НЕШТАТНЫЕ ЗАЩИТНИКИ

«Гантраки» во Вьетнаме
И. Кедров
«Независимая газета» №35 за 2000 г.

УЧАСТНИКИ РАЗНЫХ ЛОКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
СОЗДАЮТ ОДИНАКОВЫЕ БОЕВЫЕ МАШИНЫ

 

 

«Неправильная» война порождает «неправильное» оружие, о необходимости создания которого военные теоретики, мыслящие категориями фронтовых операций и ядерных ударов, не могли и предполагать. Инициативу создания новых видов боевой техники берут на себя сами участники боевых действий, поскольку от ее наличия зависит жизнь солдат и офицеров.

В середине 60-х годов вооруженные силы США «всерьез и надолго» втянулись во вьетнамскую войну. Более чем полумиллионная американская группировка требовала постоянного и обильного снабжения боеприпасами, горючим, продовольствием, амуницией. Все это доставлялось морем в порты Южного Вьетнама, затем на грузовиках развозились в глубь страны, к военным базам и лагерям американских войск. Транспортные колонны, состоявшие иногда более чем из 200 автомашин и растягивавшиеся по шоссе на 15 километров, стали излюбленными целями для нападений партизан. На одном из самых опасных направлений действовали подразделения американской 8-й транспортной группы.

Она прибыла во Вьетнам в октябре 1966 г. и сразу же приступила к перевозкам из прибрежного города Куинян на север, в район Бонгшона, и на юг к Туйхоа по дороге №1, а также на запад по дороге №19 к городам Анкхе и Плейку. Ежемесячно грузовики группы перебрасывали более 90 тыс. тонн боеприпасов, стройматериалов, топлива и других грузов. О напряжении, с которым работали автотранспортные подразделения, говорит тот факт, что водители проводили за рулем иногда по 17-20 часов все семь дней в неделю. Дорога №19 была наиболее сложной и опасной из всех магистралей, по которым им приходилось передвигаться. От побережья она шла в горы, проходя по нескольким перевалам. Обстрелы и подрывы были здесь обычным делом. Особенно тяжелым считался отрезок пути от города Анкхе до перевала Мангджанг, за что водители и прозвали его «Аллеей засад».

Обычно безопасность транспортных колонн обеспечивали подразделения военной полиции. Однако для того, чтобы надежно защитить грузовики 8-й группы на дороге №19, у них не хватало ни людей, ни вооружения. Блокпосты, расставленные по этому шоссе, могли уберечь автомобили только на небольших участках.

К концу лета 1967 г. въетконговцы, действовавшие в районе дороги №19, начали крупную операцию с целью перерезать эту важную для американских войск транспортную артерию. 2 сентября колонна, возвращавшаяся из Плейку порожняком, попала под массированный обстрел в «Аллее засад». В результате нападения погибли 7 водителей, 17 получили ранения, было разбито около 30 грузовиков. В этот день 8-я транспортная группа понесла самые тяжелые потери за год своего пребывания во Вьетнаме.

Проанализировав причины столь печального итога и действующую тактику прохождения колонны, командование 8-й группы разработало концепцию применения «усиленных конвоев». В них входили транспортные автомобили, связные джипы и «гантраки» (guntruck – буквально «пушечный грузовик», – прим. «Отваги») – армейские грузовики М35 грузоподъемностью 2,5 тонны, в кузовах которых устанавливались два пулемета М60, прикрытые мешками с песком. 8-я группа была не первым американским подразделением во Вьетнаме, начавшим использовать подобного рода импровизированные боевые машины, однако именно она стала применять их в массовом количестве.


Вооруженный двумя 7,62-мм пулеметами М60, одним 12,7-мм пулеметом М2 и обшитый бронелистами пятитонный грузовик М54 из 444-й транспортной роты 27-го транспортного батальона 8-й моторизованной транспортной группы. Такие машины здорово усиливали оборонительные возможности американских конвоев во Вьетнаме, но вместе с тем снижали «перевозочные» способности транспортных подразделений, так как переоборудовались из обычных грузовиков.

 


Экипаж «гантрака» состоял из командира в звании сержанта, водителя и двух пулеметчиков. Ему предписывалось открыть огонь по неприятелю в первые три минуты после нападения. И если водители обычных грузовиков старались как можно быстрее Выбраться из-под обстрела, то «гантраки», наоборот, оставались на месте, стараясь прикрыть поврежденные машины и их водителей.

Количество «гантраков» в колоннах все время увеличивалось. Оптимальным было признано наличие одного вооруженного грузовика на каждые 10 транспортных автомобилей.

После нескольких недель использования первых «гантраков» стало ясно, что защита из мешков с песком неэффективна. Во влажном, дождливом вьетнамском климате песок впитывал много воды, утяжеляя конструкцию и тем самым ухудшая подвижность машины, столь необходимую при стычках с партизанами. Положение изменилось после того, как один из уоррент-офицеров 8-й группы обнаружил на складе запчастей несколько листов брони и предложил наварить их на один из «гантраков». В октябре 1967 г. все вооруженные грузовики получили бронезащиту.

Как правило, бронекорпус «гантрака» представлял собой прямоугольную коробку, смонтированную взамен грузовой платформы. Броней также прикрывались двери и пол шоферской кабины. В бортах бронекузова делались вырезы в местах установки М60. В экипаж также был введен гранатометчик, вооруженный 40-мм гранатометом М79. По первому опыту использования «гантраков» изменили тактику их применения. Экипажам разрешалось занимать любое место в ордере транспортного конвоя, чтобы противник при подготовке засады не мог заранее рассчитать, на каком месте колонны следует сосредоточить огонь.


Совершенно оригинальная версия «гантрака» – «Coyote Dusters» – бронеранспортер М113, установленный в кузове 5-тонного грузового автомобиля. Комбинация «грузовик-БТР» использовалась американцами в системе обороны Камрани во Вьетнаме в 1971 году. (рисунок взят из выпуска военно-технической серии «Война во Вьетнаме»)

 

 


Гантрак «Nancy» – автомобиль М35 грузоподъемностью 2,5 тонны. В кузове установлена 12,7-мм счетверенная пулеметная установка (такое оружие появилось еще во время Второй Мировой войны на полугусеничных бронетранспортерах), в кабине – 7,62-мм пулемет М60. Машина принадлежит 444-й транспортной роте 27-го транспортного батальона 8-й моторизованной транспортной группы. Вьетнам.

 

 


«Gamblers» – еще один вооруженный грузовик М35 из 444-й транспортной роты 27-го транспортного батальона 8-й моторизованной транспортной группы. Кузов машины забронирован, вооружение включает как минимум два пулемета М60 и один 12,7-мм М2НВ «Браунинг» над кабиной. Вьетнам.

 

 

 

 


Первое настоящее испытание выпало на долю экипажей «гантраков» 24 ноября 1967 г. Автоколонну, приближавшуюся к «Аллее засад», внезапно атаковала рота въетконговцев. Первый грузовик, груженный артиллерийскими снарядами, был подбит выстрелом из гранатомета. Экипажи «гантраков» открыли огонь по нападающим, и после двадцатиминутного боя противник начал отступать. Его потери составили 41 человек убитыми. Четырех раненых партизан американцы взяли в плен. В конвое 17 «джи-ай» получили ранения. 10 грузовиков, включая 4 «гантрака», были разбиты или повреждены. В рапорте, написанном после этого боя, командир 8-й группы сообщал, что только быстрая реакция и большая огневая мощь конвоя спасла его от уничтожения.

Накапливая опыт эксплуатации «гантраков», американцы совершенствовали их конструкцию и тактику применения. Для того чтобы повысить подвижность этих маневренных огневых точек, в 8-й группе начали бронировать автомобили М51 грузоподъемностью 5 тонн. Бронекорпус стал использоваться не только для установки вооружения. В нем перевозились запчасти, вода, масло, огнетушители. Тем самым «гантраки» превращались еще и в своеобразные БРЭМы. Для защиты от огня вьетнамских РПГ-7 борта некоторых машин стали прикрывать разнесенной броней.

Однако основные изменения были направлены на усиление огневой мощи этих боевых машин. Помимо М60 их стали оснащать 12,7-мм пулеметами М2НВ. На некоторых «гантраках» эти пулеметы появились в варианте счетверенных зенитных установок М16 (снятых с полугусеничных транспортеров времен Второй Мировой войны – прим. «Отваги»). В 8-й группе построили 7 грузовиков с таким вооружением. На несколько машин поставили шестиствольные 7,62-мм установки «миниган» со скорострельностью 6 тыс. выстрелов в минуту и как нельзя лучше подходившими для «огневой зачистки» вьетнамской «зеленки».

С повышением боевой эффективности «гантраков» возрастала и нагрузка на их экипажи. Они защищали теперь не только конвои днем, но и пункты дислокации транспортных рот ночью. Между тем создание и применение вооруженных грузовиков всегда рассматривалось лишь как временная мера, до тех пор, пока для охраны колонн не найдется достаточного числа штатных эскортных бронемашин V-100. Однако до конца войны во Вьетнаме транспортные подразделения так и не получили их в необходимых количествах, и основным средством обороны автоколонн оставались «гантраки».


 

Обшитый броней автомобиль М37 грузоподъемностью 3/4 тонны из 444-й транспортной роты 27-го транспортного батальона 8-й моторизованной транспортной группы. Машина вооружена одним 7,62-мм пулеметом М60 на турели. Вьетнам.

 

 

 

 


 

Бронированный джип из 560-й роты военной полиции 18-й бригады ВП, вооруженный двумя пулеметами, патрулирует шоссе №19. На борту написано имя «California Dreamer», присвоенное машине экипажем. Лобовой бронещиток откинут на капот мотора. Вьетнам.

 

 


 

Однако применение вооруженных грузовиков имело и свои отрицательные стороны. Они все время своего существования оставались нештатными, неофициальными боевыми единицами. Их экипажи набирались из водителей и обслуживающего персонала транспортных рот, автомобили для бронировки снимались с работы по перевозкам. Экипажи «гантраков» составляли до 15% от штатной численности подразделений. Возможности 8-й группы по перевозке необходимых грузов снижались, что сильно изматывало личный состав, износ техники увеличивался.

«Технари» группы, занимавшейся бронировкой грузовиков, испытывали постоянные трудности с материалами. Достать бронелисты необходимых размеров и в нужном количестве было непросто. Иногда для изготовления «гантраков» использовали корпуса неисправных бронетранспортеров. Такой вариант считался наиболее удачным.

Любовь американских солдат давать своей технике личные имена проявилась и в отношении «гантраков». Их борта украшали различного рода рисунки и надписи: «Катафалк дядюшки Хо», «Колесница дьявола», «Железная бабочка». У солдат пользовались популярностью также самодельные неофициальные нашивки, говорившие о принадлежности к экипажу «гантрака».

Спустя несколько лет после того, как джи-ай покинули Вьетнам, с необходимостью обеспечить безопасность транспортных колонн путем вооружения обычных грузовиков столкнулись советские солдаты в Афганистане. Это был не первый опыт создания «гантраков» в нашей стране. В конце 1941 г. в Ленинграде забронировали некоторое количество автомобилей ЗИС-5, в кузовах которых размещали 45-мм противотанковые пушки или морские артиллерийские установки того же калибра. Правда, эти машины использовались не для охраны колонн, а как эрзац-танки на Ленинградском фронте.

В Афганистане в кузовах обычных армейских «КамАЗов», «Уралов», ЗИЛ-131, а поначалу и ЗИЛ-130 монтировались спаренные 23-мм зенитные установки ЗУ-23-2. Некоторые автомашины прикрывались кусками брони, часто взятой от разбитых БМП или БТР. Отечественные «гантраки», иногда называемые «афганские САУ», активно применялись во время первой чеченской войны.

Они распространены на Северном Кавказе и сейчас. В транспортные колонны, колесящие по дорогам Чечни, обычно включают пару вооруженных грузовиков – в середине и в конце конвоя. Как и в случае с американскими «гантраками», их использование фактически никак не регламентируется вышестоящими инстанциями.

 


см. также Русские «гантраки»: от Афгана до Чечни, Бронезащищённые автомобили«Тачанки» российской пехоты


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru