Современные отечественные ракетные и артиллерийские катера имеют довольно богатую историю развития. И если ракетный катер как класс уже по своему определению смог возникнуть лишь с появлением управляемого реактивного вооружения (ракет) в 1950-х годах, то происхождение артиллерийского катера имеет более далекие корни.
Немного истории
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Прообразом этого класса малых боевых кораблей были канонерские лодки, строившиеся еще в царской России в начале XX века в эпоху расцвета парового флота. Как правило, это были корабли ограниченного водоизмещения (25-250 тонн) с мощным артиллерийским вооружением, предназначенные для боевых действий на реках, озерах и в прибрежных морских районах. Они могли осуществлять береговую оборону или оборону портов, а также вести борьбу с десантами противника или поддерживать свои войска на берегу. Канонерские лодки могли иметь как серьезное бронирование, так и не иметь его вовсе, в особенности это касалось переоборудованных или мобилизованных судов. Существовал также подкласс морских канонерских лодок, но они имели значительно большее водоизмещение и выходят за рамки данного обзора.
Первыми отечественными речными канонерскими лодками специальной постройки стали корабли типов «Бурят» и «Вогул» (1907-1908 гг.) водоизмещением 193-244 т, предназначавшиеся для Амурской флотилии, к которым в дальнейшем добавились аналогичные корабли новых серий. Наиболее массовым по количеству речных канонерских лодок в России стал период гражданской войны, когда артиллерия устанавливалась буквально на все речные суда, включая буксиры и пассажирские пароходы.
Позднее, уже в СССР, в ленинградском ЦКБ-50 (бывшее «Речсудопроект») были разработаны и выпускались серийно два типа речных бронекатеров (БКА): проект 1124 – двухбашенный большой БКА для Амура, и проект 1125 – однобашенный малый БКА для Днепра. Первый строился в 1936–1946 годах в количестве 99 единиц, второй – в 1938–1947 гг. в количестве 203 единицы. Оба катера имели противопульное бронирование и вооружались 76,2-мм орудиями в стандартной танковой башне от танка Т-34 и спаренными 12,7-мм зенитными пулеметными установками. В качестве главной энергетической установки (ГЭУ) использовались дизеля мощностью 850 л.с., два – на большом БКА, один – на малом.
Эти бронекатера приобрели большое значение в годы Великой Отечественной войны, ввиду ограниченного использования более крупных надводных кораблей. Они активно действовали в составе речных флотилий, нанося огневые удары по живой силе и технике противника на берегу, конвоируя транспорты на реках и в прибрежных районах, и завершили свой боевой путь, дойдя вместе с советскими войсками до Берлина, Вены, Белграда и Будапешта. А бронекатера Амурской флотилии не менее успешно участвовали в Маньчжурской наступательной операции на Дальнем Востоке.
Повествуя о бронекатерах, стоит также упомянуть и таких кораблях как «шхерные мониторы» или морские БКА (МБКА). Решение об их постройке было принято в1942 г. Военным советом Балтийского флота, а проектирование поручено КБ завода №194 (Адмиралтейскиий завод). Проект 161 (водоизмещение 163 тонны) создавался специально для условий блокадного Ленинграда и имел упрощенные обводы корпуса, бронирование рубки и цитадели, а в качестве вооружения нес две 76,2-мм пушки в танковых башнях от Т-34. Всего в 1943–1944 годах было построено 20 таких МБКА. Они активно использовались для непосредственной артиллерийской поддержки десантов во время Выборгской, Моонзундской и Восточно-Прусской наступательных операций на Балтике.
![]() |
В годы войны впервые на малых кораблях нашло применение реактивное оружие. На малых охотниках, торпедных катерах, морских и речных бронекатерах были установлены многобалочные реактивные установки знаменитых «Катюш». Так в 1942 году была разработана пусковая установка М-8-М (12 направляющих) башенно-палубного типа для стрельбы 82-мм неуправляемыми реактивными снарядами М-8 и установка М-13-М (16 направляющих) надпалубного типа для стрельбы 132-мм реактивными снарядами М-13. Установки предназначалась для обеспечения выполнения боевых задач по поражению массированным огнем незащищенных береговых и морских целей противника. Подтвержденная на практике эффективность реактивного вооружения катеров в дальнейшем привела к созданию модификаций с 24 и 32 направляющими. Само по себе применение мощных реактивных пусковых установок на отечественных катерах и кораблях оказало существенное влияние на успехи многих военных и десантных операций в Великой Отечественной войне в 1942–1945 годах.
Таблица 1
Основные тактико-технические характеристики советских бронекатеров периода Второй Мировой войны
Проект |
1124* |
1125* |
161 |
Годы постройки |
1936-1946 |
1938-1947 |
1943-1944 |
Водоизмещение, т: – стандартное – полное |
45 47 |
29 32 |
152 163 |
Размерения, м: – длина – ширина – осадка |
25,3 3,74 0,74 |
22,6 3,4 0,56 |
36,2 5,2 1,28 |
Тип ГЭУ |
двухвальная, дизельная |
одновальная, дизельная |
двухвальная, бензомоторная |
Мощность, л.с. |
2 х 850 |
1 х 850 |
2 х 1000 |
Скорость, уз.: – полного хода – экономическая |
21 10 |
18 10,5 |
10,8 14 |
Дальность плавания, миль (при скорости, уз.) |
240 (21) 350 (10) |
108 (18) 178 (10,5) |
450 (13) |
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеры) |
18 (1) |
13 (1) |
38 (3) |
Бронирование, мм |
борт – 7 палуба – 4 рубка -7 лоб башни – 45 |
борт – 7 палуба – 4 рубка -7 лоб башни – 45 |
борт цитадели – 50 палуба – 30 рубка – 50 лоб башни – 45 |
Вооружение |
76,2-мм Ф-34 – 2х1 (в танковых башнях) ПУ М-13-М для РС (на некоторых вместо одной башни) 12,7-мм ДШК – 1х2 7,62-мм – 2х1
|
76,2-мм Ф-34 – 1х1 (в танковой башне) ПУ М-8-М для РС (на некоторых) 12,7– мм ДШКМ-2Б – 2х2 7,62-мм – 1х1 |
76,2-мм Ф-34 – 2х1 (в танковых башнях) 45-мм 21-К – 2х1 (или 82-мм миномет или ПУ на 6 РС) 37-мм 70-К – 1х1 12,7-мм ДШК – 2х1 7,62-мм – 2х1 |
* даны характеристики катеров образца 1940 г.
ПУ – пусковая установка
РС – реактивный снаряд
![]() |
![]() |
После войны строительство бронекатеров в нашей стране было продолжено. Разработки велись с 1943 года сначала в ЦКБ-32 и ОКБ НКВД при заводе №340, а затем в специально созданном для этого ЦКБ-19. Наиболее массовой серией (118 единиц) в 1947–1952 годах строились бронекатера проекта 191-М водоизмещением 56,5 тонн. Они имели классическую для БКА схему компоновки, но вооружались уже разработанной после войны 85-мм универсальной башенной артустановкой МК-85 и двумя 14,5-мм пулеметными башнями 2М-6 также послевоенной разработки. Водоизмещение составляло 53,4/56,5 тонн, двухвальная дизельная ГЭУ имела мощность 2000 л.с., скорость полного хода 23 узла.
Дальнейшим развитием довольно удачных МБКА пр.161 (они же – корабли непосредственной поддержки десанта) стали послевоенные корабли проекта 186 (водоизмещение 164 тонны), иногда называвшиеся у нас «малыми канонерскими лодками». На них устанавливались две 85-мм пушки в танковых башнях, в качестве двигателей использовались поставляемые союзниками дизели «General Motors» (суммарная мощность 2000 л.с.), скорость составляла 14 узлов. С 1945 по 1947 годы советскому флоту был сдан 31 такой корабль.
Позднее, в 1949 году, на базе пр.191-М в ЦКБ-19 был разработан проект 192 более совершенного послевоенного БКА, вобравшего в себя весь опыт довоенного проектирования и с учетом боевого применения в Великой Отечественной войне. Было построено два экземпляра (пр.192-I и пр.192-II), но серийное производство так и не было начато в связи с появлением на море принципиально нового оружия.
Таблица 2
Основные тактико-технические характеристики советских послевоенных бронекатеров
Проект |
191-М |
192 |
186 |
Годы постройки |
1947-1952 |
1951 |
1945-1947 |
Водоизмещение, т: – стандартное – полное |
49,7 56,5 |
61,3 67 |
154,5 164 |
Размерения, м: – длина – ширина – осадка |
25,9 4,3 0,65 |
27,2 4,3 0,7 |
36,2 5,2 1,5 |
Тип ГЭУ |
двухвальная, дизельная |
двухвальная, дизельная |
двухвальная, дизельная |
Мощность, л.с. |
2 х 1000 |
2 х 1000 |
2 х 1000 |
Скорость, уз.: – полного хода – экономическая |
23 10 |
22 14 |
14 5,3 |
Дальность плавания, миль (при скорости, уз.) |
520 (10) |
600 (10) |
600 (14) 2890 (5,3) |
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеры) |
14 (1) |
15 (1) |
42 (3) |
Бронирование, мм |
борт – 7+7+7+7* палуба – 10 рубка -7+7* лоб башни – 30 |
борт – 7+10+8+7* палуба – 10 рубка -10+14+30+10+8* лоб башни – 30 |
борт цитадели – 30 палуба – 20 рубка – 30 лоб башни – 90 |
Вооружение |
85-мм МК-85– 1х1 14,5-мм 2М-6 – 2х2 мины – 8
|
85-мм МК-85– 1х1 14,5-мм 2М-6Т – 2х2 мины – 8 |
85-мм ЗиС-С-53 – 2х1 (в танковых башнях) 37-мм 70-К – 1х1 12,7-мм ДШКМ-2Б – 2х2 |
* разнесенное бронирование