Десантные корабли-доки «Роттердам» и «Галиция»

Владимир Щербаков
Журнал «Обозрение армии и флота» №5, 2009

В рамках очередного Международного военно-морского салона, проводившегося в июне 2009 года, Санкт-Петербург посетил с дружественным визитом десантный корабль с доковой камерой (корабль-док) «Йохан де Витт» (HrMs Johan de Witt, L800), спущенный на воду в феврале 2007 г. и являющийся вторым кораблем типа «Роттердам», боевого состава Королевских ВМС Нидерландов.

Десантные корабли-доки типа «Роттердам» строились по проекту «Enforcer Landing Platform Dock» компании «Royal Schelde» на принадлежащей ей судоверфи «Schelde Shipbuilding», расположенной в городе Влиссинген (также часто Флиссинген), Нидерланды. Данный проект был разработан на основе тактико-технического задания, выданного в рамках реализация совместной испано-голландской программы постройки однотипных десантных кораблей, имеющих доковую камеру для десантно-высадочных средств, а также вертолетную палубу и ангар для постоянного базирования авиагруппы.

По данному проекту – с небольшими отличиями – к настоящему времени в общей сложности построено восемь десантных кораблей-доков:

• два типа «Роттердам» для Королевских ВМС Нидерландов;

• два типа «Галиция» для Королевских ВМС Испании (строились на верфи испанской компании «Bazan», сегодня – «Navantia»; приняты в боевой состав флота в 1998 г. – «Галиция» и в 2001 г. – «Кастилия»);

• четыре типа «Бей» для Королевских ВМС Великобритании (построены на верфях компаний «Swan Hunter» (первые два) и «ВАЕ Systems Naval Ships» (остальные два, «Маунтс Бей» и «Кардиган Бей») на замену устаревшим десантным кораблям типа «Раунд Тейбл» и имеют несколько большие по сравнению с остальными кораблями водоизмещение и главные размерения).

Контракт на постройку головного корабля типа для голландского флота – «Роттердама» (HrMs Rotterdam, L801), был выдан компании «Royal Schelde» в апреле 1993 г., в 1997 г. корабль был спущен на воду и в следующем году пополнил боевой состав голландских ВМС. Оценив опыт эксплуатации головного корабля как положительный и «накопив» средств в бюджете, командование Королевских ВМС Нидерландов в 2002 г. выдало заказ на постройку второго корабля типа «Йохан де Витт», но с внесением ряда усовершенствований, что привело к возрастанию стандартного (полного) водоизмещения с 9500 (12750) тонн у «Роттердама» до 12500 (16680) тонн у «Йохана де Витта». Также возросли и главные размерения: длина – 176,35 м (была 162,2 м), ширина наибольшая – 27,2 м (25,0 м), осадка максимальная – 5,9 м (осталась прежней). Отличительной особенностью «Йохана де Витта» также стало наличие на его борту специального командного центра для управления действиями корабельного соединения или группировки объединенных сил ВС Нидерландов или ВС стран НАТО. В мае 2006 г. корабль прошел церемонию «крещения» (т. е. официально получил право носить свое имя), а в июле 2007 г. – вступил в боевой состав флота. С ноября 2007 г. «Йохан де Витт» стал активно привлекаться к учениям и различным операциям, а в середине 2008 г. представитель голландских ВМС официально сообщил о введении корабля в первую линию.

Десантные корабли-доки типа «Роттердам» предназначены для приема на борт, транспортирования морем и высадки морского десанта численностью до одного батальона морской пехоты со штатными средствами усиления, боевой и вспомогательной техникой и вооружением, причем автономность корабля по запасам провизии в этом случае составляет 10 суток. Данные корабли способны осуществлять выпуск и прием вертолетов при состоянии моря до 6 баллов включительно, а выпуск и прием в доковую камеру десантно-высадочных средств – до 4 баллов включительно. Также возможно использование кораблей этого типа для перевозки войск и грузов морем и для решения задач в рамках спасательных (гуманитарных) или миротворческих операций.

Экипаж корабля составляет по штату 124 человека, в том числе 13 офицеров, имеются помещения для размещения до 613 человек морского десанта. Грузовые помещения корабля рассчитаны на перевозку 170 боевых бронированных машин (БТР или БМП) или 33 основных боевых танков, а доковая камера может вмещать до шести десантных катеров типа LCVP Мк3, четырех ДКА типа LCU Мк9 или типа LCM8. «Йохан де Витт» дополнительно оборудован для приема двух ДКАВП типа LCAC. Данные десантные корабли-доки могут обеспечивать постоянное базирование вертолетной группы: верхняя палуба (58×25 метров) позволяет проводить обслуживание одновременно двух тяжелых вертолетов типа ЕН101, а расположенный непосредственно перед палубой вертолетный ангар вмещает до четырех вертолетов типа ЕН101 или до шести средних вертолетов типа «Супер Пума» или NH90. На корабле также имеется плавучий госпиталь, оснащенный, среди прочего, операционной и медицинской лабораторией.

Средства самообороны корабля представлены двумя 30-мм зенитными артиллерийскими комплексами «Голкипер», установленными в носовой и кормовой частях надстройки, рядом с полетной палубой (управление стрельбой осуществляется, в том числе при помощи ИК-системы IRSCAN компании «Thales Netherland»), четырьмя 20-мм пушками «Эрликон», размещенными на мостике корабля, а также средствами РЭБ – четырьмя шестизарядными пусковыми установками комплекса постановки помех SRBOC Мк36 и буксируемой противоторпедной ловушкой AN/SLQ-25 «Никси» (Nixie; разработчик компания «Argon ST», США).

Главная энергетическая установка кораблей типа «Роттердам» – двухвальная дизель-электрическая, включает в свой состав четыре дизель-генераторных агрегата Stork Wartsila 12SW28 суммарной мощностью 14,6 МВт и два электромотора марки «Holec» суммарной мощностью 16320 л.с. (12 МВт), каждый из которых работает на свой гребной винт фиксированного шага. Также имеются два резервных электромотора мощностью по 600 л.с., используемых преимущественно на малых скоростях, при движении в стесненной акватории порта (базы), а установленный в носовой части корабля вспомогательный винто-рулевой комплекс имеет мощность 252 л.с. (185 кВт). Главная энергоустановка обеспечивает кораблю максимальную скорость хода до 18 узлов, а при экономическом ходе – 12 узлов. При нормальном запасе топлива дальность плавания достигает 6000 миль.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru