

Однако в стране растет оппозиция этим планам, официально, кстати говоря, так и не одобренным. Оппозиционеры считают, что лунный пилотируемый проект принесет лишь репутационный выигрыш, и тот не слишком большой, тогда как технологические приобретения от грандиозной программы неочевидны.

Тем не менее, амбициозные программы ISRO предусматривают строительство нескольких новых стартовых площадок, центра управления полетами, центра подготовки космонавтов. Во всех этих проектах Россия может принять участие. Не меньше перспектив открывается для сотрудничества в таком направлении, как многоразовые ракетно-космические системы, которые считаются в Индии весьма перспективными. В настоящее время в стране изучаются многоразовые системы RLV-TD (Reusable Launch Vehicle Test Demontrator) и AVATAR (Aerobic Vehicle for Hypersonic Aerospace TrAnspoRtation). Первая – «ближнего прицела» – направлена на создание технологического демонстратора многоразовой ступени с ракетными двигателями. Вторая более амбициозна: в рамках этой программы изучаются проекты средств выведения с воздушно-реактивными двигателями.

Директор Космического центра имени Викрама Сарабхаи доктор Вееранган отметил: «Разработка системы высокотемпературной тепловой защиты, новых облегченных материалов с высокой прочностью, систем наведения и управления, а также двигательной установки с воздушно-реактивным двигателем является основными проблемами в усилиях по сокращению затрат на запуск космических миссий. На данный момент стоимость запуска 1 кг полезного груза на орбиту составляет 20 тыс. $, и очень немногие страны могут себе это позволить. Продолжающиеся усилия в США. Европе и Индии направлены на снижение этих затрат первоначально до 2 тыс. $ за кг полезной нагрузки и в конце концов до 200 $ за кг полезной нагрузки. Для этого требуется высокотемпературная теплозащита хорошего качества, особенно для ситуаций как гиперзвуковое возвращение, где материал подвергается воздействию очень высоких температур и нагрузок».

У России есть определенный задел по многоразовым ракетно-космическим системам, который можно предложить индийским партнерам: наработки в области гиперзвуковой аэродинамики и многоразовой теплозащиты, водородные и метановые ЖРД, методики расчетов и многое другое.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru