Помимо авиационной и прочей техники, на территории аэропорта Уктус в Екатеринбурге были продемонстрированы колесные машины повышенной проходимости типа ПЭМ с бортовыми номерами 96 и 100. Они выделялись ярким сине-голубым цветом пластиковых кузовов, ассоциируясь в сознании с мифической «синей птицей». Для наибольшей наглядности на грузовой платформе ПЭМ-2 был установлен макет спускаемого аппарата космического корабля «Союз». Кроме того, кабины обеих машин были обклеены значительным количеством эмблем космических полетов, в программе которых они принимали непосредственное участие.
Автомобили ПЭМ были спроектированы и построены конструкторами завода ЗиЛ еще в Советском Союзе специально для поиска и эвакуации приземлившихся спускаемых аппаратов и их экипажей. Официально комплекс «490» поисково-эвакуационных машин ПЭМ-1 (6х6), ПЭМ-2 (6х6), ПЭМ-3 (гусеничный снегоболотоход) был принят на снабжение в Советскую армию Приказом Минобороны СССР № 0101 от 17 апреля 1985 года.
ПЭМ-1 и ПЭМ-2 имеют общую конструкцию и представляют собой плавающие автомобили высокой проходимости с колесной формулой 6×6. Их отличия заключаются в целевом назначении – ПЭМ-1 (ЗиЛ-49061) имеет пассажирский салон, а ПЭМ-2 (ЗиЛ-4906) – грузовую платформу. Корпуса машин выполнены из полиэфирной смолы, армированной стекловолокном, рамы изготовлены из алюминиевого сплава АМГ-61. Такое техническое решение сочетает в себе высокую конструкционную прочность со значительно сниженным весом, устойчивость к коррозии и долговечность.
Машины могут выполнять поставленные задачи автономно или взаимодействуя с поисковыми самолетам (вертолетами). Поиск может осуществляться в степной, лесистой, пустынной, болотистой местности, на акваториях внутренних водоемов или на снежной целине в различных метеоусловиях и разное время суток. Основной район базирования при этом может располагаться на расстоянии300 километров от места поиска.
Для увеличения эффективности поисковых работ машины оборудуются несколькими системами: навигационной системой «Квадрат», автоматическими радиокомпасом АРК-УД, радиопеленгаторами «Пеликан», НКПУ-1 и КАР-1, а также радиостанциями Р-855УМ, «Коралл», «Журавль» и светотехническим оборудованием.
ПОИСКОВО-ЭВАКУАЦИОННАЯ МАШИНА «ПЭМ-1»
Поисково-эвакуационная машина ПЭМ-1 предназначена для поиска спускаемого аппарата и космонавтов, транспортировки к месту приземления приводнения спускаемого аппарата оперативно-технической группы, оказания помощи космонавтам и эвакуации их к основным транспортным средствам.
На машине ПЭМ-1 установлена пассажирская кабина, оборудованная местами для размещения пассажиров, системой кондиционирования и подогрева воздуха, поисково-спасательным имуществом и снаряжением, а также оборудованием для швартовки к спускаемому аппарату на плаву.
Основные тактико-технические характеристики:
Экипаж – 3 чел.
Пассажировместимость – 10 чел.
Мощность двигателя –150 л.с.
Максимальная скорость – 50 км/ ч
Авиатранспортабельность – Ил-76, Ан-12, Ми-26
Масса с экипажем и оборудованием –8425 кг
Дальность хода по контрольному расходу топлива, час
- по шоссе –1000 км
- по грунту –550 км
- по снегу –360 км
Вид топлива – бензин Аи-92
ПОИСКОВО-ЭВАКУАЦИОННАЯ МАШИНА «ПЭМ-2»
Поисково-эвакуационная машина ПЭМ-2 предназначена для поиска и эвакуации спускаемого аппарата, транспортировки в район приземления поисково-эвакуационной машины ПЭМ-3.
Машина ПЭМ-2 оборудована гидравлической крановой установкой грузоподъемностью 3,4 тонны для погрузки (выгрузки) спускаемого аппарата и ПЭМ-3, транспортируемых на ПЭМ-2.
Основные тактико-технические характеристики:
Экипаж – 3 чел.
Мощность двигателя –150 л.с.
Максимальная скорость – 50 км/ ч
Авиатранспортабельность – Ил-76, Ан-12, Ми-26
Масса с экипажем и оборудованием –8425 кг
Дальность хода по контрольному расходу топлива, час
- по шоссе –1000 км
- по грунту –550 км
- по снегу –360 км
Вид топлива – бензин Аи-92
ФОТООБЗОР И ФОТОДЕТАЛИЗАЦИЯ
ПОИСКОВО-ЭВАКУАЦИОННАЯ МАШИНА «ПЭМ-1» | ||
ПОИСКОВО-ЭВАКУАЦИОННАЯ МАШИНА «ПЭМ-2» | ||
© фото Алексея Хлопотова