«Синяя птица». Поисково-эвакуационные машины типа ПЭМ

Фоторепортаж с празднования 100-летия ВВС в Екатеринбурге
© фото Алексея Хлопотова, 2012 г.
Специально для сайта «Отвага»
Любое заимствование и использование размещаемых здесь фотоматериалов – только с разрешения администрации сайта «Отвага» и автора фотографий

 

Помимо авиационной и прочей техники, на территории аэропорта Уктус в Екатеринбурге были продемонстрированы колесные машины повышенной проходимости типа ПЭМ с бортовыми номерами 96 и 100. Они выделялись ярким сине-голубым цветом пластиковых кузовов, ассоциируясь в сознании с мифической «синей птицей». Для наибольшей наглядности на грузовой платформе ПЭМ-2 был установлен макет спускаемого аппарата космического корабля «Союз». Кроме того, кабины обеих машин были обклеены значительным количеством эмблем космических полетов, в программе которых они принимали непосредственное участие.

Автомобили ПЭМ были спроектированы и построены конструкторами завода ЗиЛ еще в Советском Союзе специально для поиска и эвакуации приземлившихся спускаемых аппаратов и их экипажей. Официально комплекс «490» поисково-эвакуационных машин ПЭМ-1 (6х6), ПЭМ-2 (6х6), ПЭМ-3 (гусеничный снегоболотоход) был принят на снабжение в Советскую армию При­казом Минобороны СССР № 0101 от 17 апреля 1985 года.

ПЭМ-1 и ПЭМ-2 имеют общую конструкцию и представляют собой плавающие автомобили высокой проходимости с колесной формулой 6×6. Их отличия заключаются в целевом назначении – ПЭМ-1 (ЗиЛ-49061) имеет пассажирский салон, а ПЭМ-2 (ЗиЛ-4906) – грузовую платформу. Корпуса машин выпол­нены из полиэфирной смолы, армированной стекловолокном, ра­мы изготовлены из алюминиевого сплава АМГ-61. Такое техническое решение сочетает в себе высокую конструкционную прочность со значительно сниженным весом, устойчивость к коррозии и долговечность.

Машины могут выполнять поставленные задачи автономно или взаимодействуя с поисковыми самолетам (вертолетами). Поиск может осуществляться в степной, лесистой, пустын­ной, болотистой местности, на акваториях внутренних водо­емов или на снежной целине в различных метеоусловиях и разное время суток. Основной район базирования при этом может располагаться на расстоянии300 километров от места поиска.

Для увеличения эффективности поисковых работ машины обо­рудуются несколькими системами: навигационной системой «Квадрат», автоматическими радиокомпасом АРК-УД, радиопе­ленгаторами «Пеликан», НКПУ-1 и КАР-1, а также радиостан­циями Р-855УМ, «Коралл», «Журавль» и светотехническим оборудованием.

 


 

 

ПОИСКОВО-ЭВАКУАЦИОННАЯ МАШИНА «ПЭМ-1»

 

Поисково-эвакуационная машина ПЭМ-1 предназначена для поиска спускаемого аппарата и космонавтов, транспортировки к месту приземления приводнения спускаемого аппарата опера­тивно-технической группы, оказания помощи космонавтам и эвакуации их к основным транспортным средствам.

На машине ПЭМ-1 установлена пассажирская кабина, обо­рудованная местами для размещения пассажиров, системой кондиционирования и подогрева воздуха, поисково-­спасательным имуществом и снаряжением, а также оборудо­ванием для швартовки к спускаемому аппарату на плаву.

 

Основные тактико-технические характеристики:

Экипаж – 3 чел.

Пассажировместимость – 10 чел.

Мощность двигателя –150 л.с.

Максимальная скорость – 50 км/ ч

Авиатранспортабельность – Ил-76, Ан-12, Ми-26

Масса с экипажем и оборудова­нием –8425 кг

Дальность хода по контрольному расходу топлива, час

- по шоссе –1000 км

- по грунту –550 км

- по снегу –360 км

Вид топлива – бензин Аи-92

 

 

ПОИСКОВО-ЭВАКУАЦИОННАЯ МАШИНА «ПЭМ-2»

 

Поисково-эвакуационная машина ПЭМ-2 предназначена для поиска и эвакуации спускаемого аппарата, транспортировки в район приземления поисково-эвакуационной машины ПЭМ-3.

Машина ПЭМ-2 оборудована гидравлической крановой уста­новкой грузоподъемностью 3,4 тонны для погрузки (выгрузки) спускаемого аппарата и ПЭМ-3, транспортируемых на ПЭМ-2.

 

Основные тактико-технические характеристики:

Экипаж – 3 чел.

Мощность двигателя –150 л.с.

Максимальная скорость – 50 км/ ч

Авиатранспортабельность – Ил-76, Ан-12, Ми-26

Масса с экипажем и оборудова­нием –8425 кг

Дальность хода по контрольному расходу топлива, час

- по шоссе –1000 км

- по грунту –550 км

- по снегу –360 км

Вид топлива – бензин Аи-92

 


ФОТООБЗОР И ФОТОДЕТАЛИЗАЦИЯ


ПОИСКОВО-ЭВАКУАЦИОННАЯ МАШИНА «ПЭМ-1»
ПОИСКОВО-ЭВАКУАЦИОННАЯ МАШИНА «ПЭМ-2»

© фото Алексея Хлопотова


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru