«Москит» для «москитного флота»

Михаил Сакович
Журнал «Обозрение армии и флота» №1, 2009

 

По окончании шестидневной войны 1967 г. боевые действия между Израилем и арабскими странами практически прекратились. Однако осенью в районе Порт-Саида попаданием трех ракет П-15 с египетского катера советской постройки был отправлен на дно израильский эсминец «Эйлат». Первое в мировой истории применение ракетного оружия «корабль–корабль» завершилось блестящим успехом.

Не менее эффективно эти ракеты применялись спустя три года индийским флотом против пакистанских кораблей и береговых объектов. Тем не менее, уже в то время ракета П-15, разработка которой в СССР началась еще в 1955 г., не вполне отвечала требованиям к корабельному ракетному оружию. Ряд недостатков удалось устранить в ходе модернизации, проведенной в 1960-е годы. С применением новой моноимпульсной радиолокационной головки самонаведения (ГСН) повысилась помехозащищенность, уменьшение высоты полета снизило уязвимость от зенитного огня, вдвое увеличилась максимальная дальность. Принятый в 1972 г. на вооружение ВМФ комплекс «Термит» с ракетой П-15М помимо катеров устанавливался на больших противолодочных и ракетных кораблях проектов 61М и 56М, а также рассматривался в качестве главного оружия перспективных эсминцев проекта 956.

Однако и после модернизации П-15 одна из ее важнейших тактико-технических характеристик – скорость полета, осталась на прежнем, дозвуковом уровне. Ставилась под вопрос эффективность применения этих ракет против современных кораблей флотов западных стран, оснащенных маловысотными зенитными ракетными комплексами и скорострельными артиллерийскими установками.

Первые проектные предложения по новой сверхзвуковой ракете 3М-80 комплекса «Москит», были разработаны в дубнинском МКБ «Радуга» в 1970 году. Спустя два года был выпущен аванпроект, а в 1974 г. – эскизный проект. По скорости новая ракета не уступала лучшим, разрабатываемым в то время образцам, по дальности (свыше 100 км) – предназначенной для вооружения малых ракетных кораблей ракете «Малахит», при этом завяленная высота полета не превышала десяток-другой метров, что способствовало скрытному подходу к цели.

Высокие летно-тактические характеристики при массе 3950 кг и длине 9,4 м примерно соответствующим показателям дозвукового «Малахита», предусматривалось достигнуть применением прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД). Разработка ПВРД для «Москита» была начата коллективом М.М. Бондарюка в ОКБ «Красный Октябрь». После переключения этой организации на другую тематику, разработка ПВРД продолжилась в Тураевском МКБ «Союз» под руководством В.Г. Степанова.

Как показал опыт разработки ПВРД для зенитных ракет «Круг» и «Куб», создание подобных двигателей – исключительно сложная задача. Применительно к ракете «Москит» проектирование ПВРД несколько упрощалась тем, что ее двигатель работал в узком диапазоне скоростей и высот. Кроме того, в отличие от зенитных ракет, «Москиту» не требовалось резко маневрировать, выходя на большие углы атаки.

Начальный разгон ракеты «Москит» до скорости, необходимой для работы прямоточного двигателя, обеспечивался твердотопливным стартовым двигателем, размещенным внутри камеры сгорания ПВРД. После выгорания топлива опустевший корпус стартового двигателя выталкивался из камеры сгорания ПВРД воздухом, поступающим через его воздухозаборники.

Применение жидкого топлива в прямоточном двигателе позволяло достаточно просто регулировать соотношение горючего и окислителя – атмосферного воздуха. Впереди, расположенного в передней части ракеты большого бака горючего, размещалась проникающая боевая часть массой 300 кг, половина которой составляло ВВ. Перед боевой частью – радиолокационная ГСН.

Под общим руководством С.А. Климова в московском НИИ «Альтаир» была разработана, так называемая, система наведения и автоматического управления, выполнявшая функции всепогодной комбинированной активно-пассивной ГСН, достаточно устойчивой к радиоэлектронному противодействия противника и обеспечивавшей возможность стрельбы по постановщикам активных помех. Для отработки системы управления была создана летающая лаборатория на базе самолета Бе-12, а судно мишень оснастили специальным имитатором активного радиолокационного излучения – устройством «Минарет».

Ракета 3М-80 была выполнена по нормальной схеме с Х-образным расположением крыльев и оперения, консоли которых складывались при размещении изделия в контейнере. Так как на маршевом участке полета хвостовая часть фюзеляжа представляла собой легкую пустую трубу камеры сгорания ПВРД, то центр тяжести и крылья были сдвинуты к носовой части ракеты.

Данные о цели выдавал разработанный киевским НПО «Квант» корабельный комплекс «Монолит» с активным и пассивным каналами обнаружения, обеспечивающий также прием целеуказания от других кораблей и самолетов. Большой цилиндро-полусферический обтекатель антенны активного канала стал непременной принадлежностью почти всех вооруженных «Москитом» кораблей.

Работы по созданию ракеты «Москит» проходили в сложной обстановке. Ряд известных специалистов поставил под сомнение саму возможность создания маловысотного сверхзвукового ПВРД.

В 1978 г. на полигоне под Феодосией выполнили два бросковых пуска макетов ракеты с натурным стартовым двигателем. Еще ранее на полигоне Ржевка под Ленинградом провели исследования по воздействию струи стартового двигателя на полноразмерный макет, как бы разрезанного по диаметральной плоскости, катера. Еще не созданный стартовый двигатель «Москита» заменили связкой из нескольких серийных твердотопливных двигателей. По результатам этих экспериментов выявилась необходимость усиления первого яруса надстройки и палубы катера, а также изменения конструкции пусковой установки.

Первый, пуск ракеты, еще не оснащенной ГСН, провели с берега в районе Феодосии в самом конце 1979 г. Он закончился неудачей – корпус отработавшего стартового двигателя не вышел из камеры сгорания маршевого, а радиовысотомер принимал за сигнал от подстилающей поверхности излучение, отраженное от расположенных впереди предметов. Летом и осенью следующего года провели два успешных автономных пуска.

Первый пуск ракеты с ГСН, укомплектованной только аппаратурой пассивного канала 27 января 1981 г. завершился аварией. Три последующих прошли успешно, при этом в двухракетном пуске 26 июня задействовались оба канала ГСН. Совместные испытания пусками с берега успешно начались 21 августа и завершились 14 апреля следующего года.

К этому времени начались испытания «Москита» с ракетного катера Р-46 – второго из двух головных катеров пр.12411, построенных на ленинградском «Приморском заводе», и первого, оснащенного комбинированной дизель-газотурбинной установкой. Катер был спущен на воду еще в 1977 г., после чего он почти три года ждал поставки нового комплекса. После первого и вполне удачного броскового пуска оснащенного штатным «стартовиком» макета ракеты с 24 ноября 1981 г по 29 сентября 1982 г. провели 6 стрельб управляемыми ракетами, одна из которых закончилась аварией из-за отказа аппаратуры, а две – по вине двигателей.

С 29 апреля 1982 г. на Северном флоте провели 3 успешных пуска «Москита» с головного эсминца пр.956 «Современный». Совместные испытания закончились 28 ноября удачным двухракетным залпом с однотипного корабля «Отчаянный», но только 4 января 1984 г. комплекс «Москит» приняли на вооружение. Серийное производство ракет велось на заводе «Прогресс» в дальневосточном городе Арсеньеве.

«Москит» стал первой отечественной ракетой, летящей на высоте менее 10 м со скоростью, в 2-3 раза превышающей скорость звука. Под воздействием ударной волны сжатого воздуха морская поверхность, над которой летит ракета, как бы продавливается гигантской ложкой, образую впадину, а затем подсасываемая струей от двигателя, вздымается фонтаном выше летящей ракеты.

Наиболее массовыми носителями «Москита» стали ракетные катера пр.12411 «Молния-1». Необходимость создания этого катера определялась исчерпанностью резервов для дальнейшей модернизации катеров пр.205. Еще в середине 1960-х годов была осознана слабость оборонительного оружия этих катеров, состоявшего из двух спаренных 30-мм автоматов. Это подтвердилось также в ходе октябрьской войны 1973 г. на Ближнем Востоке.

Прорабатывавшиеся варианты внедрения на ракетоносец пр.205 спаренного 57-мм автомата АК-725 за счет удлинения катера на 4 м было отвергнуто из-за недостаточной прочности корпуса. Спустя десятилетие артиллерию все-таки усилили, но уже на катере на подводных крыльях пр.206МР. Это удалось только за счет разработки нового корпуса и сокращения вдвое числа ракет П-15М.

Достаточно мощным ударным и оборонительным оружием обладали малый ракетный корабль пр.1234. Но он по водоизмещению втрое превышал катер пр.205, был соответственно дороже, да и по скорости уступал многим зарубежным ракетным катерам.

Для обеспечения боевой устойчивости соединений ракетных катеров пр.205 в начале 1970-х годов было предложено развернуть строительство вдвое больших по водоизмещению, ракетно-артиллерийских катеров пр.1241, вооруженных спаренной 76-мм артиллерийской установкой АК-726, 30-мм автоматом и зенитным ракетным комплексом (ЗРК) «Оса-М». Эти катера специально предназначались для боя с вражескими легкими силами и самолетами.

Позднее было предложено взамен продолжения строительства катеров уже устаревшего пр.205 разработать на базе артиллерийского катера пр.1241 его ракетную модификацию – катер пр.1241РА с 4 ракетами П-15М, но без ЗРК «Оса-М». В ходе проектирования выяснилась возможность и целесообразность за счет небольшого роста водоизмещения и уменьшения артиллерии до одноствольной 57-мм артустановки разместить на ракетном катере пр.1241Р наряду с четырьмя ракетами П-15 также и комплекс «Оса-М». Позднее П-15М заменили на новейший ракетный комплекс «Москит», а взамен 57-мм артиллерийской установки установили 76-мм АК-176 и два шестиствольных 30-мм автомата АК-630. На завершающем этапе проектирования для достижения заданной скорости свыше 40 узлов отказались от ЗРК «Оса-М», посчитав его эффективность как недостаточную. Катер стал явно уязвим с воздуха. В качестве психологической компенсации предусматривалось применение экипажем переносных зенитных комплексов (ПЗРК) типа «Стрела-2 и 3», а позже и «Игла».

Проектирование катера пр.12411, унифицированного с противолодочным (пр.12412) и пограничным (пр.1241П) вариантами, велось в ЦМКБ «Алмаз» под руководством Е.И. Юхнина, а затем В.Н. Устинова.

Катер длиной 65,1 м при ширине 10,2 м по водоизмещению (стандартное – 436 т, полное – 493 т) вырос более чем вдвое по сравнению с пр.205, так что для обеспечения скорости 41 узел потребовалась исключительно мощная энергетическая установка. На каждый из двух валов работали по маршевому дизелю М-510 и по форсированной газотурбинной установке М-70 мощностью 4000 и 12000 л.с. соответственно. На обоих бортах располагалось по пусковой установке КТ-152 с установленными друг над другом трубчатыми контейнерами. Катера «Молния-1» отличались на редкость изящным силуэтом.

Разработка «Москита» задерживалась и на каждом из трех заводов-строителей несколько катеров вооружили старыми П-15М. Всего построили 20 таких катеров пр.1241-1 (или пр.1241 Т) для советского флота и 22 катера пр.1241РЭ – на экспорт. Катера с ракетами П-15М отличались также иным радиоэлектронным вооружением и энергоустановкой с маршевой турбиной вместо дизеля.

ПВО катеров можно было значительно усилить установкой взамен АК-630 зенитного ракетно-артиллерийского комплекса ближнего рубежа «Кортик», что и было осуществлено на катере Р-55 пр.1241Т (заводской № 201), который в 1983-1985 гг. был достроен по проекту 12417. На нем были проведены успешные испытания «Кортика». Его размещению на серийных катерах препятствовала невозможность одновременной установки всех радиолокационных средств «Кортика» и «Москита» без ухудшения остойчивости. Впрочем, с учетом, как правило, группового боевого применения ракетных катеров, хотя бы часть из них могла оснащаться «Кортиками» с соответствующими радиоэлектронными средствами и ракетами «Москит», пуски которых можно было производить по целеуказаниям с других катеров, укомплектованных «Монолитом».

Ленинградский Приморский завод, построив головной катер с «Москитом» и 4 катера с П-15М, вернулся к постройке малых ракетных кораблей пр.1234. Десять серийных катеров пр.1241.1 с «Москитом» построили под Ленинградом на Средне-Невском заводе и еще 25 – на Хабаровском судостроительном заводе. Был также разработан экспортный вариант катера – пр.12421, комплектовавшийся «Москитом-Э» и несколько иным радиоэлектронным вооружением.

Помимо катеров – «москитного флота» – основным носителем «Москита» стал эсминец пр.956 («Сарыч»), первоначально задуманный как замена подлежащих списанию артиллерийских эсминцев и крейсеров постройки 1950-х годов, и предназначавшийся, прежде всего, для поддержки десанта огнем 130-мм пушек. По мере «роста аппетита» Заказчика, ранее предусмотренное простое и дешевое противовоздушное и противокорабельное оборонительное вооружение, заменили на наиболее совершенные в то время ракетные комплексы – зенитный М-22 «Ураган» и ударный «Москит». Своего рода морской монитор превратился в полноценный корабль океанской зоны. Ограничения по стапелям «Завода им А.А. Жданова» не позволили пополнить коллекцию оружия пр.955 еще и мощными противолодочными средствами. В результате была принята концепция применения эсминцев пр.956 на пару со столь же крупными большими противолодочными кораблями пр.1155 «Фрегат», при этом стоимость решения боевой задачи почти удвоилась по сравнению с применением одного не намного большего многоцелевого корабля.

При полном водоизмещении 7940 т, длине 156,5 и ширине 17,2 м эсминец пр.956 развивал скорость 32 узла и обладал дальностью плавания при 18-узловой скорости 4500 миль.

Отметим, что эсминцы пр.956 стали одними из красивейших кораблей нашего флота. Грозно смотрящие как в нос, так и в корму массивные двуствольные артиллерийские башни А-218 (АК-130) и балочные направляющие пусковых установок 3С-90 зенитного комплекса М-22 «Ураган», установленные по бортам счетверенные пусковые установки КТ-190 ракет «Москит», 4 шестиствольных зенитных автомата АК-630 создавали предельно грозный образ, вооруженного до зубов, корабля, что способствовало успешному выполнению задач по «защите государственных интересов СССР».

Головной эсминец «Современный» (заводской № 861) был заложен на «Заводе им. Жданова» 2 марта 1976 г. и формально вступил в строй 25 декабря 1980 г. На этом корабле в наибольшей мере проявилась «показуха» заката советской эпохи – он вышел на ходовые испытания истинным «голубем мира» – безоружным, без артиллерии и ракетных комплексов. Испытания «Москита» тремя пусками ракет провели в 1982 г, а зенитный комплекс М-11 «Ураган» приняли на вооружение в 1984 году.

Вслед за «Современным» для отечественного флота построили 16 серийных эсминцев пр.956. По сравнению с первыми кораблями дважды сменялись радиолокационные станции, совершенствовались другие системы и оружие. Но, как писал М.Ю. Лермонтов, «плохая им досталась доля…». По личной инициативе главкома ВМФ С.Г. Горшкова вместо, ставших уже привычными газовых турбин, на пр.956 применили паротурбинную установку, эксплуатация которой потребовала строго соблюдения установленных правил. В силу «человеческого фактора» котлы выходили из строя при полной сохранности куда более сложных и дорогих корабельных систем. Редкий корабль пр.956 оставался на ходу более 5-7 лет. В 1990-е годы это уже означало летальный исход. Из 17 построенных кораблей в лучшем случае пять сохранили реальную перспективу послужить Родине в XXI веке. Не осталось надежд и на достройку оставшихся трех корпусов для Российского флота. Довольно быстро нашелся покупатель. Для ВМС Китая достроили «Важный», «Вдумчивый» по проекту 956Э, потом начали строительство еще двух эсминцев по усовершенствованному проекту 956ЭМ.

Помимо катеров пр.12411 и эсминцев пр.956, комплекс «Москит» поступил на вооружение также и трех абсолютно уникальных кораблей.

В ЦКБ «Алмаз» под руководством главного конструктора Л.В. Ельского, (позднее В.И Королькова) разработали малый ракетный корабль на воздушной подушке скегового типа пр.1239, который, неся помимо ЗРК «Оса-М» и 76-мм автомата, две счетверенных пусковых установки КТ-206 ракет «Москит» и пару шестиствольных 30-мм автоматов, по мощи ударного вооружения не уступал эсминцу пр.956 и превосходил серийный малый ракетный корабль пр.1234М. Пара газотурбинных установок мощностью 20000 л.с., два дизеля по 10000 л.с. и два дизеля по 3300 л.с. обеспечивают кораблю водоизмещением 1050 т, длиной 64 и шириной 17,2 м скорость свыше 45-узлов. Головной корабль МРК-27 «Бора» был построен в г. Зеленодольске в 1987 г. и через два года сдан флоту. Позднее в строй вступил второй аналогичный корабль МРК-17 «Самум».

Тремя спаренными установками КТ-215 комплекса «Москит» был оснащен и ракетный корабль-экраноплан пр.903 «Лунь», работы по которому велись в горьковским «ЦКБ по судам на подводных крыльях» еще с 1962 г. сначала под руководством Р.Е Алексеева, а затем – В.Н. Кирилловых. Корабль, при водоизмещении 380 т, длине 73,8 м и ширине 19,2 м способен развивать скорость полета до 500 км/час был построен на опытном заводе «Волга» в 1987 г. В ходе испытаний на Каспии после неудачного проведения одиночного пуска был успешно выполнен двухракетный залп. Ранее, в 1984 г. на полигоне под Феодосией с установленного на берегу полноразмерного макета корабля пр.903 провели пару бросковых пусков макетов «Москита» для подтверждения безопасности воздействия струи стартового двигателя на конструкцию экраноплана, выполненную в основном из легких сплавов. К сожалению, работы по ракетоносным экранопланам были прекращены. Помимо экономических трудностей сказалась и неясность тактической концепции этого корабля, который недоброжелатели именовали «очень тихоходным гидросамолетом».

Возможно, было создание и еще одного типа носителя «Москита» с динамическими принципами лоддержания, на базе небольшого катера на подводных крыльях пр.1145. Однако, будучи дороже массового катера 1241.1, ракетоносец на подводных крыльях был столь же уязвим от атак авиации.

Комплекс «Москит» успел получить еще один единичный корабль – усовершенствованный вариант БПК «Фрегат» – пр.11551 «Адмирал Чабаненко», построенный на калининградском «Янтаре» в 1993 году. Применение компактного ракетно-торпедного комплекса «Водопад» взамен громоздкой противолодочной «Метели» позволило разместить две счетверенных пусковых установки КТ-190 с «Москитами». Кроме того, четыре автомата АК-630 сменили тем же числом зенитных ракетно-артиллерийских комплексов ближнего действия «Кортик», пару одноствольных 100-мм АК-100 – спаренной 130-мм А-218, взамен гидроакустического комплекса «Полином» установили новейший «Звезда-2», старинные РБУ-6000 сменил комплекс противоторпедной защиты «Удав-1». При водоизмещении – 8900 т (вместо 7600 т) и неизменных размерениях (длина 163,5 м, ширина 19 м), корабль сохранил максимальную скорость 30 узлов.

Таким образом, не снижая оборонительные возможности исходного проекта 1155, кораблю пр.11551 удалось придать почти полную ударную мощь эсминца пр.956, создав единый проект корабля океанской зоны вместо дорогостоящей взаимодополняющей пары – эсминец и большой противолодочный корабль.

С начала 1990-х годов «Москит» в экспортной модификации предлагался для поставок зарубежным заказчикам. Некоторое количество ракет в мишенном варианте было закуплено США для проверки возможностей ПРО своих кораблей. Как вооружение эсминцев пр.956Э и 956ЭМ экспортный «Москит-Э» поставляется в Китай. Эти ракеты также были закуплены Индией и Вьетнамом.

Одновременно с принятием «Москита» на вооружение правительство задало создание его усовершенствованной модификации с увеличенной дальностью. Испытания проводились на Черном море. С борта все того же, но соответствующим образом доработанного, головного катера Р-46 с 6 августа 1987 г. по 7 июля 1989 г. провели 10 пусков модернизированных ракет. Судя по ряду внешних отличий последних из построенных катеров пр.12411 они обеспечивают применение модернизированных ракет, также как и последние из эсминцев пр.956.

Помимо основной корабельной модификации, разработчиком также были созданы авиационный (для запуска с истребителей) и наземный (с подвижной пусковой установкой) варианты ракеты 3М-80.

Создание первой в мире низколетящей противокорабельной ракеты со сверхзвуковой скоростью стало большим успехом дубнинского МКБ «Радуга». В результате флот получил эффективное, практически неотразимое оружие. При этом была «поднята планка» в требованиях к характеристикам противоракетных ракет, что придало дополнительный импульс в интенсивности работ и других конструкторских организаций.

 

Тактико-технические характеристики противокорабельных ракет комплекса «Москит»

Дальность стрельбы максимальная, км:

– 3М80 (с надводного корабля)

 – 3М80 (старт с самолета)

 – 3М80E

 – 3М80МВE (по низковысотной траектории)

 – 3М80МВE (по комбинированной траектории)

90

250

120

140

240

Дальность стрельбы минимальная, км

10-12

Скорость полета, число М:

– максимальная

– крейсерская

2.8М

2.35М

Габариты ракеты, мм:

– длина 3М80, 3М80Е

– длина 3М80МВE

– максимальный диаметр корпуса

– размах крыльев

– диаметр со сложенными крыльями

9385

9745

760

2100

1300

Стартовая масса ракеты, кг:

– 3М80

– 3М80E

– 3М80E1

– 3М80МВE

3950

4150

3970

4450

Вес боевой части, кг

300-320

Вес ВВ боевой части, кг

150

Тип системы управления

Радиолокационная ГСН, с активным и пассивным каналами, инерциальный блок, радиовысотомер

Тип маршевого двигателя

ПВРД 3Д83

Время работы маршевого двигателя, сек.

250

Условия боевого применения ПКР:

– температура окружающего воздуха

– волнение моря

– скорость ветра на уровне моря

от –25 до +50°С

до 5–6 баллов

до 20 м/с

Срок хранения в боеготовом состоянии на носителе, лет

1,5

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru