Броня «крылатой пехоты» в боях

www.otvaga2004.ru
По материалам: Максим Саенко. Броня «крылатой пехоты». Техника и вооружение 2006, 2007 гг.

 

Взрыв фугаса под головным бронетранспортером не оставил никаких сомнений: колонна с продовольствием и медикаментами, сопровождаемая мотострелковым взводом федеральных войск, попала в засаду чеченских боевиков. Бронетранспортер завалился на левый борт, солдаты с криками прыгают в кювет, отстреливаясь во всех направлениях от невидимого пока противника. Вслед за головным загорелся БТР-80, замыкающий колонну. С правой стороны дороги боевиками велся непрерывный огонь из автоматического оружия и гранатометов.

Лейтенанта, командира взвода, с перебитыми ногами выбросило взрывной волной из командирского люка. Придя в себя после удара о камни, лейтенант увидел своих солдат, беспорядочно метавшихся вдоль колонны, закричал: «За машины! Всем укрыться в кювете за машинами! За…»

Контуженный взрывной волной разорвавшейся рядом гранаты, лейтенант замолчал и уткнулся лицом в грунт.

Постепенно все, кто мог передвигаться, укрылись от огня за машинами и в кюветах по левой стороне. Радист, склонившись над радиостанцией, перекрикивая грохот боя, вызывал подкрепление с ближайшего блокпоста.

Боевики, ведя плотный огонь, поджигали одну за другой машины в колонне. Если кто из раненых, оставшихся справа от колонны, подавал признаки жизни, пулеметчик «прошивал» его очередью. И только вокруг лейтенанта, терявшего от боли сознание, не поднимались фонтанчики от пуль – он стал приманкой. Санинструктор и два солдата, пытавшихся вытащить раненого командира с линии огня, без движения лежали возле объятого пламенем бронетранспортера.

Увлекшись разгромом колонны, боевики не сразу заметили за клубами дыма и гари спешно приближавшиеся со стороны блокпоста боевые машины с десантниками на броне. На максимальной скорости БМД-1П неслись на выручку попавшей в беду колонне. Вот гулким эхом раскатился выстрел 73-мм орудия головной машины, на позиции боевиков поднялся первый взрыв. Десантники на ходу спрыгивали с машин и автоматно-пулеметным огнем быстро прижали боевиков к земле. Обе БМДшки ощетинились огнем пулеметов.

Головная машина, обдав раненого лейтенанта градом щебня, пронеслась мимо в конец колонны. Вторая БМД резко затормозила возле раненого, одновременно довернула влево и пол-оборота носом к противнику и упала «брюхом» на землю. В ту же минуту корпус БМД принял на себя пулеметную очередь, предназначавшуюся лейтенанту. Башня БМДшки быстро повернулась в сторону противника, выстрел из орудия, взрыв на позиции боевиков – и бандитский пулемет замолчал навсегда. Два десантника спрыгнули, подхватили раненого и уложили в туннель над двигателем БМД под защиту брони. Запах солярки и пороховых газов из приоткрытого кормового люка вывел лейтенанта из оцепенения.

БМД с раненым на броне начала медленно двигаться задним ходом, уходя с линии огня. Из лежащего на сиденье шлемофона до лейтенанта донеслись четкие команды командира десантников из первой БМД: «Ползун-2. Пятнадцать-ноль-ноль, триста – РПГ!». БМДшка рванулась вперед и вправо, под защиту догоравшего бронетранспортера. Лейтенант с ужасом ощутил, как машина проваливается вниз. Доли секунд показались вечностью: БМД снова опустилась «на брюхо», полностью спрятавшись за покореженным корпусом БТР-80. В этот же момент в нескольких сантиметрах над крышей башни пролетела реактивная граната и разорвалась за дорогой. «Что вытворяет!» – подумал лейтенант про механика-водителя БМД. Звук работающего электропривода, глухой выстрел из орудия, звон поддона, упавшего в гильзозвеньесборник, еще выстрел, заставивший навек замолчать обнаглевшего гранатометчика, – это последние звуки боя, навсегда оставшиеся в памяти лейтенанта…

Сознание вернулось к раненому, когда его бережно снимали с брони БМД и укладывали на носилки. Вот его несут мимо машины в приземлившийся рядом вертолет. Из люка механика-водителя выглядывает закопченное усатое лицо прапорщика в зеленом шлемофоне.

«Спасибо, прапор», – тихо произнес лейтенант. – «Скажи спасибо нашему алюминиевому танку»…

 

Судьба машин семейства БМД сложилась так, что по своему прямому назначению они использовались только на учениях. Правда, боевым десантированием (и то посадочным способом) можно считать доставку десанта па аэродром Кабула в декабре 1979 года. Будучи штатными в частях ВДВ, БМД в Афганистане работали как «обычные» БМП и БТР.

Во времена, когда создавались БМД-1 (см. подробно >>>) и БТР-Д, предполагались войны и военные конфликты, в ходе которых друг другу будут противостоять сверхдержавы, а боевые действия будут одновременно разворачиваться на больших пространствах. Бронемашины десанта разрабатывались отнюдь не для прорыва подготовленной обороны противника или поддержки десантников в позиционных, по сути, боях, а для внезапной и стремительной атаки объектов в тылу противника, ведения дерзких рейдов и уничтожения вновь выявленных объектов.

В горах Афганистана БМД подтвердили свои хорошие ходовые качества, когда машины с десантом и грузом на броне брали сравнительно крутые подъемы, недоступные БМП-1 и БМП-2. Однако опыт Афганистана показал, что выделение БМД для сопровождения автоколонн малоэффективно: легкое бронирование и невысокая противоминная стойкость не соответствуют подобным задачам. Малая масса машины давала некоторое преимущество в условиях применения мин с взрывателями нажимного действия, но делала ее весьма чувствительной к близким взрывам фугасов. К тому же алюминиевые сплавы сильнее «боятся» пожаров, чем сталь. Так, например, оказались «пожароопасными» алюминиевые опорные катки, которые стали заменять на стальные. Пришлось десантникам прямо на войне пересаживаться на БМП и БТР-70/80.

Начиная с 1988 года, советские десантники принимали самое активное участие более чем в 30 операциях по разрешению национальных и военных конфликтов. Через «горячие точки», включая обе чеченские кампании, за это время прошло более 10 тысяч единиц техники.

Итоги второй кампании в Чечне, опыт российских миротворцев в Абхазии подтвердили давно наметившуюся тенденцию к повышению огневой мощи и защищенности БМД. Однако в связи с недостатком финансирования модернизация БМД и БТР-Д целиком и полностью ложится на плечи самих боевых подразделений. Вот и навешивают находчивые десантники на борта своих машин дополнительную защиту – ящики с боеприпасами, мешки с песком и рулоны сетки-рабицы, раскладывают но броне тубусы с реактивными гранатами и огнеметами, оборудуют дополнительные места для стрелков и кормовых пулеметчиков.

На рубеже XX-XXI веков произошла резкая смена приоритетов: на первый план вышли локальные конфликты, возникающие на этнической и религиозной почве, антитеррористические операции, борьба с наркомафией и пиратством, охрана границ и стратегических объектов, требующие немедленной переброски частей и соединений в район конфликта. Связанные с этим события разворачиваются в труднодоступных районах горной местности, в пустынях, на побережье. Как правило, в них задействовано местное население, которое запугано либо враждебно настроено к войскам и обеспечивает поддержку бандформированиям. Противник действует небольшими группами, которые хорошо вооружены (в том числе легкими противотанковыми средствами), отлично знают местность, располагают разветвленной сетью баз и укрытий. Очевидно, что эффективно противостоять такому противнику и в таких условиях могут только универсальные подразделения, приспособленные для самостоятельных действий, усиленные комплексом легкой авиатранспортабельной техники повышенной проходимости, обладающей достаточной огневой мощью. А к такой технике можно отнести только семейство машин БМД и БТР-Д, которые наши десантники применяют уже более тридцати лет.

И в Дагестане, и в Чечне БМД и БТР-Д оставались настоящими «рабочими лошадками» ВДВ. По критерию «экономичность–эффективность» существующая сейчас бронетехника ВДВ превосходит все мировые аналоги. Единая база позволяет резко сократить возимые запасы оборудования, запасных частей, горюче-смазочных материалов, упрощает обслуживание и обучение личного состава (что крайне важно при использовании техники в локальных операциях, в отрыве от тыловых частей). К этому следует добавить возможность доставки всей номенклатуры техники при помощи транспортных самолетов и вертолетов в любую точку с последующим десантированием, в том числе – с экипажем внутри машины. Имеющаяся боевая техника позволяет вести боевые действия в горах до 3500 м, преодолевать водные преграды при волнении до 3 баллов и дает возможность захода на десантный корабль из воды. БМД и БТР-Д отлично «тянут» даже в тяжелых дорожных условиях и в горах, достаточно надежны. А знаменитые 120-мм самоходки «Нона-С» и «зенитные» БТР-Д с установленными на корпусе 23-мм спаренными автоматами ЗУ-23-2 успешно решали задачи непосредственной огневой поддержки подразделений.

Но, несмотря на все эти положительные качества, существующая боевая техника ВДВ давно нуждается в модернизации вооружения и ходовой части. Сегодня основу парка ВДВ составляют старые БМД-1П и БТР-Д. До 80% машин эксплуатируется 15 и более лет. 95% БМД-1П и БТР-Д прошло один, а то и два капремонта. Количество же машин последнего поколения БМД-3 составляет меньше 7%. А ведь именно в десантных войсках износ техники на порядок больший, чем где-либо.

Кроме того, подразделениям часто приходится действовать в стесненных условиях, когда сказывается слабая защищенность бронемашин от поражения легкими противотанковыми средствами, крупнокалиберным стрелковым оружием или подрыва (это связано с жесткими ограничениями по массе и размерам). Проблема повышения защищенности бортов при необходимости решается, как было сказано выше, путем навешивания на них, например, ящиков из-под патронов, заполненных песком или щебнем, но устойчивость легкой машины от подрыва на мине или фугасе остается прежней.

Разработки новых комплектов динамической защиты с ослабленным зарядом или с невзрывным наполнителем (например разработки НИИ стали) дают надежду на повышение защищенности БМД и БТР-Д без превышения массогабаритных ограничений. Делаются также попытки повышения огневой мощи БТР-Д за счет установки на них 12,7-мм и 7,62-мм пулеметных установок на турели, а также 30-мм автоматических гранатометов. Существует возможность модернизации всех БМД-1П до уровня БМД-2, но все опять-таки упирается в финансирование

Остается надеяться, что на вооружение нашей «крылатой пехоты» все же скоро поступит новая более совершенная боевая техника, созданная с учетом недостатков и достоинств, свойственных первому поколению боевых машин десанта, бронетранспортеров десантных и специальных машин, созданных на их базе. А пока «алюминиевые старушки», пройдя плановый капремонт или очередную модернизацию, продолжают верой и правдой служить Отечеству.

 

-

-

-

Вступайте в нашу группу
«Отвага 2004»

-

-

-


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru