Владыка Индийского океана

«ВИКРАМАДИТЬЯ» СТАНЕТ ЯДРОМ АВИАНОСНЫХ СИЛ ВМС ИНДИИ
Владимир Щербаков
Журнал «Обозрение армии и флота» №1, 2014

 

4 декабря 2013 г. в День ВМС Индии на торжественном приеме по данному случаю президент Республики Индия Пранаб Кумар Мукерджи в присутствии высокопоставленных представителей военно-политического руководства страны, включая премьер-министра Манмохана Сингха, министра обороны Аракапарамбила Куриена Энтони и командующего ВМС адмирала Девендры Кумара Джоши, представил памятную почтовую марку и Конверт первого дня, посвященные новому индийскому авианосцу «Викрамадитья» (R 33). Данное событие еще раз подчеркнуло ту важность, которую придают в Дели созданию в составе индийского флота авианосных сил и тот вклад, который внесет в дело повышения боевого потенциала ВМС Индии авианосец «Викрамадитья», созданный руками российских судостроителей и принятый в боевой состав флота 16 ноября 2013 года.

 

Впервые российский тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» проекта 11434 был предложен российской стороной ВМС Индии в 1994 г. Однако только в декабре 1998 г. во время визита в страну тогдашнего премьер-министра РФ Евгения Примакова был подписан российско-индийский Меморандум о взаимопонимании, по которому Дели в принципе согласился приобрести ТАВКР и оплатить его ремонт и переоборудование. Проект последнего разрабатывался Невским проектно-конструкторским бюро и предполагался к реализации на северодвинском Производственном объединении «Северное машиностроительное предприятие» (ПО «Севмаш»; вначале – федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП), а затем – открытое акционерное общество (ОАО), в настоящее время – в составе Объединенной судостроительной корпорации). При этом Проектно-конструкторское бюро «Севмаша» было назначено разработчиком документации и исполнителем технического сопровождения строительства. В июле 1999 г. корабль, выведенный из боевого состава ВМФ России, был переведен к стенке предприятия.

4 октября 2000 г., в рамках визита в Индию президента России Владимира Путина было подписано межправительственное соглашение, которым подтверждались ранее достигнутые договоренности по кораблю, который передавался Индии безвозмездно, а МО Индии оплачивало только работы по его ремонту и переоборудованию, а также закупало в России самолеты и вертолеты корабельного базирования. Финальный контракт планировалось подписать в октябре-ноябре 2001 г., но стороны не сошлись в цене, поэтому уже в ходе визита в Дели вице-премьера правительства РФ Ильи Клебанова в феврале 2002 г. вопрос обсуждался в очередной раз, но цену и тогда не определили.

Казалось, соглашение будет подписано в ноябре 2003 г., сразу же после визита в Россию премьер-министра Атала Бихари Ваджпайи, однако этого вновь не произошло. По утверждению индийских источников, российская сторона «настаивала на дополнительной доплате 15%, но после трудных переговоров согласилась на половину данной суммы».

 

Легендарное имя

 

В конечном итоге 20 января 2004 г. в Дели министром обороны РФ Сергеем Ивановым и его индийским коллегой Джорджем Фернандесом был подписан контракт, предусматривающий проведение ремонта и переоборудования ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Горшков», проведение всех необходимых испытаний и осуществление подготовки экипажа корабля и индийских технических специалистов. Кроме того, в рамках контракта должна была осуществляться поставка 16 истребителей корабельного базирования МиГ-29К/КУБ (изд. «9-41» / «9-47»; с опционом до 2015 г. еще на 30 машин) и пяти вертолетов Ка-28 и Ка-31. Причем контракт был комплексный – в его рамках было подписано более двух десятков контрактов на поставку вооружения, радиотехнического и иного оборудования, организацию системы учебной и боевой подготовки и пр. Особо следует отметить, что все работы по переоборудованию корабля планировалось выполнить в течение пяти лет – уже в 2009 г. он должен был войти в боевой состав ВМС Индии (хотя 21 июля 2004 г. МО Индии выпустило пресс-релиз, в котором утверждалось, что корабль будет передан индийскому флоту в августе 2008 г.).

Стоимость «корабельной составляющей» контракта была зафиксирована на уровне 974 млн. долл., хотя, как указывал заместитель генерального директора ПО «Севмаш» Сергея Новоселова, стоимость работ по переоборудованию корабля в контракте 2004 г. была определена в размере 617 млн. долларов, остальное, видимо, приходится на другие статьи). Корабль передавался бесплатно, а денежные средства шли на ремонт и переоборудование корабля, дооборудование объектов берегового базирования и судоремонтной базы в различных городах Индии, разработку ремонтной документации, обучение экипажа и технических специалистов-ремонтников, а также проведение гарантийного и послегарантийного обслуживания и поставки запасного имущества и принадлежностей (ЗИП) в течение последующих 20 лет эксплуатации авианосца в ВМС Индии. Контракт же на поставку 12 одноместных истребителей МиГ-29К и 4 двухместных учебно-боевых самолетов МиГ-29КУБ, подписанный РСК «МиГ», оценивался в 570 млн. долл. (с другой стороны, в пресс-релизе МО Индии от 22 декабря 2004 г. указывалась иная сумма – 740 млн. долл., тогда как, по данным индийских СМИ, совокупная стоимость контракта составляла в 2004 г. 1,67 млрд. долл.).

9 марта 2004 г. в Северодвинске прошла официальная церемония передачи «Горшкова» индийским ВМС и корабль, по условиям контракта, был передан ПО «Севмаш» на ответственное хранение (по другим данным, контракт по кораблю официально вступил в силу 9 апреля 2004 г.). Практически сразу с момента подписания контракта начались работы в цехах предприятия: были созданы новые участки для ремонта оборудования корабля, изготовлена оснастка, подготовлены складские помещения и разработана необходимая документация, а также проведены иные мероприятия. Это позволило незамедлительно приступить к первому этапу выполнения контракта, а «Севмаш» заключил договоры с проектными организациями: Невским ПКБ, 51-м институтом ВМФ РФ и Санкт-Петербургским технологическим институтом. Ремонт и переоборудование корабля должны были быть выполнены в течение 52 месяцев с даты подписания соглашения (январь 2004 г.).

Следует отметить, что командование ВМС Индии, что называется, «все поставило» на перспективный авианосец, а потому работы по его ремонту и переоборудованию из авианесущего крейсера в полноценный авианосец планировалось завершить до 2007 г.: с тем, чтобы в 2008 г. он пополнил ряды индийского флота и стал самой мощной его боевой единицей. На его основе планировалось создать первую многоцелевую авианосную группу, способную решать широкий круг задач и свести «на нет» любое преимущество пакистанского флота. И словно в качестве дополнительного подтверждения важности приобретенного корабля для национальных ВМС, ему присвоили имя «Викрамадитья».

Под таким прозвищем сегодня более известен один из самых могущественных правителей в истории Индии – царь Чандрагупта II, правивший в 380 – 413/415 гг. государством Гуптов, находившегося на севере нынешней Индии, и существенно расширивший его границы. Чаще всего слово «Викрамадитья» переводят с санскрита как «Всемогущий как Солнце» или «Сильный как Солнце», но в ряде зарубежных источников встречается вариант «Сын доблести», что, по мнению специалистов, не совсем верно. Именно в память об этом царе в г. Матхур была воздвигнута Железная колонна, находящаяся сегодня в Дели и известная во всем мире благодаря тому, что она не покрывается ржавчиной. Однако, ради справедливости, необходимо отметить, что исторически первым имя «Викрамадитья» или также «Викрам» принадлежало царю Уджайини (древний город-государство в западной части современной Индии), правившему в I веке до н.э. и положившему начало так называемой эры Викрама (Викрам-сават), а уже впоследствии это имя использовали как почетный титул некоторые особо великие и могущественные индийские цари.

 

Из ТАВКРа в STOBAR-авианосец

 

Проект переоборудования корабля, как уже указывалось, был выполнен Невским ПКБ (г. Санкт-Петербург) под руководством главного конструктора проекта Бориса Васильевича Шмелева (позже его сменил Сергей Сергеевич Власов), имел шифр 11430 и предусматривал поэтапное выполнение следующих работ:

• демонтаж не характерного для авианосцев ракетно-артиллерийского вооружения, включающего противокорабельный ракетный комплекс «Базальт»;

• продление полетной палубы до самого носа корабля с сооружением в носовой части трамплина с углом схода 14° (трамплин выполнялся интегрально с корпусом), в результате чего взлетная полоса должна была иметь длину 200 м и ширину на сходе 20 м (этого было вполне достаточно, т.к. при испытаниях на ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» истребитель МиГ-29К успешно взлетал с трамплина с дистанций 195 м и 95 м), тогда как длина посадочной полосы должна была составить 198 м при ширине 24 м;

• оборудование полноценной угловой полетной палубы;

• модификация развитой надстройки-«острова» и установка за ней со смещением в корму дополнительной мачты с радиолокационным и иным оборудованием;

• установка на корабле специализированного посадочного оборудования – трехтросового блока аэрофинишеров (в отличие от четырехтросового на ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»), двух самолетоподъемников на 30 т и 20 т;

• расширение подпалубного ангара для ЛА (размеры 130x23x5,7 м);

• замена силовой установки, установка новейшего корабельного оборудования различного назначения и переоборудование жилых и служебных помещений корабля в соответствии с требованиями заказчика, а также прокладка новых кабелей и пр.

В конечном итоге, после всех преобразований тяжелый авианесущий крейсер, обеспечивавший базирование только самолетов с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) и вертолетов, должен был превратиться в авианосец типа STOBAR, обеспечивающий укороченный, с помощью носового трамплина, взлет самолетов и их посадку на аэрофинишер, а также эксплуатацию СВВП и вертолетов различного типа.

30 ноября 2005 г. после демонтажа неиспользуемого в проекте вооружения и оборудования корабль был установлен в осушаемый бассейн «Севмаша» для проведения доковых работ, но вскоре выяснилось, что десятилетний период простоя с момента вывода ТАВКР из эксплуатации неудовлетворительно сказался на состоянии его корпусных конструкций и требует более серьезного объема работ, чем предполагалось изначально. Несколько ранее, в начале июня 2005 г. специалисты санкт-петербургского ОАО «Балтийский завод» завершили изготовление первого из девяти корабельных котлов для корабля – данное изделие стало опытным образцом, на котором были проведены испытания основных характеристик новых котлоагрегатов. Остальные восемь котлов уже производились непосредственно для установки на корабль. ОАО «Балтийский завод» заключило контракт с ПО «Севмаш» на изготовление главных корабельных котлов в июне 2004 г. Изготовление первого котла заняло более 6 месяцев. Работы по выполнению заказа продолжались до середины 2006 г. и 19 июня 2006 г. на ПО «Севмаш» началась установка котлов уже непосредственно на корабль.

Согласно условиям контракта, «Балтийский завод» изготавливал модернизированный вариант котла КВГ-3, получивший обозначение КВГ-3Д (котел высоконапорный газотурбинный) и работающий на дизельном топливе, а не на мазуте, как прежний вариант изделия, что повысило КПД ГЭУ. Котлы КВГ-3Д относятся к последнему, третьему, поколению оборудования корабельных ГЭУ соответствующего типа, и имеют характеристики: масса котла – 37,5 т, производительность пара – 100 т/ч, давление пара – 64 кг/кв. см, температура пара – 470°С.

Другая же санкт-петербургская компания – «Пролетарский завод» – успешно выполняла контракт на изготовление аэрофинишеров для авианосца, который необходимо было выполнить в 2007 г. Перед установкой непосредственно на корабль данные устройства прошли предварительное испытание на аэродроме Ново-Федоровка под Саками в Крыму, где находится единственный в СНГ наземный научно-испытательный тренировочный комплекс авиации (НИТКА), разработанный специально для отработки взлета и посадки на палубу авианесущих кораблей.

4 декабря 2008 г. корабль был выведен из бассейна ОАО ПО «Севмаш»: заполнение бассейна водой было начато 11 ноября, а 25 ноября киль авианосца оторвался от докового опорного устройства и он впервые за три года «попробовал» воду. Затем еще почти десять суток заводчанам пришлось ждать подходящей для выполнения такой достаточно сложной операции, как вывод из дока, погоды. Сложность и так не простой операции возросла еще больше с учетом того, что по причине чрезвычайно больших габаритов корабля, расстояние между его бортом и стенкой шлюза при выводе оказалось совсем минимальным.

Причем корабль «встал» на воду в День ВМС Индии, который отмечается в этот день в память о 4 декабря 1971 г., когда индийский флот в ходе войны с Пакистаном совершил успешный набег на побережье противника и разгромил его главные силы в ВМБ Карачи. «У нас нет сомнения, что авианосец станет флагманом индийского флота», – подчеркнул в день вывода корабля из бассейна руководитель находившейся в Северодвинске группы наблюдения от ВМС Индии коммодор Сайлидран Мадусуданан. А накануне заполнения наливного бассейна водой члены группы наблюдения от индийского флота провели в доке свою традиционную церемонию – молитвенный обряд богу Ганеша: у авианосца его будущие эксплуатанты разложили лампы, ароматические палочки, фрукты и цветы, чтобы индусский бог был милостив к АВ «Викрамадитья» и его экипажу. Затем индийские моряки разбили о борт корабля кокосовый орех – заменитель нашей и западной традиционной флотской церемонии с бутылкой шампанского.

«Мы надеемся, что этот красивый надежный корабль будет долго служить во славу дружбы России и Индии», – подчеркнул после торжественной церемонии гендиректор «Севмаша» Николай Калистратов.

После вывода из бассейна корабль был переведен к достроечной набережной для проведения оставшегося объема работ, как то погрузка крупногабаритного оборудования в машинно-котельные отделения и отсеки аэрофинишеров, электромонтажные работы, а также отделка помещений и пр. Таким образом, по состоянию на конец 2008 г., российскими корабелами был выполнен наиболее сложный и трудоемкий этап работ по переоборудованию ТАВКР в авианосец класса STOBAR. Швартовные испытания корабля планировалось на тот момент начать в 2010 г.

«Мы научились восстанавливать комплектующие для тяжелых надводных кораблей, в том числе валопровод, устройства различного назначения, например, швартовные и рулевые устройства, дельные вещи (трапы, сходни, люки, крышки), соединительные элементы трубопроводов. Восстановлены тысячи единиц арматуры. Счет несложным деталям (фланцы и др.) идет на десятки тысяч. Изготавливается различная арматура, в том числе ВВД. Более 60% от плана машиностроители уже выполнили. Сейчас набран хороший темп, цехи работают дружно, слаженно, совместно с производством № 4, ПДО, МТУ, ПКБ, другими службами. Уверен, этот проект мы выполним», – подчеркнул в интервью северодвинской газете «Корабел» (№75 от 30 сентября 2008 г.) заместитель главного инженера предприятия Юрий Спиридонов. Причем в ноябре 2008 г. коллектив ПО «Севмаш» был удостоен премии имени М.В. Ломоносова в номинации «научно-внедренческая работа» за проект «Технологическое программное обеспечение комплекса мер по организации работ при модернизации тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКр) «Адмирал Горшков» в авианосец». По отзывам специалистов, данный проект стал первым случаем практического применения информационных технологий при моделировании производственных процессов в российском судостроении.

Однако именно в это время возник один из тех самых непредвиденных «оврагов», о которых забывают, согласно известной поговорке и которые не предусмотрели с самого начала. Речь – о стремительном росте стоимости объема работ по кораблю. Фактически можно говорить о том, что работы по ремонту и переоборудованию ТАВКР проекта 11434 в авианосец проекта 11430, оказавшиеся по общей трудоемкости сравнимы со строительством нового корабля, не были точно оценены командой специалистов, готовивших контрактные документы в 2003-2004 гг. Индийская сторона, выплатив порядка 458 млн. долл. за работы по «корабельной части» контракта, в январе 2007 г., в свою очередь, приостановила дальнейшие выплаты – до полного урегулирования стоимости и графика работ.

В частности, в газете «Северный рабочий» от 23 октября 2007 г. была приведена выдержка из заключения рабочей группы, назначенной приказом руководителя Роспрома №207 от 11 мая 2007 г. о том, что «недостаток денежных средств, необходимых для окончания среднего ремонта ТАВРК «Адмирал Горшков» и его переоборудования в авианосец по проекту 11430 составляет 8500 млн. рублей (333,3 млн. долларов США)». Выкладки же экономистов самого «Севмаша» оказались еще жестче и больше «официальных» почти в 2,5 раза. При этом источники в российском судостроении в то время подчеркивали, что исполнитель, ПО «Севмаш», в течение двух лет – с начала 2007-го и по конец 2008-го – не получал ни одного транша по статье финансирования данного проекта и осуществлял все работы, по большому счету, из своей прибыли, полученной по другим контрактам. Хотя даже в таких условиях руководство «Севмаша» прилагало все усилия к тому, чтобы ускорить работы по переоборудованию корабля. «Мы должны мобилизовать все силы и увеличить число работающих на авианосце в два раза. Я уже дал соответствующие поручения кадровой службе», – подчеркивал тогда генеральный директор «Севмаша» Николай Калистратов.

В конечном итоге российское военно-политическое руководство решило поставить заказчика перед необходимостью доплатить «недостающие» средства на финансирование «корабельной части» комплексного контракта, на которые «ошиблись» в момент подписания соглашения – сначала речь шла о 1,2 млрд. долл., затем о 2 млрд. и даже 2,9 млрд. долл. По данным же доклада индийской Счетной палаты, подготовленного в 2008 г., стоимость ремонта и переоборудования корабля в итоге была оценена в 1,82 млрд. долл., а стоимость проведения испытаний и прочих работ – в 522 млн. долл. (при том, что в контракте от 2004 г. эта статья «стоила» 27 млн. долл.).

 

Вопрос урегулирован – работы продолжаются

 

Министерство финансов Индии в ответ на запросы руководства своего Минобороны провести доплату дважды давало отказ, но позже Дели, которому в соответствии со стратегической задачей создания океанского флота, способного обеспечить господство в Индийском океане и в прилегающих акваториях, требовались мощные авианосные силы и, соответственно, новые авианосцы, сначала согласился на доплату в размере 600 млн. долл., а затем – в феврале 2008 г. – на доплату в 800 млн. долл.

Сумма в 600-800 млн. долл. не была «взята с потолка», а стала результатом «самостоятельной оценки» индийскими специалистами того объема работ, который необходимо было реально выполнить в рамках подписанного соглашения. Остальное, как указывала индийская пресса, «было расценено, как попытка Москвы покрыть убытки северодвинского предприятия за счет ВМС Индии» (справедливости ради надо отметить, что постепенно тональность статей в индийской прессе изменилась – в первую очередь стал подниматься вопрос о некомпетентности отдельных руководителей, которые «три года не могут решить – доплатить ли требуемые средства, если нам этот корабль нужен, или же отказаться от него и потребовать возврата понесенных расходов»).

В свою очередь российская сторона только в случае согласия Дели с доплатой соглашалась взять на себя обязательство передать корабль заказчику не позднее 2012 г. Об этом, в частности, во время работы выставки «Гидроавиасалон-2008» в сентябре 2008 г. сообщил в интервью РИА «Новости» директор по особым поручениям ГК «Рособоронэкспорт» Михаил Завалий, отметивший, что «корабль планируется к передаче заказчику после 2011 года, но для этого необходимо подписание дополнительного к основному контракту протокола».

«На рынке цена такого авианосца колеблется от трех до четырех миллиардов долларов. Ремонт, который ведется сегодня на «Севмаше», составляет 60-70% от стоимости нового авианосца. Это примерно сумма до двух миллиардов долларов… Когда подписывался контракт, не была проведена глубокая дефектация, оборудование не было выгружено, не было проведено лабораторных исследований кабеля… По сути, мы строим новый авианосец на открытом стапеле «Севмаша»… и последние два года работы идут только за счет привлечения внутренних кредитов», – сообщал журналистам заместитель генерального директора «Севмаша» Сергей Новоселов (для сравнения, строящийся сегодня в Индии авианосец «Викрант» обойдется бюджету – вместе с авиагруппой, бортовым вооружением и расходами на испытания – примерно в 5 млрд. долл.).

Для оценки реального масштаба уже выполненных и перспективных работ по кораблю на «Севмаш» одна за другой прибывали индийские делегации. Так, в марте 2008 г. там побывал командующий ВМС Индии адмирал Суриш Мехта, подробно ознакомившийся с ходом работ на «Викрамадитье». Адмирал С. Мехта, в частности, заявил, что «ведутся сложные переговоры между нашими странами по финансовому вопросу. Для того чтобы подписать этот контракт нам потребовалось четыре года, и еще потребуется время для обсуждения новых условий. Мы верим в то, что у нас есть стратегическое партнерство. В свое время крейсер стал подарком, который принес взаимную выгоду. Теперь мы должны приложить все усилия, чтобы достичь конечного результата». А месяцем ранее авианосец посетила высокопоставленная делегация Минобороны Индии во главе с секретарем Минобороны – первым заместителем министра обороны Виджаем Сингхом.

Затем в мае-июне 2008 г. на «Севмаше» 10 дней работала группа инспекторов ВМС Индии под руководством начальника управления производства и закупок кораблей штаба ВМС Индии вице-адмирала Дилипа Дешпанде. С российской стороны в работе принимали участие заместитель начальника департамента военно-морских вооружений ГК «Рособоронэкспорт» Игорь Пономарев, советник заместителя гендиректора этой же компании Михаил Захаренко, гендиректор «Севмаша» Николай Калистратов, его заместитель по ВТС Сергей Новоселов и главный инженер Алексей Алсуфьев.

«В ходе визита мы решили почти все технические вопросы», – заявил вице-адмирал Д. Дешпанде после окончания проверки. В частности, представители завода и госкомпании «Рособоронэкспорт» с одной стороны и ВМС Индии – с другой согласовывали ведомости дополнительных и неучтенных работ по ремонту, переоборудованию и испытаниям корабля, что явилось логическим продолжением того анализа ситуации, связанной с нехваткой средств на работы, который проводился обеими сторонами в течение предыдущих шести месяцев. «Наш следующий шаг – начать финансовые переговоры. Но для этого нужны определенные правительственные решения в Индии», – заявил руководитель инспекторской группы индийских ВМС.

Впрочем, «денежный» вопрос решить долго не удавалось, поэтому в сентябре 2008 г. в Дели для участия в очередном заседании межправительственной комиссии по ВТС отправилась делегация во главе с министром обороны РФ Анатолием Сердюковым. Со своим индийским коллегой – Араккапарамбилом Курианом Энтони – ему пришлось обсуждать сразу несколько непростых вопросов: переоценка контракта по авианосцу, совместная работа по истребителю пятого поколения и военно-транспортному самолету, а также расширение программы по Т-90С. В работе комиссии активное участие принимало и руководство «Севмаша»: генеральный директор Николай Калистратов и главный инженер Алексей Алсуфьев.

В конечном итоге буквально накануне официального визита в Индии президента России Дмитрия Медведева – 2 декабря 2008 г. – Комитет по безопасности правительства Индии одобрил запрос МО Индии на проведение переговоров по пересмотру стоимости работ по контракту на ремонт и переоборудование бывшего ТАВКР. В тот же день премьер-министр Манмохан Сингх дал указание министру обороны провести соответствующие переговоры.

Причин такой «подвижке» в процессе переговоров по цене и срокам исполнения контракта было несколько: во-первых, ситуация в сфере национальной безопасности Индии серьезно ухудшилась после терактов в Мумбаи – возникла необходимость дальнейшего серьезного укрепления национальных ВМС (мало кто заметил, но на пресс-конференции, которую проводил после терактов в Мумбаи командующий ВМС Индии адмирал Суриш Мехта, на задней плане висел огромный баннер, на котором красовался… готовый к спуску АВ «Викрамадитья». По мнению индийских экспертов, впервые в истории на пресс-конференции командования ВМС Индии на всеобщее обозрение выставлялась «реклама» корабля, который еще находится на верфи); во-вторых, ускоренное военно-морское строительство в Китае, особенно – намерение создать в среднесрочной перспективе мощные авианосные силы; в-третьих, в противном случае индийское руководство опасалось осложнения в отношении других крупных контрактов с Россией (в частности, в местной прессе указывалась сделка по лизингу АПЛ проекта 971И); в-четвертых, Дели уже внес предоплату в размере двух третей общей суммы; в-пятых, в случае отсутствия в ВМС Индии нового авианосца возникал вопрос о дальнейшей судьбе заказанных МиГ-29К/КУБ, и, наконец, ВПР Индии приняло во внимание с одной стороны неспособность индийских судостроительных предприятий выполнить такую сложную работу как переоборудование ТАВКР в авианосец, а с другой – загруженность их мощностей по программе постройки «национального авианосца» (тип IAC, головной корабль, «Викрант», спущен на воду 12 августа 2013 г.).

Примечательно, что дискуссия в Индии вокруг того, стоит ли и сколько доплачивать за авианосец, стала настолько «жаркой», что командующий ВМС адмирал Суриш Мехта вынужден был активно вмешаться в ситуацию. 30 июля 2009 г. в ходе работы семинара по вопросам военно-морского строительства, организованного Конфедерацией индийской промышленности, адмирал Мехта, отвечая на просьбу прокомментировать критику Счетной палаты Индии относительно «слишком высокой величины доплаты», заявил следующее: «Я не могу комментировать действия Счетной палаты, однако поскольку вы все здесь являетесь военными аналитиками, я прошу вас сказать мне – есть ли в мире авианосец по цене менее двух миллиардов долларов? Если вы мне такой назовете, я сейчас же выпишу чек».

Финансирование было постепенно возобновлено, а 12 марта 2010 г. в Дели во время визита Владимира Путина было, наконец, подписано соглашение об увеличении стоимости контракта на ремонт и переоборудование бывшего российского ТАВКР в авианосец «Викрамадитья» до 2,33 млрд. долл. Кроме того, ВМС Индии приняли решение приобрести дополнительно 29 самолетов МиГ-29К, а с ОАО «Невское проектно-конструкторское бюро» в 2009 г. был подписан контракт на разработку документации на создание в штате Гоа в интересах ВМС Индии наземного испытательно-тренировочного комплекса, оснащенного взлетно-посадочным оборудованием, для подготовки летчиков самолетов корабельного базирования, со сроком завершения строительства, проведения его испытаний и последующей сдачей комплекса в конце 2013 г.

 

Испытания

 

1 марта 2011 г. на корабле были начаты швартовые испытания, к ходовым испытаниям планировалось приступить в конце 2011 г., но 27 сентября 2011 г. в ходе посещения ПО «Севмаш» инспекторской группой ВМС Индии было объявлено о том, что достигнута договоренность о начале ходовых испытаний в конце мая 2012 г.

В начале 2012 г. была произведена паровая проба двух котлов ГЭУ корабля – испытания паром под давлением, в конце января – аналогичные работы на остальных котлах. По графику, 26 января впервые авианосец получил пар от собственных источников: из котлов кормового эшелона, расположенных по левому борту корабля пар был подан на корабельные механизмы. После этого на автономную работу были запущены кормовые котлы правого борта. Во второй половине февраля в энергетический режим были переведены котлы носового эшелона.

Следующим этапом стало проведение швартовных испытаний рулевого комплекса, завершение промывки и гидравлических испытаний общесудовой гидравлики, постройки системы воздуха высокого давления и пр., а затем были выполнены пробные пуски всех четырех ГТЗА корабля. А в начале 2012 г. на корабле была завершена пусконаладка радиоэлектронного вооружения (РЭВ) и проведены его первичные испытания, выполнены достройка и испытания носового и кормового самолетоподъемника, а затем – испытаны, у берега, все основные системы авиационного комплекса, включая элементы посадочного блока с аэрофинишерами С-2НИ «Светлана». В работах был задействован макет МиГ-29К с бортовым номером «311», ранее, во время своей «прошлой жизни», совершивший полсотни посадок на палубу авианосца. 4 апреля на корабль погрузили и макет Ка-28.

Что касается подъемников авиационного оружия, которые предназначены для подачи авиационных средств поражения для подвески на самолеты и вертолеты авиагруппы корабля из оружейных погребов, то три из них были отремонтированы, а четвертый сооружен на «Севмаше» по чертежам Невского ПКБ. В подпалубном ангаре для авиагруппы корабля были смонтированы четыре огнепреграждающие шторы, в случае возникновения пожара разделяющие ангар на пять отсеков. Интересно, что специфика места будущего места службы АВ «Викрамадитья» нашла свое отражение и в конструкциях корабля – камбуз оснастили оборудованием для индийской кухни.

В то же время на корабль был заселен экипаж – 360 военнослужащих, разместившихся в восьмом и девятом строительных районах авианосцах. Следом на предприятии приступили к завершающей стадии швартовных испытаний и подготовке к заводским ходовым испытаниям корабля. В конце марта 2012 г. с танкера «Нептун» на авианосец было подано 3350 т котельного топлива, которое предназначалось для проведения швартовных испытаний «Викрамадитьи», а затем авианосец принял около 700 куб. м авиационного керосина. Следует подчеркнуть, что требования по обеспечению чистоты подаваемого на самолеты и вертолеты топлива – очень высокие, в нем не должно быть посторонних частиц размерами больше 3-5 микрон. Для обеспечения таких требований, в частности, по словам ответственного сдатчика корабля Игоря Леонова, была осуществлена «тщательная промывка цистерн и топливопроводов… проверены посты заправки».

В середине марта 2012 г. на АВ «Викрамадитья» завершила работу инспекторская группа ВМС Индии под руководством начальника главного управления производства и закупок военных кораблей вице-адмирала Наделла Нираджана Кумара. Специалисты инспекторской группы, в которую кроме вице-адмирала Кумара входили четыре адмирала, два высокопоставленных представителя МО Индии и военный атташе Индии в России, остались довольны ходом работ по кораблю и подписали двусторонний протокол и приложения к нему. Было отмечено некоторое отставание работ от графика, но выражены удовлетворение состоянием корабля и уверенность в том, что ходовые испытания будут начаты в установленный срок (25 мая). Срок сдачи корабля был подтвержден – 4 декабря 2012 г., то есть на очередной День ВМС Индии.

7 апреля 2012 г. – на сутки позже графика ввиду неожиданно разразившегося шторма – корабль отошел от стенки завода и был переведен на рейд у набережной №2, к стенду безобмоточного размагничивания, где были проведены замеры электромагнитного поля корабля. Сначала авианосец выставили по курсу «север – юг» и провели необходимые замеры, затем – переставили по курсу «восток – запад» и вновь выполнили замеры электромагнитного поля. «Этап очень важный, – подчеркивал Игорь Леонов. – Любой военный корабль, готовящийся выйти в море, проходит замеры магнитного поля. Процедура обязательная для наладки навигационного оборудования и минного оружия. Для ее осуществления нам необходимо проработать 30 точек замеров по длине корабля на двух курсах и затем провести регулировку бортовых систем корабля».

После проводившихся в течение 20 дней замеров электромагнитного поля корабля было проведено его кренование – для проверки остойчивости на нем при помощи двух портальных кранов с борта на борт перемещался груз весом 360 т. Причем огромная нагрузка в период нахождения на стенде и последующего кренования, когда работа на корабле велась круглосуточно в несколько смен, легла на сотрудников водно-транспортного цеха предприятия – за время нахождения «на воде» суточный пассажиропоток на «Викрамадитье» составлял в среднем около 3000 человек (одномоментно на авианосце находилось тогда около 1100 рабочих предприятия, плюс 360 человек экипажа).

Наконец, в ночь на 8 июня корабль вышел в море для проведения ходовых испытаний. На корабле находились российский экипаж, сдаточная команда из специалистов «Севмаша» и предприятий-смежников, а также представители группы наблюдения ВМС Индии. Старший на борту от ВМФ РФ на время испытаний был назначен капитан 1 ранга Александр Шевченко, командовавший ранее ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», сдаточный капитан – командир российского экипажа капитан 1 ранга Игорь Рябко, также имеющий богатый опыт службы на «Кузнецове», где он дослужился до старшего помощника командира корабля.

«Сегодня для нас действительно праздник -впервые в истории современной России, впервые в XXI веке на испытания выходит авианосец, – подчеркнул во время торжественной церемонии провода корабля в море вице-президент ОАО «ОСК» Анатолий Тюков. – В этот корабль вложены ум, опыт, старания тысяч людей – проектантов, корабелов, поставщиков оборудования, контролирующих организаций. Мы все вместе доказали, что промышленность России способна строить такие корабли».

Программа испытаний была рассчитана на 124 суток. Вначале авианосец должен был пройти первый этап ходовых испытаний в акватории Белого моря, во время которого был выполнен замер физических полей корабля, отработана заправка топливом и пресной водой, после чего корабль вышел в Баренцево море, для проведения второго, основного этапа заводских ходовых испытаний, в ходе которого проверялись функционирование основных корабельных систем и узлов, главной и вспомогательной энергетических установок, систем связи и навигации, а также проводились испытания авиационно-технических средств корабля (АТСК), включая отработку систем «Резистор» (система автоматической посадки на палубу корабля), «Луна» (оптическая система посадки), индийской DAPS (Deck Approach Projector Sight – сигнальный прожектор для посадки ЛА на палубу), испытание системы обмена данными между авианосцем и ЛА, находящимися в воздухе, а также взлеты и посадки на палубу корабля самолетов и вертолетов. В испытаниях активное участие принимали летчики-североморцы из 279-го авиаполка авиации ВМФ РФ – экипажи самолетов и вертолетов совершали плановые облеты авианосца в ходе отработки радиолокационных систем корабля, комплексов ПВО, систем связи и управления полетами авиации.

27 июня 2012 г. на авианосец была выполнена первая посадка летательного аппарата – на корабль сел и затем вновь поднялся в воздух вертолет Ка-27ПС, а 17 июля на АВ «Викрамадитья» было выполнено первое касание палубы. МиГ-29КУБ, пилотируемый Героем России, заслуженным летчиком-испытателем РФ полковником Николаем Диордицей и летчиком-испытателем, шеф-пилотом РСК «МиГ» Героем России Михаилом Беляевым, совершил несколько проходов над кораблем на разных высотах, после чего выполнил касание палубы. Затем самолет еще два раза выходил на эталонную траекторию посадки и осуществлял касание палубы. Наконец, 28 июля в 9 ч. 18 мин. на палубу «Викрамадитьи» была выполнена первая посадка самолета – МиГ-29КУБ (№204), пилотируемого экипажем в составе летчиков-испытателей РСК «МиГ» Михаила Беляева (в передней кабине) и Николая Диордицы (в задней кабине). В тот же день, всего через четыре часа они выполнили и первый взлет с палубы корабля, а 6 августа на МиГ-29К (№941) первую посадку на авианосец выполнил и летчик-испытатель ГЛИЦ Герой России полковник Олег Мутовин, причем самолет имел подвеску габаритно-массовых макетов УР «воздух – воздух». 20 августа на МиГ-29К он выполнил первый взлет с короткой стартовой позиции авианосца (125 м).

Однако затем произошло незапланированное событие – 23 сентября АВ «Викрамадитья» прервал заводские ходовые испытания, проводившиеся в Баренцевом море, и вернулся к причалу «Севмашпредприятия». Специальная комиссия из специалистов предприятия получила задание устранить неисправности оборудования и механизмов и те замечания, которые были получены во время испытаний корабля. «В частности, речь идет о трех паровых котлах, которые требуют замены и отладка других частей системы», – подчеркивалось в статье «Российской газеты» по данному поводу. Причина происшествия оказалась проста – из-за деформаций подложки кладки разрушилась кирпичная теплоизоляционная кладка котлов (было зафиксировано выпадение 5-10% шамотных кирпичей из кладки), которая была выполнена взамен асбестовой изоляции (асбокартона) по настоянию заказчика. В итоге максимальная производительность котлов в ходе испытаний была ограничена вначале 70%, а затем и вовсе 50%, что позволило – в последнем случае – поддерживать максимальный ход корабля лишь в 22 узла, минимально допустимый для проведения полноценных взлетно-посадочных операций самолетов. Максимальная достигнутая на испытаниях скорость в итоге не превысила 27,8 узла, тогда как требовалось показать 29 узлов.

После изучения причин происшествия на испытаниях заказчик принял решение вернуться к традиционному типу термоизоляции котлов, хотя, как указывал Василий Кукин – заместитель директора Специального конструкторского бюро котлостроения (СКБК), проектировавшего данные котлы, – необходимо лишь заново выложить огнеупорную кирпичную кладку и заменить специальные термоизоляционные материалы. С другой стороны, претензии возникли не только «к кирпичам». В конце сентября 2012 г. президент ОСК Андрей Дьячков сообщил в интервью РИА «Новости», что во время испытаний из строя вышли три холодильные машины, генераторы азота и другое оборудование, выбранные заказчиком и произведенные, в том числе, и в странах НАТО.

В целом же за время первого этапа заводских ходовых испытаний, длившегося 108 суток (с 8 июня по 23 сентября 2012 г.), корабль, на борту которого находилось около 2000 человек экипажа и сдаточной команды, в том числе 287 индийских специалистов, прошел около 12500 миль, причем в рамках обеспечения испытаний было выполнено 218 полетов самолетов и вертолетов различных типов, включая истребители МиГ-31 и самолеты ДРЛО А-50 (данные самолеты обеспечивали отработку взаимодействия с РЭВ корабля). За неполных два месяца российские летчики-испытатели выполнили на «МиГах» 41 взлет и посадку, в том числе с различными подвесками вооружения, включая УР «воздух – воздух», противокорабельные ракеты, корректируемые или учебные авиабомбы, и в варианте самолета-заправщика с четырьмя подвесными топливными баками и подвесным агрегатом заправки. 70% всех посадок прошло с зацеплением за второй трос аэрофинишера. В заключение были выполнены полеты на максимальную дальность – в целях оценки точности навигации при выставке навигационного комплекса самолета на корабле. Кроме указанных выше летчиков, свои первые посадки на корабль совершили летчики-испытатели РСК «МиГ» Андрей Шишов и Сергей Рыбников (причем без предварительной подготовки на комплексе НИТКА), а также летчик-испытатель ГЛИЦ майор Дмитрий Деменев, совершивший первую посадку на «Викрамадитью».

Кроме того, практически полностью удалось отработать вопросы по испытанию РЭВ корабля. Ответственный сдатчик заказа Игорь Леонов, в частности сообщил «Российской газете»: «Есть некоторые недостатки, которые успешно устранялись во время испытаний, сейчас все комплексы находятся в абсолютно рабочем режиме, которые в большей части приняты нашей комиссией и частично – заказчиком. Так, были проблемы при наведении истребителей на палубу навигационно-посадочного комплекса «Резистор». Коллектив блестяще с этой задачей справился. Сейчас истребители уверенно заходят на палубу». По его словам, успешно было завершено испытание и системы визуального наведения самолетов на палубу «Луна».

После устранения всех выявленных замечаний и недостатков 3 июля 2013 г. авианосец вновь вышел в море – начался второй этап испытаний в Белом море. Испытания проходили согласно утвержденному плану, и в ночь на 28 июля корабль развил максимальную скорость хода 29,2 узла. В следующем месяце, 5 августа, был начат второй этап летных испытаний, причем впервые с 1999 г. летчики морской авиации ВМФ России выполнили посадки и взлеты с авианосца в ночных условиях (12 посадок), а три высокопоставленных индийских морских офицера совершили посадку на авианосец в качестве вторых пилотов (глава Западного командования ВМС Индии вице-адмирал Шекхар Синха, заместитель командира авианосца по авиации кэптен Джанак Бевли и руководитель группы авиационных инспекторов, известный в Индии летчик-испытатель Сурендра Ахужа). На этот раз задействованные в испытаниях авианосца самолеты и вертолеты выполнили 778 полетов (включая те, что выполнялись с береговых аэродромов), а летчики МиГ-29К/ КУБ совершили на палубу корабля 88 посадок. Во время государственных испытаний авианосца на его борту кроме российского находился индийский экипаж – 1326 человек. После успешного завершения ходовых и летных испытаний корабль, преодолевший за это время 8600 миль (в том числе 1700 миль – под управлением индийского командира корабля – кэптена Сураджа Берри / Captain Suraj Berry), 20 сентября 2013 г. вернулся в Северодвинск.

Наконец, 16 ноября 2013 г. корабль был официально передан ВМС Индии и включен в боевой состав флота. В торжественной церемонии с российский стороны приняли участие ГК ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков и вице-премьер Дмитрий Рогозин, а со стороны заказчика – министр обороны Индии Араккапарамбил Куриан Энтони, начальник штаба (командующий) ВМС Индии адмирал Девендра Кумар Джоши и другие высокопоставленные лица.

«Экономика Индии зависит от морских коммуникаций, поэтому защита национальных интересов на море – основа нашей политики, – заявил министр обороны А.К. Энтони. – Авианосцы были неотъемлемой частью ВМС Индии со времени обретения нашей страной независимости и верой и правдой служили стране на протяжении последних десятилетий. Ввод в боевой состав авианосца «Викрамадитьи», имеющего на вооружении истребители МиГ-29К и вертолеты Камов-31, не только укрепит нашу политику, но и придаст новые оперативные возможности нашему Флоту, а имя «Викрамадитья», которое переводится как «Сильный как Солнце», органично дополняется девизом корабля – «Strike Far, Strike Sure».

В свою очередь, глава Западного командования ВМС Индии вице-адмирал Ш. Синха заявил, что «второй авианосец существенно повысит возможности Индии и ее способность проецировать силу, а мы теперь будем иметь по одному авианосцу на восточной и западной морских границах Индии».

Сразу после официальной передачи корабля индийским морякам его стали готовить к переходу к месту постоянного базирования – военно-морской базе Карвар (штат Карнатака), а утром 26 ноября корабль покинул акваторию ПО «Севмаш» и вышел в море, взяв курс на Мурманск, на рейд которого он прибыл 5 декабря для выполнения дозаправки, пополнения запасов и окончательной подготовки к переходу в Индию (свой профессиональный праздник индийским морякам пришлось отмечать штормующим в Баренцевом море ввиду очень плохих погодных условий). От района штормования до якорной стоянки в Кольском заливе индийский авианосец сопровождал российский МРК «Айсберг» проекта 12341.

Сопровождать «Викрамадитью» в дальнем походе были назначены фрегат УРО «Триканд» (INS Trikand, F51; тип «Тальвар» / проект 11356; вошел в боевой состав флота 29 июня 2013 г.) и танкер «Дипак» (INS Deepak, A50; тип «Дипак»; вошел в боевой состав флота 21 января 2011 г.) ВМС Индии, прибывшие в порт города Мурманск соответственно 3 и 4 декабря. 8 декабря корабельная группа покинула Мурманск и направилась, минуя Ла-Манш, к Лиссабону (прибыла туда 17 декабря), после чего ей предстояло форсировать Гибралтарский пролив, где к ней присоединился эсминец УРО «Дели» (INS Delhi, D61; тип «Проект 15»), и Суэцкий канал, а конечной точкой маршрута определена ВМБ Карвар. Последняя является новейшей базой флота, в настоящее время на ней завершена фаза I строительства, обошедшаяся бюджету в 26,26 млрд. рупий (ок. 424,6 млн. долл.), и на очереди – фаза НА стоимостью 130 млрд. рупий (ок. 2102 млн. долл.).

 

Главная ударная сила «Викрамадитьи»

 

В настоящее время к АВ «Викрамадитья» приписаны следующие авиационные эскадрильи авиации ВМС Индии: 300-я «White Tigers» (пока вооружена самолетами «Sea Harrier») и 303-я «Black Panthers» (истребители МиГ-29К/КУБ) истребительные аэ, 321-я «Angels» (вертолеты ALH и «Chetak»), 330-я «Harpoons» («Sea King» Mk.42B), 333-я «Eagles» (Ka-28) и 339-я «Falcons» (Ка-31) вертолетные аэ.

Командование ВМС Индии планирует базировать на АВ «Викрамадитья» авиагруппу, которая в стандартном варианте будет включать 16 истребителей МиГ-29К/КУБ и порядка 10 вертолетов различного типа (Ка-31, «Си Кинг» Mk. 42B, Ка-28, морской вариант ALH («Дхрув») и «Четак»). Однако при необходимости, в варианте «по-походному», численность «МиГов» может быть доведена до 24 машин, тогда количество вертолетов будет ограничено 5-6. Как вариант, состав авиагруппы может выглядеть таким образом – 21 самолет МиГ-29К/КУБ и 13 вертолетов. Впрочем, главную ударную мощь авианосца составят все же российские истребители МиГ-29К, которые заслуживают отдельного рассказа.

Напомним, что 20 января 2004 г. между ВМС Индии и РСК «МиГ» был подписан контракт на поставку многофункциональных истребителей корабельного базирования в одноместном, МиГ-29К («корабельный»), и двухместном, МиГ-29КУБ («корабельный, учебно-боевой») вариантах. Контракт предусматривал выполнение следующих работ: разработку, производство, испытания и передачу индийскому заказчику в период 2007-09 гг. 12 одноместных самолетов МиГ-29К и четырех двухместных МиГ-29КУБ, а также проведение соответствующего обучения летчиков и технического персонала авиации ВМС Индии, обеспечение необходимыми тренажерами, ЗИП и организацию сервисного обслуживания поставленных самолетов на базе заказчика. Дополнительно контрактом была предусмотрена возможность опциона на приобретения в срок не позднее 2015 г. еще до 30 машин данного типа, который был переведен в твердый контракт в 2010 г. – заказано 29 самолетов.

МиГ-29К представляет собой многофункциональный истребитель корабельного базирования поколения «4++», способный днем и ночью в любых погодных условиях и при активном радиоэлектронном противодействии со стороны противника эффективно решать достаточно широкий круг задач, возлагаемых сегодня на палубную авиацию:

• противовоздушная оборона корабельных соединений – ведение дальнего ракетного воздушного боя и ближнего маневренного воздушного боя;

• завоевание превосходства в воздухе и подавление авиации противника в районе действия своих сил и средств;

• борьба с надводными кораблями и судами противника с использованием высокоточных управляемых и неуправляемых авиационных средств поражения;

• уничтожение расположенных в приморской зоне береговых объектов противника и обеспечение авиационного прикрытия своих сил и средств, привлекаемых к осуществлению морских десантных операций;

• обеспечение боевых действий других родов авиации ВМС, в том числе берегового базирования, на маршрутах их полета в район выполнения боевой задачи;

• ведение воздушной разведки и наблюдения;

• выполнение роли самолета-заправщика для однотипных самолетов – в случае дополнительного оборудования подвесным агрегатом заправки ПАЗ-1МК производства НПП «Звезда» (устанавливается на место подвески подфюзеляжного дополнительного топливного бака).

В свою очередь учебно-боевой самолет МиГ-29КУБ предназначен для обеспечения тренировки и подготовки летчиков для одноместных палубных истребителей МиГ-29К.

По данным компании-разработчика, базирование самолетов МиГ-29К/КУБ обеспечивается на авианесущих кораблях водоизмещением от 28000 т, оборудованных взлетным трамплином и посадочным аэрофинишером, а также на наземных аэродромах.

Новая «корабелка», главным конструктором которой стал Николай Николаевич Бунтин, является глубоко модернизированной модификацией МиГ-29К образца 1988 г. («изделие 9-31»), основными отличительными особенностями которой являются:

• улучшенные эксплуатационные характеристики;

• повышенная надежность агрегатов, систем и узлов самолета;

• более низкая, почти в два с половиной раза, стоимость одного летного часа;

• увеличенный более чем в два раза летный ресурс машины;

• больший запас топлива и наличие системы дозаправки топливом в воздухе;

• способность брать большую боевую нагрузку;

• наличие новых двигателей с увеличенными тягой и ресурсом, имеющих цифровую систему управления и оснащенных улучшенной системой защиты от попадания посторонних объектов;

• новая бортовая интегрированная цифровая система управления полетом с четырехкратным резервированием;

• современная кислородная система с бортовой кислорододобывающей установкой БКДУ-130 (НПП «Звезда»), отличающаяся полным отсутствием кислородных баллонов;

• новые катапультные кресла К-36Д-3,5 класса «0-0» производства ОАО «Звезда»;

• уменьшенная в несколько раз заметность самолета в радиолокационном диапазоне (меньшая ЭПР), что было достигнуто преимущественно благодаря широкому использованию радиопоглощающих покрытий и композитов;

• наличие новой бортовой системы контроля и мониторинга;

• улучшенная стойкость конструкций истребителя к коррозии;

• способность выполнять роль самолета-заправщика.

Аэродинамика новых самолетов семейства МиГ-29К/КУБ не претерпела существенных изменений по сравнению с предшествующим вариантом, в основном они касаются конструкции и механизации крыла, взлетно-посадочных устройств и головной части фюзеляжа. Причем изменение механизации крыла, по заявлению разработчиков, преследовало собою цель улучшить управляемость самолета и повысить безопасность его полета при заходе на посадку на палубу авианосца. При создании планера, силовой установки и бортового оборудования российскими конструкторами были использованы самые современные технологии, а доля композиционных материалов в составе планера достигла 15%. Истребитель получил сварной стальной центроплан. Нашли применение и те специфические технические решения, которые настоятельно необходимы для эксплуатации самолета в корабельных (морских) условиях и которые уже прошли успешную апробацию на предыдущем варианте МиГ-29К, образца 1988 г.

Важным отличием новой машины, позволившим существенно повысить ее боевой потенциал, стали современные силовая установка, построенная на базе двигателей РД-ЗЗМК (ОАО «Климов»), и комплекс БРЭО, который, по желанию заказчика, был построен по принципу открытой архитектуры на основе стандарта MIL-STD-1533B и выполнен интернациональным по своему характеру (системным интегратором по теме БРЭО определено ОАО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро»). Интересным новшеством, внедренным на новом истребителе, стали флэш-карты для ввода полетного задания в бортовую систему управления самолета непосредственно перед вылетом. Во время полета на нее же записываются основные параметры, которые затем могут быть использованы для более тщательного анализа полета (выполнения полетного задания).

Самолет имеет девять внешних узлов подвески, на которых он может нести – в зависимости от решаемых задач – следующие авиационные средства поражения:

• УР класса «воздух-воздух»: средней дальности РВВ-АЕ (с активной радиолокационной ГСН) и самонаводящиеся Р-73Э для ближнего маневренного боя;

• УР класса «воздух-поверхность»: противокорабельные ракеты с радиолокационными головками самонаведения Х-31А и Х-35Э, а также противорадиолокационная ракета Х-31П;

• корректируемые авиабомбы КАБ-500Кр и КАБ-5000Д;

• неуправляемые авиационные средства поражения – обычные авиабомбы и неуправляемые авиационные ракеты.

Имеется также встроенная авиационная пушка ГШ-301 калибра 30 мм, боекомплект – 150 патронов.

Кроме того, при необходимости компания-разработчик может в достаточно сжатые сроки выполнить интеграцию в бортовой комплекс вооружения образцов западного или иного производства. Весьма вероятно, что арсенал МиГ-29К/КУБ будет расширен за счет новейших российских авиационных средств поражения, которые создавались, в том числе, и для оснащения истребителя МиГ-35. Речь, в частности, может идти о ракете большой дальности класса «воздух-поверхность».

Для увеличения боевого радиуса имеется возможность подвески дополнительных топливных баков: емкостью 2150 л – под фюзеляжем, и четырех баков емкостью по 1150 л – под крылом. Выдвижная штанга дозаправки обеспечивает прием в воздухе топлива не только от российских, но и зарубежных самолетов-заправщиков, что существенно расширяет диапазон использования МиГ-29К/КУБ в ВС Индии, не отличающихся однородностью вооружений, военной и специальной техники.

Первый полет опытного МиГ-29КУБ (№947) состоялся 20 января 2007 г. на аэродроме Летно-исследовательского института имени М. М. Громова в подмосковном Жуковском – самолет поднял в воздух экипаж в составе Павла Власова и Михаила Беляева. 25 июня 2007 г. в воздух поднялся и прототип одноместного МиГ-29К (№941), а 18 марта 2008 г. в воздух поднялся уже первый серийный МиГ-29К (№113). Следующим этапом программы стало испытание в сентябре 2008 г. на украинском комплексе НИТКА нового, трехтросового блока аэрофинишеров, а затем разработчик приступил к отработке посадки МиГ-29К/КУБ на ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Первую посадку на палубу находящегося в Баренцевом море корабля 28 сентября 2009 г. в 11 ч. 47 мин. на опытном МиГ-29К (№941) выполнил заместитель Генерального директора РСК «МиГ» по летной работе – начальник ЛИЦ им. А.В. Федотова – начальник летной службы РСК «МиГ» заслуженный летчик-испытатель РФ Герой России Павел Власов, а за ним через полчаса на серийном МиГ-29КУБ (№672), окрашенном в цвета авиации ВМС Индии, посадку совершили летчики-испытатели РСК «МиГ» Герой России Николай Диордица и Михаил Беляев. Менее чем через два часа оба самолета с теми же экипажами выполнили взлет.

В 2009-2011 гг. первая партия из 16 серийных МиГ-29К/КУБ была поставлена ВМС Индии, причем первые четыре машины были официально приняты на вооружение ВМС Индии на авиабазе «Ханса» (INS Hansa), штат Гоа, 19 февраля 2010 г. В свою очередь РСГ «МиГ» летом 2011 г. приступила к производству следующей партии МиГ-29К/КУБ – в рамках нового контракта на поставку 29 самолетов, подписанного 12 марта 2010 г. и оцениваемого в 1,2 млрд. долл. (по др. данным – 1,5 млрд. долл.) Поставки по данному контракту начались в декабре 2012 г., когда были переданы первые четыре машины.

11 мая 2013 г. на авиабазе «Ханса» состоялась официальная церемония ввода в боевой состав авиации ВМС Индии первой эскадрильи МиГ-29К/ КУБ – 303-й эскадрильи «Черные пантеры» (INAS 303 Black Panthers), имеющей на вооружении 12 МиГ-29К и четыре МиГ-29КУБ (все поставлены в рамках контракта от 2004 г.). В перспективе на данный тип самолетов будут перевооружены еще две эскадрильи: 300-я «Белые тигры» (INAS 300 White Tigers) и 552-я учебно-боевая «Храбрые» (INAS 552 Braves), которые в настоящее время летают на СВВП «Си Харриер». Кроме того, планами военно-морского строительства предусматривается ввод в боевой состав ВМС Индии в ближайшем будущем еще двух авианосцев национальной постройки, так что количество закупленных МиГ-29К/КУБ может еще вырасти. При этом минимум еще одна эскадрилья МиГ-29К/КУБ в мирное время будет находиться в резерве.

В заключение остается лишь добавить, что в начале декабря 2013 г. командующий ВМС Индии адмирал Д.К. Джоши в интервью индийским СМИ еще раз отметил очень высокое значение АВ «Викрамадитья» для национальной программы военно-морского строительства и подчеркнул, что ввод данного корабля в боевой состав ВМС Индии позволит ускорить процесс создания океанского флота, базирующегося на современных и мощных авианосных силах. Что касается самого многомиллиардного проекта, то, учитывая объем всех работ, выполненных десятками компаний и организаций в его рамках, можно без каких-либо оговорок утверждать, что он стал на сегодня крупнейшим в мировой практике ВТС в области военно-морских вооружений и техники, а по объему и сложности выполняемых работ пока не имеет аналогов.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru