Обнаружить и уничтожить

© Олег Желтоножко, Владислав Белогруд. Фото авторов
Специально для сайта «Отвага»

Любое заимствование и использование размещаемых здесь фотоматериалов – только с разрешения администрации сайта «Отвага» и авторов фотографий

 

 

Учения истребителей-перехватчиков МиГ-31 с привлечением авиационного комплекса дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50 прошли 7 марта в небе Пермского края, Челябинской и Свердловской областей. В ходе учений перехватчики авиагруппы, дислоцированной в Пермском крае, во взаимодействии с самолетом А-50 осуществляли перехват звена самолетов условного противника и отрабатывали защиту комплекса ДРЛОиУ от их атак.

Согласно легенде учений, воздушный противник наносил авиационный удар с различных направлений по прикрываемым объектам в 300-километровой зоне, над которой несли боевое дежурство авиакомплекс А-50 и перехватчики. Всего в этом учении приняли участие 20 экипажей авиационной группы «Сокол», известной также как «Большое Савино», главной задачей которой является боевое дежурство по противовоздушной обороне административных, промышленных и военных объектов в зоне ответственности Центрального военного округа.

Экипаж А-50 обнаруживал, идентифицировал и выдавал целеуказания экипажам истребителей на поражение одиночных и групповых целей. Пилоты МиГов выполняли перехваты в условиях радиоэлектронного подавления на высотах от 2 до 9 км. Длительность воздушных боев была небольшой и не превышала 20-25 минут.

Особое значение постоянной боевой готовности ВВС России в последнее время только возрастает. Все увеличивающаяся интенсивность учебно-боевой работы авиации направлена не только на обеспечение боеготовности при решении определенных задач, но и ориентирована на как можно более полное освоение всех методов и способов боевого применения. К числу задач, значительно увеличивающих боевые возможности истребителей-перехватчиков МиГ-31, относятся, например, такие, как дозаправка в воздухе и боевое применение во взаимодействии с самолетами ДРЛОиУ. И если дозаправка в воздухе постепенно становится все более обычным упражнением, то освоение управления группой истребителей с борта А-50 – пока не настолько часто отрабатываемое упражнение.

Официально принятое название А-50, как системы, звучит так: «авиационный комплекс радиолокационного дозора и наблюдения (АК РЛДН)». В ВВС России этот комплекс призван выполнять задачи воздушного пункта управления авиацией, пункта наблюдения, РЛС воздушного базирования и пункта управления истребителями в воздушном бою.

Используемые в качестве воздушного радара самолеты ДРЛОиУ способны существенно расширить радиолокационное поле, создаваемое наземными, а при контроле водной поверхности – корабельными РЛС. При резком изменении наземной обстановки и выходе сухопутных войск за пределы своего радиолокационного поля, самолет А-50 способен обеспечить радиолокационное прикрытие войск, а также контролировать воздушную обстановку в зонах труднодоступных для наземных средств. В случае выхода из строя наземных средств и возникновения разрывов радиолокационного поля самолеты ДРЛОиУ восстанавливают его и, кроме того, сами обеспечивают контроль воздушной обстановки далеко вглубь территории противника.

Таким образом, авиационный комплекс этого типа обеспечивает контроль воздушного пространства, информирует свои войска об обстановке и оповещает их об угрозе нападения с воздуха, и, наконец, непосредственно участвует в боевом управлении авиацией. Его роль в современных условиях чрезвычайно высока. Комплексы ДРЛОиУ, известные также по англоязычной аббревиатуре AWACS (Airborne Warning and Control System), являются приоритетными объектами в воздушном бою. Защита собственных самолетов этого назначения и нейтрализация самолетов противника, решающих аналогичные задачи, для ВВС любой страны – на первом месте.

Самолет А-50 с радиолокационным комплексом «Шмель» был принят на вооружение ВВС СССР в далеком 1989 году, сменив находящийся ранее в эксплуатации Ту-126, комплекс радиолокационного дозора и наблюдения (РЛДН) с аппаратурой «Лиана». При создании нового комплекса РЛДН было принято решение делать его на базе хорошо отработанного и надежного серийного военно-транспортного Ил-76, что позволило серьезно снизить стоимость такой разработки и упростить материально-техническое обеспечение при последующей эксплуатации серийных машин. Внешне новая машина отличается от стандартного Ил-76 грибообразной антенной обзорного радиолокатора в радиопрозрачном обтекателе, установленной на двух пилонах над центральной частью фюзеляжа. При этом, несмотря на столь значительное изменение аэродинамики, для А-50 удалось обеспечить летно-тактические характеристики не хуже базового варианта. Другое видимое отличие заключается в том, что установка пилотажно-навигационного комплекса «Пунктир» потребовала изменений в носовой части фюзеляжа, из-за чего кабина штурмана лишилась значительной части остекления. Осталось лишь небольшое окно по правому борту.

Экипаж самолета А-50 состоит из 15 человек. Он делится на летный экипаж (два летчика, бортинженер, бортрадист и штурман), и тактический экипаж – боевой расчет. По левому борту самолета расположены последовательно по 3 рабочих места операторов сопровождения (один из них – старший) и штурманов наведения (офицеров боевого управления, один – старший), сидящих плечом к плечу, боком к полету. По правому борту – рабочие места операторов-инженеров связи, радиотехнического комплекса, локатора, а также – командира боевого расчета, сидящих лицом к полету в некотором подобии индивидуальных кабин.

От радиолокационного излучения, или же – микроволн сверхвысоких частот (СВЧ), создаваемых работающей РЛС, экипаж защищен с помощью нескольких технологических приемов. Необитаемый аппаратурный отсек в хвостовой части самолета отделен защитной сеткой от отсека, где находится экипаж. Иллюминаторы кабины штурмана, основного и аварийных выходов, боковые и верхние прозрачные секции фонаря пилотской кабины (кроме передних и сдвижных форточек) снабжены стеклом с металлизацией и поэтому имеют характерный золотистый оттенок.

Автоматизированные рабочие места операторов снабжены крупноформатными цветными индикаторам на электронно-лучевых трубках. Цифровой вычислительный комплекс построен с использованием БЦВМА-50, выполненной на гибридных микросхемах. БЦВМ выдает обработанную информацию на экран индикаторов в буквенно-цифровом и плановом (панорамном) видах. Сюда же выводятся данные о взаимодействующих истребителях – номер, курс, высота, скорость, остаток топлива. Имеется аппаратура документирования данных. Взаимодействие А-50 с перехватчиками может быть по фиксированным автоматизированным каналам наведения, а так же – в ручном режиме при использовании обычных каналов связи с подачей команд в эфир голосом. А-50 может передавать по цифровым линиям связи через специальные приемно-передающие центры информацию о траектории движения целей на наземные КП АСУ видов вооруженных сил. Аппаратура комплекса устойчива к мерам радиолокационного подавления со стороны вероятного противника.

Самолет оснащен штангой дозаправки в воздухе, но реальная потребность в увеличении продолжительности пребывания в воздухе, которое и так составляет 4-6 часов, возникает крайне редко.

Оборонительного вооружения А-50 не имеет, поэтому нуждается в воздушном прикрытии своими истребителями.

Всего, за весь период производства, по данным авиационного реестра, было выпущено более 20 самолетов типа А-50. Их аппаратура, несмотря на сохранение функциональности, разумеется, устаревает, поэтому запланирована модернизация всего парка АК РЛДН А-50 до состояния А-50У, путем установки современного радиотехнического комплекса «Шмель-2». Эту аппаратуру для российских самолетов ДРЛОиУ разрабатывают предприятия, объединенные ныне в многопрофильный концерн «Вега».

Применением современных цифровых технологий в аппаратурном комплексе «Шмель-2» с заменой его некоторых частей, удалось уменьшить его массу, что, в свою очередь, позволяет увеличить дальность полета и время дежурства самолета в воздухе. Автоматизированные рабочие места операторов оснащаются современными ЖК-мониторами, которые позволяют более наглядно отображать воздушную обстановку в районе ведения боевых действий, оперативно реагировать на все изменения, и иметь под рукой все справочные данные для эффективной работы.

Кроме того, на А-50У (в отличие от А-50) оборудованы комнаты отдыха для экипажа и буфет с бытовым оборудованием. А вот бытовые условия обычного А-50 оставляют желать лучшего. Разрабатывается и новая версия самолета ДРЛОиУ А-100 «Премьер», построенного на базе нового Ил-76-МД-90А российского выпуска.

Самолеты А-50 являются непременными участниками всех проводящихся летно-тактических учений ВВС России, в том числе международных учений ШОС серии «Мирная миссия», а также совместных учений с НАТО серии «Бдительный орел».

В октябре 2013 года, «с подачи»  заместителя генерального конструктора концерна «Вега» Вартана Шахгеданова, были широко озвучены данные об интенсивности использования российских самолетов ДРЛОиУ. Начиная с 2011 года до момента того сообщения, самолеты А-50 выполнили более 150 учебно-боевых полетов и спецзаданий, произвели свыше 1000 наведений истребительной и ударной авиации на наземные, воздушные и надводные цели.

Сыгравший главную роль в сценарии проведенного тактического учения эскадрильи МиГ-31 самолет А-50 использовался с их же пермского аэродрома. Он перелетел лишь на короткий срок и сразу отправился дальше для выполнения следующих задач. Эта машина с бортовым номером «42» обычного, немодернизированного типа, вот уже длительное время, что называется «на виду». Ее замечали как во время выполнения многочисленных поставленных командованием задач, так и во время воздушных парадов. Людей, пилотирующих ее, и управляющих аппаратурой можно считать настоящей элитой российских ВВС. Командиром экипажа этого А-50 является майор Валерий Боровиков, у которого из 25 лет летного стажа, более 10 – именно на данном типе.

Опыт остальных членов экипажа не меньше. Майор Вячеслав Васькевич – старший бортинженер-оператор имеет за плечами 29 лет службы, инженер-оператор связи майор Олег Никонов – 28 лет стажа. Самый опытный в экипаже – майор Владимир Минаев, но и, например, оператор майор Иван Синельщиков и старший штурман майор Виталий Строй – не менее заслуженные специалисты.

Как рассказал начальник боевого расчета майор Иван Грабов, дома офицерам приходится бывать редко. Самолет выполняет огромное количество плановых, а еще больше – внеплановых  задач. Из-за высокой интенсивности боевой работы экипажи чаще всего сборные, всех возрастов, но все офицеры обязательно имеют не только высшее образование, но и значительный опыт работы на наземных РЛС. За плечами экипажа – полеты в Индию, Китай, участие в международных учениях, задания в Тихом океане и «за углом» – в полетах на Север, с облетом Норвегии в интересах флота. Работа с перехватчиками авиагруппы «Сокол» в Пермском крае – лишь очередной эпизод в боевой службе и самолет уже ждут в другом месте.

Зона учебных боев на состоявшемся учении была меньше, чем позволяют совместные возможности бортовой аппаратуры МиГ-31 и А-50. Это связано всего лишь с ограничением пространства, выделенного для полетов, а на самом деле эффективность связки МиГ-31 и А-50 может быть еще выше.

В свою очередь, командир корабля МиГ-31, подполковник Сергей Галиченко охарактеризовал состоявшееся тактическое учение как чрезвычайно полезное. Его опыт полетов на данном типе перехватчика составляет 3 года, но общий на перехватчиках – намного больше, если учесть МиГ-25, с которого пришлось переучиваться. Взаимодействовать с А-50, приходилось и ранее, но с каждым разом, эту задачу удается выполнять все лучше. Сегодня, летчики авиагруппы, разделившись на «своих» и «чужих» одновременно отрабатывали и атаку самолета ДРЛОиУ и его защиту. Помощь с А-50 оказалась очень полезна в построении тактического рисунка боя – в определении количества целей, их типа, принадлежности, высоты, направления, и  выбора среди них наиболее опасной и приоритетной. В результате, в сегодняшнем бою благодаря эффективному управлению и применению ряда тактических приемов, одиночному МиГу, прикрывавшему А-50, удалось успешно отразить атаки четырех противников с различных направлений.

Тактическое учение с привлечением части боевых машин авиагпуппы «Сокол» завершено. Однако, несмотря на то, что авиагруппа базируется в самом центре страны, другие ее самолеты остаются на боевом дежурстве. Выделенное дежурное звено с полной ракетной подвеской готово после получения приказа за считанные минуты приступить к выполнению реального боевого задания. В числе готовых к вылету машин – именной самолет «Сергей Сафронов», олицетворяющий преемственность поколений защитников уральского неба.

 

 
     

 

Фото © Олега Желтоножко и Владислава Белогруда

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru