Эскадренный миноносец «Осмотрительный» проекта 30К

В.В.Щедролосев
Военно-технический альманах «Тайфун» №2 (33) 2001

 

Положение дел к концу войны

 

На завершающем этапе Великой Отечественной войны эскадра Северного флота практически одновременно лишилась двух эсминцев: 16 января 1945 г. со всем экипажем погиб «Деятельный», контратакованный акустической торпедой при обороне от вражеских ПЛ конвоя КБ-1; 21 января «Разъяренный», следуя в охранении конвоя КП-1, был атакован акустической торпедой и получил серьезные повреждения кормовой части (погибли 39 человек экипажа, но корабль удалось удержать на плаву и отбуксировать в порт Линахамари).

После этих трагических событий командование флота при формировании конвоев запретило включать в состав эскорта корабли отечественной постройки (лидер «Баку», ЭМ «Гремящий», «Громкий», «Грозный» и «Разумный»). Необходимо отметить, что и техническое состояние этих кораблей было совершенно неудовлетворительным – им был необходим капитальный ремонт. Достаточно сказать, что корпуса эсминцев при волнении свыше 5 баллов фильтровали забортную воду, постоянно выходили из строя холодильники опреснительных установок, что вызывало проблемы с котельной водой.

Лидер «Баку» в начале 1945 г. четырежды выходил для конвоирования транспортов (1-2 января он участвовал в спасательной операции транспорта «Тбилиси»; 4-5 января – в проводке конвоя БК-1 (15 союзных ТР следовали из Белого моря в Кольский залив); 7-9 января лидер встречал союзный конвой JW-63 и эскортировал 8 транспортов беломорской части конвоя на внешний рейд Северной Двины; 16-18 января – конвоирование конвоя КБ-1 из Кольского залива в Белое море). 29 апреля «Баку» встал в капитальный ремонт в СРЗ-35, где находился до 16 апреля 1946 г. Завод оказался не в состоянии выполнить необходимый объем работ и ограничился текущим ремонтом корабля и средним ремонтом отдельных механизмов. 29 октября 1948 г. было принято решение поставить лидер в капитальный ремонт и модернизацию в ССЗ №402 в Молотовске. Корабль находился у заводской стенки, но к работам не приступали.

Эсминцы «Гремящий» и «Громкий» после участия в артобстреле позиций противника 9-11 октября и набеговой операции в район порта Варде 25-26 октября 1944 г. перешли в Белое море и встали в ССЗ №402. Приказом командующего СФ корабли, как требующие капитального ремонта и модернизации, исключили из состава эскадры и передали бригаде строящихся и ремонтирующихся кораблей. Во исполнение приказа командующего флотом №0136 от 7 марта 1945 г. «Гремящий» встал в капитальный ремонт в Молотовске, а «Громкий» начал подготовку к переходу в Кронштадт, где планировалось выполнить его капитальный ремонт и модернизацию.

Третью «семерку» – «Грозный» – после участия в эскорте конвоя КБ-1 16-18 января 1945 г. поставили к стенке завода №402, а 27 марта 1948 г. было принято решения о его капремонте, которое на практике не выполнялось.

Таким образом, в строю оставался только «Разумный». Хотя в море ЭМ не выходил, он стоял в повышенной готовности на случай непредвиденных обстоятельств, так как других кораблей со 130-мм артиллерией в боевом составе уже не было.

К выполнению боевых заданий по проводке конвоев из Кольского залива в Линахамари (Печенгский залив) и в Белое море и для встречи союзных конвоев привлекались ветераны – ЭМ типа «Новик» («Валериан Куйбышев», «Урицкий» и «Карл Либкнехт») и восемь полученных в Великобритании кораблей типа «Simpson» (flush-deckers американской постройки 1915-1918 гг.).

После окончания боевых действий начались переговоры о возвращении союзникам временно переданных ВМФ СССР кораблей – ЛК «Архангельск», КРЛ «Мурманск» и восьми ЭМ. Переговоры затянулись до 1949 г., но вся боевая подготовка этих кораблей была направлена на решение задачи их безаварийного перехода из Кольского залива в Англию с сокращенными командами.

Таким образом, фактически эскадра Северного флота перестала существовать как боевое соединение.

Вот почему североморцы с нетерпением ожидали приход в главную базу флота двух первых эсминцев послевоенной постройки – «Осмотрительного» и «Сталина».

 

Период постройки

 

Головной корабль проекта 30 (проект был утвержден постановлением Комитета Обороны при СНК СССР от 27 октября 1939 г.) завода №402 НКСП – «Осмотрительный» («объект 103») – был заложен на боковом открытом стапеле с поперечным спуском (его ликвидировали в 1950 г.) 5 мая 1940 года. Первым главным строителем стал Б.М. Васильев, помощник главного инженера завода.

Вторую «тридцатку» – «Охотный» – заложили 25 июня 1940 г. По плану сдача обоих кораблей должна была производиться в 1942 г., а их общая техническая готовность на конец первого года постройки должна была составить 8%. Стоит отметить, что все платежи (6 млн. 400 тыс. руб. за два ЭМ) согласно договорам на постройку кораблей, заключенным 27 апреля 1940 г., завод получил.

Пункт 7 постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О плане военного судостроения на 1941 г.» от 19 октября 1940 г., которое пересматривало темпы и направленность кораблестроительной программы вследствие обострения международной обстановки, предписывал строительство линейного корабля «Советская Белоруссия» на ССЗ №402 приостановить, выставленный на стапель металл – разобрать, а «взамен разобранного линкора» в I кв. 1941 г. заложить четыре эсминца пр.30. Согласно пункту 14 того же постановления в 1941 г. ССЗ №402 необходимо было дополнительно произвести закладку еще восьми «тридцаток».

Партийно-правительственное постановление исполнили «четко и в срок»: 4 марта 1941 г. в крытом эллинге произвели закладку сразу четырех кораблей – «Жаркого» (зав. №120), «Живого» (зав. №121), «Живучего» (зав. №122) и «Жесткого» (зав. №123). Точнее, доложили о закладке – фактически она состоялась на три недели позже, 25 марта. Сдача этих четырех ЭМ флоту планировалась на 1943 год. Для руководства серийной постройкой* «тридцаток» на заводе создали специальное подразделение строителей – «Бюро-30», которое возглавил В.Е.Фомин.

Тем не менее, на 1 января 1941 г. общая техническая готовность первых двух ЭМ (зав. №№103 и 104) достигла всего 5,4% (по собственным расчетам завода – 12%), а на 1 апреля того же года «Осмотрительный» имел уже 8,1%. Тогда же, в апреле, было принято решение форсировать работы на «заказе 103», но до начала войны фактически этого осуществить не удалось. Однако к концу июня 1941 г. корпуса обеих «тридцаток» уже были полностью сформированы.

В связи с началом Великой Отечественной войны новым правительственным постановлением** строительство боевых кораблей в Николаеве, Ленинграде, Молотовске и Комсомольске-на-Амуре сначала приостановили, а затем оно фактически прекратилось, а многие корабли разобрали на стапелях. Всю первую половину войны на ССЗ №402 занимались, в основном, предохранением корпусных конструкций от коррозии (четырежды корпуса ЭМ очищали и окрашивали).

 


* – Прим. ред. До конца 1941 г. планировалась закладка «Жгучего», «Жестокого», «Зоркого» и «Звонкого».

** – Прим. ред. С началом войны строительство кораблей прекратили. Ввиду крайней потребности в металле корпуса заложенных в 1941 г. четырех ЭМ при 2,1% готовности разобрали.


 

В марте 1942 г. НКВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов обратился к НКСП И.И. Носенко с инициативой – в дополнение к утвержденному ГКО плану военного судостроения на 1942 г. (предусматривавшему продолжение постройки ЭМ пр.30 только на заводах №№199 и 402), возобновить достройку ЭМ «Огневой», стоявшего в Батуми. Однако развитие боевых действий на Кавказе помешало этому, и «Огневой» перевели в Поти, где поставили в консервацию.

Своим постановлением от 18 марта 1943 г. ГКО утвердил достройку шести кораблей пр.30, в том числе «Осмотрительного» и «Охотника».

Совместным решением НКВМФ и НКСП определили перечень изменений пр.30 (по опыту войны) с целью быстрейшей достройки кораблей. Это решение распространялось на «Осмотрительный» и означало, что на корабле будут установлены лишь те механизмы, вооружение и оборудование, которые заводы в состоянии реально изготовить.

«Осмотрительный» достроили со значительными изменениями по сравнению с первоначальным проектом. Так, например, на нем сохранили транцевую корму и 76,2-мм зенитную артустановку 39-К. Кроме того, в проектную документацию внесли целый ряд упрощений, связанных с условиями военного времени и дефицитом алюминия: стенки и переборки носовой надстройки и съемные настилы в КО и МО выполнили из стали, а мебель в жилых и служебных помещениях изготовили из дерева.

На корабле были установлены следующие импортные приборы и механизмы:

• автоматы питания главных котлов фирмы «Swartwood&Co» (впоследствии заменены отечественными);

• форсунки главных котлов «Todd-Duplex»;

• для обслуживания вспомогательного холодильника установили электроциркуляционные и конденсаторные насосы фирмы «Warttngton»;

• два турбодинамо «Westinghouse» мощностью по 100 кВт (230 В, 1800 об/мин);

• нефтяные насосы «De Laval» винтового типа;

• трюмно-пожарные турбонасосы фирмы «Wartington»;

• два дизель-генератора мощностью по 50 кВт фирмы «Bardka»;

• электрорулевая машина системы «Вард-Леонарда» с приводом Девиса (вместо электрогидравлической по проекту).

В отличие от головного корабля на «Осмотрительном» использовалась система форматирования и сульфатирования котельной воды. В котельных и машинных отделения установили спринклерную систему водяного пожаротушения. Кроме того, в КО смонтировали углекислотную противопожарную систему.

Эсминец также отличался следующими особенностями:

• главные и вспомогательные упорные подшипники валопровода имели систему индивидуальной смазки;

• теплоизоляция жилых и служебных помещений была выполнена из «термаля» (вместо проектной из стекловаты);

• на корабле установили одну треногую фок-мачту высотой 25 м;

• отсутствовали парусиновые тенты;

• в ходовой рубке установили два вращающихся иллюминатора;

• была смонтирована система автоматического управления рулем «Кит-1»;

• для контроля числа оборотов на верхнем мостике имелись два электротахометра.

Кроме того, на «Осмотрительном» решили проверить в действии экспериментальную профилактическую систему защиты радиоприема по проекту ЦКБ-54.

После выхода постановления ГКО от 18 марта 1943 г. о достройке корабля приступили к работам, но неспешно – на заводе катастрофически не хватало необходимых специалистов (немногие из них вернулись с фронтов Великой Отечественной), нужных материалов и изделий, поступавших с заводов-смежников, занятых изготовлением продукции для фронта. Только через год и пять месяцев, 24 августа 1944 г., корабль спустили на воду.

 

 

Заметное ускорение постройки «тридцаток» произошло лишь после окончания войны: к августу 1945 года готовность «заказа 103» составила 60%, а «104-го» – 25%. Достройка «Осмотрительного» продолжалась до сентября 1946 г. Швартовные испытания начались 21 сентября и продолжались до 22 марта 1947 г.

После устранения замечаний, выявленных во время швартовных испытаний, «Осмотрительный» ввели в Лайский док (под Архангельском). На поставленном в док по-мальтийски* ЭМ произвели проверку всей забортной арматуры, выполнили очистку и окраску корпуса. По завершению доковых работ корабль был представлен к Государственным испытаниям.

 


* – Прим. ред. При доковании мальтийским способом корабль ставится на доковые опоры только килевой дорожкой, а его поперечная устойчивость обеспечивается бортовыми распорами, упирающимися в боковые стенки дока.


 

Комиссию Госприемки назначили приказом ГК ВМФ №0107 от 29 марта 1947 г., ее председателем стал капитан 1 ранга Д.Л. Блинов – уполномоченный Постоянной приемной комиссии ВМС.

Корабль предъявили к Госиспытаниям 8 сентября 1947 года.

После проверки предъявленной заводом технической документации с приложением согласованных актов и дополнительных указаний ГУК ВМФ по отдельным вопросам постройки корабля комиссия детально ознакомилась с техническим состоянием ЭМ и его вооружением и сделала следующее заключение.

1. Корпус корабля, вооружение, механизмы, системы и устройства выполнены вполне удовлетворительно в соответствии с утвержденным проектом, спецификациями и чертежами (с изменениями, утвержденными соглашением между НКСП и НКВМФ).

2. Корабль предъявлен к Госиспытаниям 8 сентября 1947 г. Начались они 10 сентября, проводились в Кольском заливе и завершились 22 сентября. Контрольного вскрытия механизмов не производилось (из-за отсутствия необходимости). Ходовые испытания проводились в Белом и Баренцевом морях.

3. Последнее докование корабль прошел с 3 по 14 августа 1947 г.

Особые замечания комиссии:

1. В утвержденном проекте 30 начальная поперечная метацентрическая высота была зафиксирована равной 0,45 м.

В результате проведенного опытного кренования корабля и обработки данных в ЦКБ-53 она была определена равной 0,43 м, то есть на 2 см меньше. В этом случае решением правительственной комиссии предусматривалась укладка твердого балласта для доведения ее до проектной величины (по проекту в стандартном водоизмещении для получения спецификационного значения начальной поперечной метацентрической высоты учитывались 60 т балласта). Для доведения характеристики поперечной остойчивости до 0,45 м потребуется уложить не 60, а около 15 тонн балласта.

На основании результатов ходовых испытаний, определения диаметра циркуляции и замеров крена на циркуляции и поворотах зафиксировано, что с уменьшением водоизмещения и приближением его к стандартному крен заметно возрастает и доходит до нежелательных величин.

Например, при водоизмещении около 2560 т на полном ходу при перекладке руля на 30° крен не превышал 11 °; при водоизмещении 2220 т и ходе 26 уз первоначальный угол крена достиг 15° с постепенным выравниванием его на циркуляции до 11°; при водоизмещении 2220 т и скорости 15 уз при перекладке руля 30° крен достигал 9-10°. При проведении этих испытаний погода была благоприятная: ветер – 2-3 балла, море – 1-2 балла.

Совершенно очевидно, что при дальнейшем уменьшении водоизмещения на больших ходах крен корабля будет резко возрастать и ухудшать условия использования оружия и боевое маневрирование.

ЦКБ-53 предложило по мере расхода топлива замещать его жидким балластом. Приемная комиссия возражала, т.к. расход топлива учитывается на ходу недостаточно точно, зачастую создаются большие свободные поверхности, резко влияющие на увеличение крена.

В силу изложенного комиссия приняла решение уложить твердый балласт. При укладке балласта необходимо учесть значительный дифферент корабля на корму на полных ходах.

2. Комиссия считает, что приборы управления кораблем на ходовом мостике установлены неудачно, на что было ранее уже обращалось внимание строителей и проектировщиков.

Комиссия предлагает произвести переоборудование ходового мостика для удобства управления кораблем и вооружением в период гарантийного ремонта.

3. Из восьми положенных по проекту РЛС на корабле установлены только три. Их испытания показали следующие параметры: дальность обнаружения для постоянной цели колебалась в пределах 143-156 каб.; станция «Гюйс-1М» обнаружила самолет на дистанции 140 каб.; по движущейся цели (лидер «Баку») максимальная дистанция обнаружения составила для РЛС «Вымпел-2» – 56 каб., для «Редан-2» – 65 каб., для «Гюйс-1М» – 55 каб. Работа РЛС создает помехи радиоприему, особенно на УКВ. Нужно срочно разработать и установить фильтры для защиты РЛС от помех.

4. По электромеханической части: а) автоматы питания главных котлов фирмы «Swartwood» работали неудовлетворительно; б) форсунки «Todd-Duplex» обеспечивают работу котлов только при форсированном дутье в КО до 360-380 мм водного столба (тогда как отечественные форсунки работают надежно при давлении в КО 340 мм в.ст.); в) отопление башен главного калибра недостаточное; г) при волнении на полном ходу корабль зарывается носом, принимая на полубак большое количество воды, а использование артиллерии главного калибра невозможно – вода попадает в стволы орудий при малом угле возвышения.

Руководство ССЗ №402 своим гарантийным письмом обязалось выполнить в оговоренные сроки следующие работы:

1. Заменить до 1 мая 1948 г. формуляры в светокопиях на типографские.

2. Установить в I кв. 1948 г. резервный автомат питания РАС.

3. Заменить автоматы питания фирмы «Swartwood» в период гарантийного ремонта.

4. Установить трехметровый дальномер в период гарантийного ремонта.

5. Сдать недостающие запчасти (по списку) до 1 ноября 1947 г.

6. Сдать недостающие предметы снабжения до 15 октября 1947 г.

Приемный акт №603 эсминца «Осмотрительный» был подписан 29 сентября 1947 г., 26 октября в соответствии с приказом ГК ВМФ №0513 от 10 октября на корабле подняли военно-морской флаг, а приказом ГК ВМФ №0524 от 14 октября 1947 г. ЭМ зачислили в состав ВМФ СССР.

 

Эсминец «Осмотрительный» в строю

 

«Осмотрительный», содержавшийся и укомплектованный личным составом по штату 57/610 с общим количеством 308 человек, приказом командующего СФ №0503 от 28 октября 1947 г. предписывалось принять в состав флота и с 1 октября того же года включить в состав 1-го дивизиона ЭМ эскадры СФ.

Приказ командующего эскадрой СФ №047 от 19 ноября 1947 г. для отработки боевых расписаний и сдачи курсовых задач определил кораблю организационный период с 17 ноября.

За период службы в составе эскадры СФ корабль перемещали из одного соединения в другое в связи с оргмероприятиями на флоте.

С прибытием на флот «Осмотрительный» вошел в состав 1 -го дивизиона ЭМ эскадры. Проведя оргпериод, отработав и сдав задачи по курсу НК, в июне 1948 г. корабль перешел в Молотовск на завод №402 для ревизии механизмов и гарантийного ремонта, который завершился 21 июня 1950 г. ЭМ вступил в кампанию 18 августа. Во время гарантийного ремонта эскадра была переформирована в бригаду, и «Осмотрительный» вошел в состав 1-го дивизиона БЭМ СФ.

Осенью того же года на корабле произошло одно из немногих ЧП: 28 октября при выполнении артстрельбы №85 (по береговой цели) осколком снаряда, попавшего в расположение корректировочного поста, был убит матрос В.И. Азеев.

После того, как бригаду 22 декабря 1950 г. переформировали в 20-ю дивизию ЭМ СФ в двухбригадном составе, «Осмотрительный» вошел в состав 121-й БЭМ.

30 января 1951 г. произошла поломка рулевой машины по вине личного состава, а 10 марта на рейде Могильный (о. Кильдин) был упущен якорь с якорь-цепью (силами личного состава на следующий день его нашли и подняли вместе с якорь-цепью).

Вместе со «Сталиным» (бывш. «Охотник», ранее «Охотный»), «Отрывистым» и «Отражающим» 17–20 июля 1951 г. «Осмотрительный» выходил в Норвежское море для встречи совершавших переход с Балтики легких крейсеров «Чапаев» и «Железняков». 22–31 августа того же года корабль вместе с КРЛ «Чапаев» и «Железняков», ЭМ «Отрывистый», «Отражающий» и «Отменный» участвовал в походе по маршруту Кольский залив – Новая Земля – Белое море – порт Молотовск – Кольский залив.

Когда 25 января 1952 г. 20-ю дивизию переформировали в 6-ю эскадру СФ трехбригадного состава, «Осмотрительный» остался в составе 121-й БЭМ, где пребывал до 1958 г.

 

Необходимо снять с репутации корабля пятно, которое он не заслужил. Дело в том, что в мемуарах адмирала В.И. Платонова [«Записки адмирала», М, 1991, с.302] допущена ошибка, перекочевавшая позже и в другие издания: легкий крейсер «Чапаев» при маневрировании у входа в Кольский залив после очередного похода в составе соединения в марте 1952 г. был протаранен в корму не «Осмотрительным», а «Ответственным» (командир – капитан 3 ранга Иван Петрович Еськов). Особых разрушений на крейсере не произошло, но в результате удара на крейсере погибло двое старшин. ЭМ «Ответственный» смял себе носовую оконечность до шпиля. Корабль поставили в 35-й СРЗ и под видом текущего ремонта и модернизации РЭВ восстановили носовую часть корпуса.

 

За время нахождения в числе действующих кораблей эскадры СФ «Осмотрительный», кроме гарантийного ремонта в 1948-1950 гг., прошел текущий ремонт в 1951 году в СРЗ №35. В 1952 г., учитывая техническое состояние ЭМ, категорию ремонта изменили на средний.

В период ремонта модернизации подверглось радиотехническое вооружение: на корабле установили РЛС обнаружения воздушных целей «Гюйс-1М» и станцию надводного наблюдения «Линь» (с выносом индикаторов кругового обзора на ходовой мостик), а также аппаратуру госопознавания «Факел-М». В составе радиосвязного вооружения появились передатчики «Уран» и «Бухта-46», приемник «Мельник» и радиотрансляционная установка МКТУ-2. Обновили и навигационное вооружение – вместо компаса КУС-9 появился КУС-9М, новый эхолот НЭЛ-3 (а РЛС SO-13, установленную в мае 1948 г., демонтировали).

Спустя два года, 6 сентября 1955 г., корабль перешел из Ваенги в Росту и встал в текущий ремонт в СРЗ-35. Кроме выполненного ремонта холодильников и вспомогательных механизмов, в 1-м и 2-м МО установили по одному турбогенератору ТД-7. Корабельная РТС получила новую РЛС «Мачта-П-4». Ремонт завершился в октябре 1956 года.

 

В 1958 г., учитывая техническое состояние корпуса корабля и его механизмов, циркуляром НГШ ВМФ МЮМУ1/316 от 10 мая 1958 г. «Осмотрительный» отнесли к подклассу судов-целей и переименовали в ЦЛ-30 с содержанием по штату №68/801-А. С корабля демонтировали артиллерийское и торпедное вооружение, РЛС, законсервировали ПУС и ПУТС. Приказом командира эскадры от 26 апреля 1958 г. №039 ЦЛ-30 передавалось в 51-ю дивизию ТКА в качестве плавказармы ПКЗ-151.

Ввиду износа основных механизмов и плохого состояния корпуса корабля директива НГШ ВМФ №1/27032сс от 28 января 1958 г. предписывала перевести ЭМ «Осмотрительный» в подкласс плавказарм по штату 70/602-В. Командующий СФ своим приказом №0105 от 14 марта до решения вопроса о дальнейшем использовании ЭМ разрешил до 1 сентября использовать его в качестве судна-цели.

Приказом №0133 от 18 апреля 1958 г. ГК ВМФ исключил «Осмотрительный» из боевого состава ВМФ. Во исполнение этого приказа НГМШ своей директивой № 1/27128с распорядился отнести бывший ЭМ к подклассу плавучих казарм и переименовать его в ПКЗ-151 с содержанием по штату 69/801-А.

Приказом командующего СФ №0306 от 17 июля 1958 г. командиром ПКЗ-151 был назначен капитан-лейтенант Р.К. Пуга, однако с 5 апреля 1958 г. (по 5 ноября 1960 г.) обязанности командира ПКЗ исполнял ст. лейтенант медслужбы А.Е. Нечхаев.

По ходатайству командования СФ для обеспечения боевой подготовки эскадры НГМШ директивой №1/2716с от 9 мая 1958 г. разрешил до 1 октября 1958 г. использовать ПКЗ-151 в качестве судна-цели и в связи с этим переименовать ее в судно-цель ЦЛ-30 (3 ранга) с содержанием по штату №68/801-А. 17 сентября того же года НГМШ распорядился (директива №1/27327с) отнести ЦЛ-30 к подклассу плавказарм и переименовать в ПКЗ-151 с содержанием по штату 70/602-В и передать из эскадры СФ в состав плавсредств 51-й дивизии ТКА СФ с дислокацией в п. Гранитный.

В соответствии с этим распоряжением все остававшееся на корабле вооружение, приборы и механизмы подлежали сдаче на склады довольствующих органов. На судне остались в действии один котел, трюмные «донки» и насосы, шпилевое хозяйство, системы отопления и освещения, пожарные магистрали и средства индивидуального пожаротушения.

В связи со значительным сокращением ВС СССР приказом командующего СФ №0304 от 12 июля 1960 года ПКЗ-151 подлежала сдаче в ОФИ. Директивой НГМШ № 1 /13158с от 10 сентября 1960 г. ПКЗ-151 предписывалось сдать на слом, а экипаж предписывалось расформировать до 31 октября того же года.

15 мая 1961 г. бывший эсминец был исключен из списков судов ВМФ, превращен в судно-мишень для обеспечения боевых упражнений и 6 ноября того же года потоплен ракетным крейсером «Грозный» в устье Кандалакшского залива в районе п. Гридино при производстве ракетных стрельб во время Госиспытаний корабля.

 

За период пребывания эсминца в составе Северного флота его посетили: 26 ноября 1947 г. – командующий СФ вице-адмирал В.И. Платонов, 5 марта 1948 г. – зам. министра обороны маршал Советского Союза Л.А. Говоров и зам. МО СССР по морской части вице-адмирал Ф.С. Седельников, 13 марта 1948 г. – командующий СФ вице-адмирал В.И. Платонов, 14 апреля 1948 г. – НГМШ адмирал А.Г. Головко, 16 марта 1949 г. – начальник Политуправления СФ генерал-лейтенант авиации В.П.Алексеев; 24-25 мая 1949 г. корабль совершил выход в море под флагом командующего Беломорской флотилией контр-адмирала Н.Ф.Богуславского.

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru