Очередная «бомба» из ЮАР. Новый миннозащищенный БТР «Mbombe»

Сергей Суворов, кандидат военных наук
Журнал «Обозрение армии и флота» №5, 2014

 

Инженеры из Южной Африки, на сегодняшний день, обладают, наверное, самым большим опытом в области создания миннозащищенных колесных бронированных машин. Именно им принадлежит пальма первенства в создании такой техники. Пять лет назад, в сентябре 2010 года на международной выставке AAD, которая проводится в ЮАР раз в два года, был представлен натурный образец новой бронированной миннозащищенной машины «Mbombe», разработанной инженерами южноафриканской компании «Paramount Group».

Презентация новой машины сопровождалось множеством эпитетов, типа «Качественный скачок в технологии», ««Mbombe» – революция в конструкции бронированного автомобиля» и т.д. Впрочем, наверное, и правильно, излишняя скромность вряд ли повысит спрос на производимую продукцию, а конкуренты не будут расписывать достоинства чужой продукции, скорее наоборот. С другой стороны, знать сильные и слабые стороны техники, производимой конкурентами или просто другими компаниями, никогда лишними не будут. Тем более, что четыре года спустя после дебюта машины в Кейптауне, натурный образец «Mbombe» демонстрировался на выставке KADEX-2014 в столице Казахстана в г. Астане, как один из претендентов на занятие места в боевом строю Вооруженных сил Казахстана.

Прежде всего, следует отметить, почему разработчики представляют машину «Mbombe», как революционную в плеяде конструкций миннозащищенных бронированных машин. Ответ на этот вопрос прост – это первая машина такого класса, в конструкции которой используется плоское днище корпуса, а не V-образное. По различным данным, противоминная стойкость бронемашины «Mbombe» составляет от 10 до 14 кг ТНТ при подрыве под днищем или колесом и 50 кг ТНТ при подрыве в стороне от машины, правда, не уточняется на каком расстоянии. Такие высокие характеристики достигаются, как раз за счет применения новой революционной технологии, которая обеспечивает превосходную защиту от мин, не прибегая к традиционной V-образной форме днища. В чем суть новой технологии, естественно, не разглашается. «Возвращение» к плоскому днищу позволяет снизить силуэт машины до 2,4 м по крыше корпуса, ее заметность на поле боя и повышается поперечная устойчивость.

Бронированная машина «Mbombe» позиционируется разработчиками как многофункциональная, но, в первую очередь, как боевая машина, с превосходной защищенностью, подвижностью и огневой мощью. В общем плане, машина предназначена для транспортировки личного состава или грузов с заданным уровнем защиты.

 

Компоновка

 

Колесная бронированная миннозащищенная машина «Mbombe» имеет колесную формулу 6×6 и, по заявлениям разработчиков, является гибким инструментом использования как в обычной боевой обстановке, так и в условиях ведения асимметричных войн, для борьбы с терроризмом и выполнения миротворческих миссий. Машина может быть выполнена в конфигурации бронетранспортера, высокоэффективной боевой машины пехоты с комплексом вооружения смонтированном в дистанционно управляемом боевом модуле оснащенным крупнокалиберным пулеметом или малокалиберной автоматической пушкой.

Бронированный корпус машины разделен на три или четыре отделения (в зависимости от типа используемого комплекса вооружения). В носовой части оборудовано моторно-трансмиссионное отделение, в котором размещена силовая установка.

Отделение управления расположено сразу за моторно-трансмиссионным и отделено от него перегородкой. В просторном отделении управления размещаются механик-водитель и командир машины. Наблюдение за местностью и дорогой они могут осуществлять через сплошное лобовое бронированное стекло, обеспечивающее защиту по III уровню по STANAG. Кроме того, в отделении управления имеются два боковых бронестекла в левом и правом борту. Лобовое и боковые стекла отделения управления прикрыты противокумулятивными решетками, установленными на расстоянии 200-300 мм от стекол.

При установке одноместной обитаемой башни в центральной части бронированной машины «Mbombe» образуется боевое отделение, в котором размещается наводчик. При установке дистанционно-управляемого боевого модуля, место оператора модуля располагается в передней части десантного отделения.

Десантное отделение занимает пространство корпуса машины от боевого отделения до кормы. В нем могут размещаться 8 полностью экипированных пехотинцев или до 5,5 т груза. Для посадки и высадки экипажа и десанта имеется кормовая откидная дверь, которая при открывании превращается в трап со ступеньками. Кроме того, десант может для высадки в аварийных ситуациях использовать четыре люка в крыше десантного отделения. Других люков или дверей для посадки экипажа (механика-водителя и командира) конструкцией машины не предусмотрено.

Для наблюдения за полем боя и местностью из десантного отделения оборудовано по 4 смотровых окна с каждого борта и два окна на корме справа и слева от кормовой двери. Все окна выполнены из бронестекла а с наружи они еще и прикрыты противокумулятивными решетчатыми экранами.

Для повышения комфортности условий работы экипажа и десанта и для снижения его утомляемости, особенно в условиях высоких температур окружающего воздуха, в базовой комплектации машины установлена система кондиционирования воздуха с климат контролем. В системе используется кондиционер мощностью 15 кВт.

Широкое использование в конструкции машины узлов и агрегатов коммерческих автомобилей позволяет значительно снизить итоговую стоимость бронированного автомобиля «Mbombe».

В качестве дополнительных опций на бронированную машину «Mbombe» могут быть установлены: централизованная система подкачки шин, колеса с боестойкими вставками типа RunFlat, система ABS, топливный бак увеличенного объема (повышение запаса хода до 1100 км), комплекты дополнительной пассивной и/или активной защиты, автоматизированная система боевого управления

 

Защищенность

 

Защищенность экипажа и десанта, а также основной части важных систем и агрегатов машины обеспечиваются сварным бронированным корпусом с разнесенным бронированием. По утверждениям разработчиков в базовом варианте корпус машины обеспечивает защиту по III уровню по стандарту STANAG. При использовании дополнительного комплекта пассивной защиты можно повысить этот показатель до IV уровня, то есть обеспечивается защита от попадания пуль Б-32 калибра 14,5×114 мм, выпущенных из пулемета КПВТ с дальности 200 м. Кроме того, в характеристиках защитных свойств бронемашины «Mbombe» указывается, что обеспечивается защита от мин, самодельных взрывных устройств мощностью до 14 кг ТНТ, придорожных фугасов мощностью до 50 кг ТНТ и попаданий реактивных противотанковых гранат, выпущенных из РПГ. Если с утверждениями по минной защищенности с определенными оговорками, но можно согласиться, то с заявлениями разработчиков об обеспечении защиты от попадания гранат РПГ, не верится совсем.

На эту тему автору однажды уже приходилось беседовать с конструктором южноафриканской машины «Marauder». Он также утверждал, что машина «Marauder» выдерживает попадания реактивных кумулятивных гранат, выпущенных из РПГ-7 и это было подтверждено испытаниями. В ходе дальнейшей беседы выяснилось, что для испытаний машины было использовано 20 выстрелов к РПГ-7 неизвестных производителей. В общем все, что удалось найти в Южной Африке. При их отстреле, как выяснилось, три гранаты пробили защиту машины, а 17 – нет.

Позднее в беседе выяснилось, что 17 гранат, которые не пробили защиту машины, просто не сработали, то есть ударились в броню как болванки в инертном снаряжении. Но «замечательный» для таких случаев натовский стандарт STANAG 4569 гласит: «тест считается пройденным при отсутствии пробития в 50% случаев +1». Таким образом, в случае с «Marauder» было засчитано прохождение теста по обеспечению защиты от попадания реактивных противотанковых гранат РПГ-7, видимо так произошло и с «Mbombe». При этом такой уровень защиты обеспечивается в стандартной комплектации машины.

Для повышения живучести на поле боя, машина «Mbombe» оборудована автоматической системой обнаружения лазерного излучения и постановки дымовых (аэрозольных) завес.

 

Подвижность

 

Высокую подвижность 24-тонной бронированной машине обеспечивает мощный 450-сильный дизельный двигатель в сочетании с автоматической трансмиссией и колесной формулой 6×6 с независимой подвеской.

Подвеска машины выполнена на поперечных рычагах, торсионная с телескопическими гидроамортизаторами. Передние и последние пары колес выполнены управляемыми, что обеспечивает почти 8-метровой машине относительно небольшие радиусы поворота. Машина способна развивать на шоссе максимальную скорость до 100 км/ч (в зависимости от типа используемых шин) и имеет запас хода по топливу до 700 км.

Тормоза колес дисковые с пневматическим приводом. В базовом варианте машины установка системы ABS не предусмотрена.

Бронемашина «Mbombe», по российским меркам, имеет несколько небольшую глубину преодолеваемого брода без подготовки – всего 90 сантиметров. По сообщениям разработчиков, она может эксплуатироваться при температурах окружающего воздуха до +55°С, однако при этом нижний температурный предел не указывается.

По желанию заказчика на машину «Mbombe» могут быть установлены шины с боестойкими вкладками типа RunFlat.

 

Огневая мощь

 

Бронированная машина «Mbombe», как и все другие машины производства компании «Paramount Group», может быть оснащена комплексом вооружения. Разработчики «Mbombe» предлагают заказчикам выбор широкой гаммы вариантов вооружения машины – от 7,62 мм пулемета на простой штыревой установке вплоть до комплекса вооружения с 30-мм автоматической пушкой (причем нашей 2А42) стабилизированной в двух плоскостях и прицельно-наблюдательным комплексом, обеспечивающим боевую работу в любых погодных и ночных условиях. Также может быть установлен на машину и ПТРК с соответствующими системами.

В зависимости от требований заказчика, могут изменяться конструкция башни, в зависимости от конфигурации комплекса вооружения, могут устанавливаться ручные механические или электромеханические приводы наведения, либо устанавливаться дистанционно-управляемый боевой модуль.

 

 

 

Варианты боевой бронированной машины «Mbombe»

 

Бронетранспортер

В варианте бронетранспортера бронированная машина «Mbombe» сохраняет все свои защитные свойства. Как правило БТР не оснащается каким-либо комплексом вооружения, а для самозащиты используется ручной пулемет перевозимого в машине пехотного отделения.

В этом варианте «Mbombe» имеет максимальную полезную нагрузку, что позволяет использовать на машине дополнительную защиту для использования ее в операциях по поддержанию мира и по принуждению к миру в условиях угроз применения противником различных самодельных взрывных устройств (СВУ).

 

Машина огневой поддержки пехоты «Mbombe» IFSV

В варианте «Mbombe» IFSV (Infantry Fire Support Vehicle) машина оснащается комплексом вооружения с 30-мм автоматической пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом, устанавливаемом в одноместной обитаемой башне или в вынесенном дистанционно управляемом боевом модуле. По желанию заказчика вместо 7,62-мм спаренного пулемета может устанавливаться пулемет калибра 12,7 мм.

В состав комплекса вооружения машины огневой поддержки пехоты также входят прицельно-наблюдательный комплекс в составе низкоуровневой телекамеры, оптических приборов наблюдения и прицеливания, лазерного дальномера. Высокая точность стрельбы и вероятность попадания в цель с первого выстрела (очереди) повышены за счет применения в комплексе вооружения автоматизированной системы управления огнем (СУО).

Экипаж IFSV «Mbombe» состоит из командира машины, наводчика и механика-водителя. В десантном отделении размещаются 8 полностью экипированных пехотинцев.

 

Командно-штабная машина «Mbombe»

Командно-штабная машина (КШМ) «Mbombe» оснащена комплексом средств управления войсками соответствующего звена управления (рота или батальон или им соответствующего), который включает средства связи и другое электронное оборудование для непосредственного управления подчиненными и приданными подразделениями. Кроме того на машину устанавливаются вспомогательная силовая установка, телескопическое антенно-мачтовое

устройство и другое оборудование. В КШМ оборудованы рабочие места командира соответствующего звена и офицеров его штаба, оснащенные коммуникационными интерфейсами. Управление подразделениями может осуществляться в полной мере при работе КШМ на месте или в движении.

Командно-штабная машина «Mbombe» по своим защитным свойствам и показателям подвижности аналогична базовому образцу. По внешним признакам КШМ практически не отличается от других машин семейства «Mbombe», что повышает ее безопасность и живучесть в боевой обстановке.

Как правило на КШМ «Mbombe» для самозащиты устанавливается дистанционно-управляемый боевой модуль с 7,62-мм или 12,7-мм пулеметом в качестве основного оружия.

 

120-мм самоходный миномет «Mbombe»

120-мм самоходный миномет «Mbombe» предназначен для непосредственной огневой поддержки пехотных подразделений с закрытых огневых позиций. Он представляет собой базовое шасси бронированной машины «Mbombe», на которое установлены 120-мм дульнозарядный миномет и боеукладки с боекомплектом к нему.

Управление огнем и взаимодействие расчетов самоходных минометов «Mbombe» организуется в рамках концепции «выстрелил – ушел».

120-мм самоходный миномет «Mbombe» имеет такой же уровень защиты и подвижности, как и другие образцы машин семейства. В войсках самоходные минометы в рамках обеспечения жизненного цикла сопровождаются совместно предприятиями-изготовителями шасси и оружия.

 

Противотанковая машина огневой поддержки «Mbombe» AAFSV

Противотанковая машина огневой поддержки «Mbombe» AAFSV (Anti Armour Fire Support Vehicle) предназначена для повышения возможностей пехотных подразделений в борьбе с танками и другими бронированными средствами противника. Она оснащена дистанционно-управляемым боевым модулем с 4 пусковыми установками ПТУР противотанкового ракетного комплекса и 12,7-мм пулеметом. Прицельно-наблюдательный комплекс боевого модуля обеспечивает возможность стрельбы ПТУР днем или ночью на дальность до 5000 м.

Машина «Mbombe» AAFSV имеет такой же уровень защиты и подвижности, как и другие образцы семейства «Mbombe», что позволяет им действовать в едином боевом порядке с общевойсковыми подразделениями, при необходимость в качестве противотанкового резерва быстро выдвинуться на прикрытие флангов или на другие угрожающие направления. AAFSV также может успешно бороться с другими защищенными целями, такими как долговременные огневые сооружения, бункеры, а также с низколетящими вертолетами противника.

Основные технические характеристики бронемашины «Mbombe»

Хороший обзор из машины, обеспеченный наличием больших бронестекол, дает хорошие возможности по обнаружению и идентификации целей противника, а низкий профиль корпуса машины повышает ее живучесть на поле боя.

 

В 2010 году боевая машина «Mbombe» была принята на вооружение Южно-Африканских национальных сил обороны в варианте БТР, который может также быть переоборудован в санитарную машину.

На выставке KADEX-2014 в Казахстане машина «Mbombe» была представлена в варианте машины огневой поддержки пехоты (с 30-мм автоматической пушкой 2А42 и спаренным пулеметом ПКМ). Как выяснилось, с 2015 года такие машины планировалось собирать на совместном казахско-южноафриканском предприятии, которое хотят организовать в столице Казахстана. Таким образом, инженеры из ЮАР лишний раз показали свой профессионализм и дали повод обратить внимание на высокую конкурентоспособность создаваемой ими продукции.

 

 

 

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru