Современное состояние боевой подготовки сухопутных войск и требования к ее обеспечению техническими средствами обучения

Богдановский Николай Васильевич, заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками – начальник Главного управления боевой подготовки Сухопутных войск, генерал-лейтенант
Журнал «Арсенал Отечества» 2-2012
Материал предоставлен редакцией журнала

Целью боевой подготовки ставится достижение, поддержание и совершенствование военно-профессиональной подготовки личного состава, его физической выносливости, слаженности экипажей, расчетов, подразделений, соединений и их органов управления (штабов) на требуемом уровне, обеспечивающем выполнение боевых и других задач в соответствии с их предназначением.

 

Тактическая подготовка

 

Анализ результатов тактической подготовки показывает, что уровень подготовки подразделений незначительно вырос. В Сухопутных войсках удалось увеличить количество занятий, проводимых в ночное время. На занятия по тактической подготовке командиры соединений стали планировать необходимое количество техники.

Вместе с тем, имеются недостатки в ходе проведения тактических учений, где по-прежнему руководители основное внимание уделяют этапам боевой стрельбы, оставляя «за кадром» вопросы организации боя и подготовки подразделений к выполнению предстоящих задач. Не всегда отрабатываются вопросы радиоэлектронного воздействия противника, а также сложной радиационной, химической, бактериологической обстановки.

Кроме этого, создать требуемую боевую обстановку в полигонных условиях для отработки современных форм и способов применения войск проблематично из-за ограниченности пространства учебных тактических полей. В этой связи эффективнее занятия вначале проводить на тактическом тренажере. К примеру, на тренажере мотострелковой роты с приданным танковым взводом и поддерживающей минометной (артиллерийской) батареей, доведя все действия до автоматизма, с последующим выходом на полигоны. Данный тренажер должен обучить командиров всех степеней правильному принятию решения, от которого будет зависеть либо победа, либо – поражение, с отражением реальных потерь личного состава и техники.

Подобный комплексный классный тактический тренажер для подготовки органов управления тактического звена в настоящее время разрабатывается и в своем составе планирует иметь экипажные тренажеры боевых машин, тренажер на мотострелковое отделение, тренажеры приданных и поддерживающих подразделений, объединенные единой информационно-моделирующей средой, что позволит отрабатывать как вопросы одиночной подготовки, так и слаживания подразделений до роты (батареи) включительно. Тренажер позволяет моделировать любую местность для обучения действиям в особых условиях (в городе, лесу, пустыне, зимой или в северных районах), что является крайне важным, так как создать подобные условия на реальных полигонах практически невозможно.

В настоящее время в рамках ОКР «Бригада-У» разрабатывается тактический тренажер на усиленный мотострелковый (танковый) батальон, который будет установлен в создаваемом центре боевой подготовки нового поколения «Мулино» в одноименном поселке Нижегородской области.

Для обеспечения готовности соединений к проведению занятии на таком тренажере, в последующем тактическими тренажерами на усиленную роту планируется оснастить каждое общевойсковое соединение.

Кроме того, в учебных корпусах соединений планируется создать интерактивные компьютерные классы для подготовки специалистов всех категорий родов войск Сухопутных войск, что позволит повысить эффективность проведения занятий за счет применения универсального программного обеспечения. Это исключит необходимость привлечения дополнительных материальных средств (плакатов, макетов, образцов и т.п.), которые ввиду своего износа и старения требуется постоянно обновлять.

 

Огневая подготовка

 

Мероприятия огневой подготовки направлены на повышение индивидуальной выучки военнослужащих и совершенствование навыков личного состава действиям при оружии, вооружении боевых машин.

Анализ результатов выполнения мероприятий по огневой подготовке позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время при проведении занятий присутствуют системные недостатки, которые существенно влияют на качество обучения.

Не все командиры могут применить на практике требования Курса стрельб и Программ боевой подготовки, в результате чего объем, содержание и последовательность отработки упражнений по огневой подготовке не соблюдаются.

Руководители занятий, в большинстве случаев, не могут проводить качественный разбор действий обучаемых и результатов стрельбы. Некоторые офицеры, особенно выпускники училищ, в результате низкой личной профессиональной подготовленности не видят недостатков в действиях подчиненных и не принимают мер по их устранению.

Поэтому необходимо больше уделять времени для занятий на современных учебно-тренировочных средствах. Все начальные и подготовительные упражнения необходимо выполнять на тренажерах (что сокращает время на проведение занятий, экономит ресурсы и исключает серьезные последствия, к которым приводит нарушение требований безопасности), а затем уже выходить в поле и заниматься на боевой технике, выполняя учебные и контрольные стрельбы.

Кроме того, современный тактический тренажер позволяет отрабатывать упражнения по управлению огнем подразделения, что не всегда выполняется при проведении огневых тренировок.

Учитывая опыт сухопутных войск основных зарубежных стран, целесообразно оборудовать объекты тактической и огневой подготовки системами лазерной имитации стрельбы и поражения с переводом их в разряд приказарменной учебно-материальной базы, что понизит расходы на закупку боеприпасов и восстановление (ремонт) техники (вооружения).

Предусмотрено создание лазерных имитаторов стрельбы и поражения (ЛИСП) основных современных средств имитации боя, предусматривающих имитацию огня из бронетанкового вооружения, артиллерийских систем, систем войск ПВО, имитации применения установок разминирования, всей линейки стрелкового оружия и гранатометов, состоящих на вооружении мотострелковой бригады.

На сегодняшний день эта система ЛИСП является наиболее эффективной по сравнению с аналогами отечественных и зарубежных производителей. Разрабатываемая система ЛИСП предусматривает проведение двусторонних тактических учений в масштабе батальон на батальон, а также объективный контроль над действиями обучаемых подразделений и подготовку материалов для проведения разбора тактических учений.

 

Вождение боевых машин

 

Проводимые занятия по вождению боевых машин направлены на повышение уровня подготовки механиков-водителей, к слаженным и профессиональным действиям в составе экипажей, взводов, рот, при решении различных тактических задач на поле боя, а также в ходе совершения маршей и преодоления водных преград на плаву и под водой.

Анализ проводимых в Сухопутных войсках мероприятий по подготовке механиков-водителей показывает, что командирами подразделений не уделяется должного внимания занятиям с использованием имеющихся учебно-тренировочных средств.

Одна из причин этого – большой износ имеющихся в войсках тренажеров вождения, как по выработке ресурса, так и по времени срокам службы, которые нередко составляют более 15 лет. Техническое обслуживание тренажеров не проводилось в Сухопутных войсках с 2010 года, поэтому их состояние не позволяет качественно проводить занятия по вождению в классных условиях.

В настоящее время создается комплекс полигонного оборудования объективного контроля результатов вождения боевых машин и танков на танкодроме. Планируемое окончание работ и поставка комплексов полигонного оборудования – 2013 год.

 

Технические средства обучения

 

Главным управлением боевой подготовки Сухопутных войск для определения фактического состояния имеющихся в войсках тренажеров, по инициативе ОАО «Тренажерные системы», совместно с Западным, Южным и Центральным военными округами проведена их проверка и техническое освидетельствование.

Полученные результаты инвентаризации позволяют не только оценить обеспеченность боевой подготовки воинских частей и учебных центров, но и наметить конкретные меры по организации технического обслуживания и восстановления работоспособности тренажеров, проведению ремонта, списания морально устаревших или выработавших технический ресурс тренажеров.

Установлено, что воинские части укомплектованы практически на 100% тренажерами в соответствии с табелями к штатам, а также имеют значительное количество тренажеров сверх штатной потребности.

В то же время, в частях постоянной готовности наблюдается практически полное отсутствие в табелях к штатам и в наличии экипажных тренажеров для бронетанковой техники (танки, БМП, БМД, БТР), артиллерийских и зенитных комплексов вооружения, которые необходимы для слаживания экипажей после прибытия военных специалистов (механик-водитель, наводчик, оператор, командир и т.п.) из окружных учебных центров.

Представленная диаграмма распределения тренажеров по сроку эксплуатации показывает, что 15 % тренажеров отработали более 15 лет. Одновременно было установлено, что всего около 54 % тренажеров находятся в исправном состоянии и активно эксплуатируются при подготовке военных специалистов в воинских частях.

Столь низкий процент наличия в войсках исправных тренажеров объясняется, прежде всего, практически полным отсутствием в 2010-2011 годах технического обслуживания и восстановления тренажеров в Сухопутных войсках.

Следует отметить в целом низкую обеспеченность войск современными тренажерами. Тренажеры, разработанные 10-20 лет назад и до настоящего времени эксплуатируемые в войсках, не отвечают современному уровню техники и современным требованиям к организации боевой подготовки, что вызывает необходимость их глубокой модернизации или замены.

Проблемы обеспечения войск тренажерами, в том числе их техническое обслуживание, восстановление работоспособности и ремонт усугубляются низким уровнем унификации однотипных тренажеров для комплексов вооружения Сухопутных войск.

Особенно это заметно по имеющимся в войсках тренажерам бронетанковой техники, которые поставлялись восемью различными предприятиями отечественного оборонно-промышленного комплекса в период с 1980 по 2010 годы. Разунификация создает определенные трудности при обучении военнослужащих тренажерных взводов правильной эксплуатации и обеспечению работоспособности тренажеров, при обучении командиров подразделений работе на тренажерах и методике подготовки военнослужащих с использованием тренажеров, при решении воинскими частями вопросов обеспечения работоспособности тренажеров в гарантийный, и особенно в послегарантийный период в условиях полного отсутствия групповых и ремонтных ЗИПов, а также необходимых средств на восстановление их работоспособности, а также при формировании в военных округах обменных фондов узлов, блоков и агрегатов для восстановления работоспособности тренажеров.

В настоящее время ведутся опытно-конструкторские работы «Бригада-У» (2011-2013 г.) и «Соединение-ОВФ» (2012-2014 г.) по созданию Центра боевой подготовки Сухопутных войск (п. Мулино), принято решение о создании Межвидового полигона Южного военного округа в п. Ашулук.

Создаваемые в рамках этих ОКР программно-моделирующая среда, единая система визуализации виртуального пространства, комплексные тренажеры и другие УТС, должны стать основой для учебно-тренировочной приказарменной базы частей постоянной готовности и учебных центров Сухопутных войск для подготовки подразделений на уровне взвод, рота, батарея, батальон, дивизион и т.п.

Это позволит не только повысить качество подготовки бригад в местах дислокации, но и облегчит адаптацию личного состава и подразделений к учебно-материальной базе Центров боевой подготовки Сухопутных войск в ходе подготовки военнослужащих в составе бригад и батальонов.

Бригадная учебно-материальная база, исходя из мирового опыта организации боевой подготовки войск, должна рационально сочетать две формы обучения:

традиционную (в полевых условиях), связанную с использованием существующих директрис, огневых городков и полигонов;

компьютерную (классная подготовка), включающую в себя имитационно-моделирующие комплексы, компьютерные тренажеры, имитаторы для обучения и контроля уровня обученности и т.п.

При оснащении учебно-материальной базы соединений и Центров боевой подготовки первоочередное внимание обращается на создание и поставку технических средств обучения для подготовки военнослужащих высокотехнологичных специальностей.

Это, прежде всего, относится к расчетам современных артиллерийских установок типа 2С19 «Мста-С» и 2С25 «Спрут», новейших систем залпового огня типа «Торнадо-С» и «Ураган-1М», ракетного комплекса «Искандер», а также всей линейки образцов войсковой ПВО.

Опыт эксплуатации и технического обслуживания тренажеров в войсках показал, что без организации системы подготовки специалистов для обеспечения эксплуатации тренажеров в войсках невозможно обеспечить необходимую интенсивность и эффективность подготовки Сухопутных войск.

Прежде всего требуется обеспечить подготовку офицеров к работе на тренажерах по выбранной специальности (бронетанковая техника, артиллерия, зенитные комплексы и т.д.) в ВУЗах или на курсах повышения квалификации, что позволит им правильно организовать обучение своих подразделений.

Имеющиеся в бригадах и учебных центрах тренажерные взвода (штатная численность 14 человек) не могут обеспечить правильную эксплуатацию тренажеров, так как подготовка командиров таких взводов (контрактников) не проводится, а остальные военнослужащие тренажерных взводов служат по призыву 1 год.

Современная боевая подготовка предусматривает интенсивную эксплуатацию тренажеров в войсках в течении учебного года (8-16 часов ежедневно), что требует восстановления работоспособности тренажеров в течении 24-48 часов.

В то же время, приказом Министра обороны РФ от 2010 г. №1919 утверждено «Временное положение об основах организации сервисного обслуживания вооружения и военной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации», которое предусматривает на разных этапах техническое обслуживание, восстановление и ремонт тренажеров. При этом по существующему опыту организации работ устранение неисправностей планируется в течении 2 лет, т.е. в общих чертах первый год – дефектовка изделий, второй год– восстановление.

Немаловажным фактором в обеспечении боевой подготовки является наличие в войсках современного полигонного оборудования, его способность в короткие сроки создать и управлять разнообразной мишенной обстановкой с предоставлением объективной информации о поражении целей и работоспособности оборудования в реальном масштабе времени.

В 2009 году на снабжение Вооруженных Сил принято радиоуправляемое стрельбищное оборудование ПСО-Р на 40 мишенных установок. На государственных испытаниях комплект показал хорошие результаты. Но, к сожалению, в связи с ограниченными бюджетными ассигнованиями на эти цели, за прошедшие годы было закуплено всего несколько комплектов.

Рассмотренные выше проблемы с обеспечением эксплуатации и работоспособности тренажеров, а также ремонта тренажеров, в полной мере относится и к полигонному оборудованию, с учетом того обстоятельства, что оно работает во все времена года, в любых погодных условиях и времени суток в полевых условиях.

Винтовочные и малые артиллерийские полигоны морально и физически устарели и уже не обеспечивают с должным качеством подготовку специалистов ракетных войск и артиллерии. Сегодня надо широко использовать в обучении офицеров-артиллеристов системы моделирования и визуализации, создавать технические средства обучения типа тренажера 9Ф701 для подготовки руководящего состава артиллерийского подразделения (дивизион-батарея).

 

Требования к перспективным УТС

 

В Вооруженных Силах РФ происходят изменения, связанные с реформированием Сухопутных войск, формированием воинских частей по смешанному принципу комплектования: по контракту и призыву, сокращением срока службы по призыву до 1 года. Претерпела изменение система подготовки офицерских кадров, совершенствуется боевая подготовка адекватно имеющимся угрозам безопасности страны.

Каждое из этих изменений в Вооруженных Силах РФ сказывается на оценке имеющихся сегодня в Сухопутных войсках технических средств обучения и предъявляет новые, повышенные требования к вновь разрабатываемым и поставляемым в войска учебно-тренировочным средствам, к обеспечению их надежной и бесперебойной работы в ходе боевой подготовки, снижению себестоимости при производстве и затрат на их эксплуатацию. Перспективные УТС должны предусматривать:

унифицированное программное обеспечение;

создание единой системы визуализации для формирования фоно целевой обстановки;

использование трехмерного цифрового пространства;

единую систему имитации динамических нагрузок на обучаемых;

единое рабочее место инструктора;

максимально возможную унификацию конструкторско-технологических решений (узлы, блоки, мониторы, ЭВМ и т.д.);

модульность построения для обеспечения разновариантности исполнения тренажеров (динамические, статические);

возможность объединения экипажных тренажеров в комплексные тренажеры для подготовки подразделений (взвод, рота).

Обеспечение Сухопутных войск новыми техническими средствами обучения, а также внедрение новых форм подготовки войск (сил), органов управления тактического звена Сухопутных, Воздушно-десантных войск и Береговых войск ВМФ позволит качественно повысить уровень боевой готовности войск (сил) на современном этапе и в перспективе.

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru